ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Загоскина Ирина Викторовна
Уральский государственный университет путей сообщения
кафедра иностранных языков и межкультурных коммуникаций, старший преподаватель

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов в период перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Возрастает интерес к иностранному языку в связи с присоединением России к Болонскому процессу. Интеграция специальных дисциплин и иностранного языка является важным условием формирования интеллектуальной культуры личности в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: болонский процесс, двухуровневая система обучения, интеллектуальная культура, подготовка будущих экономистов, Федеральный государственный образовательный стандарт


DEVELOPING THE INTELLECTUAL CULTURE OF FUTURE ECONOMISTS DURING INTRODUCING TWO-TIER SYSTEM OF HIGH EDUCATION

Zagoskina Irina Viktorovna
Ural State University of Railway Transport
Chair of Foreign Languages and Intercultural Communication, senior lecture

Abstract
The article concerns the matter of developing the intellectual culture of future economists during introducing two-tier system of high education. The interest to foreign language is on the increase because of Russian’s connection to Bologna process. The integration of specialist disciplines and foreign languages is one of important conditions developing the intellectual culture of personality.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Загоскина И.В. Формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов в высшем профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/01/8836 (дата обращения: 23.02.2024).

Актуальность формирования интеллектуальной культуры личности как фактора профессиональной деятельности обусловлена социокультурными изменениями, которые показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. В период перехода на двухуровневую систему высшего профессионального обучения существует потребность в интеллектуально развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями.

В современном мире происходит постоянное обновление информации, поэтому постоянное самосовершенствование, стремление к успеху является необходимым условием не только для выпускников вузов, но и для специалистов с большим опытом. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно учиться. Согласимся с мнением ряда авторов, что основополагающим в современном образовании «является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всём протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности» [1, с.19].

В информационном обществе уровень развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, важным фактором развития экономики, что значительно повышает статус образования, предъявляет новые требования к его уровню и качеству [2, с 9].

Н.А. Эмих выделяет основные признаки инновационной парадигмы образования: «человек, способный к саморазвитию и самообразованию через всю жизнь, содержание образования – опыт саморазвития, формы – индивидуальное самообразование» [3, с. 94].

Н.Б. Крылова [4, с.14] определяет следующие составляющие культуры специалиста, которые можно отнести к выпускнику любого направления подготовки: системы знаний и интересов, определяющих кругозор личности; системы убеждений, образующих мировоззренческий уровень; систему умений и развитых на их основе, проявляющихся в практической деятельности; системы индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности; системы социальных чувств, образующих уровень эмоциональной культуры.

Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет ей жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности [5, с.5].

Культура личности, по мнению О.С. Газмана, включает в себя несколько сторон развития: духовно нравственная,  культура общения, интеллектуальная (познавательная) культура, эстетическая, экономическая, экологическая, политическая, информационная, правовая культура, культура труда и т.д. Интеллектуальная культура является одной из составных частей базовой культуры личности.

В связи с перестройкой системы высшего профессионального образования в Российском образовании вводится компетентностный подход, в задачи которого входит овладение выпускниками общекультурными и профессиональными компетенциями, разработкой которых занимаются многие учёные и специалисты [6; 7; 8; 9]. Востребованными являются не только дипломы о высшем образовании, а «их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки, готовность их реализовывать» [10, с.3].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (ФГОС ВПО – 3), мы можем утверждать, что овладение общекультурными и профессиональными компетенциями – это не только сумма знаний, умений и навыков, но и способы действий в определённой ситуации.

Элементы интеллектуальной культуры и её формирование в целом обеспечивают личностную и профессиональную самостоятельность будущих экономистов. Востребованность будущих экономистов, обладающих интеллектуальной культурой, обусловлено требованиями рынка.

По мнению Д. Халперн «образование, рассчитанное на перспективу, должно строится на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию» [11, с.20].

Будущий экономист должен осваивать постоянно растущий поток информации, связанный с его непосредственной деятельностью, с другой – творчество, умение находить новые, нестандартные решения, требует широкой эрудиции и обладания сведениями из смежных областей знания.

Интеллектуальная культура может способствовать не только личностному, но и профессиональному росту будущих экономистов по следующим критериям: компетентность,  активность, ответственность, конкурентоспособность, креативность, мобильность.  Интеллектуальная культура – важный фактор личностного и профессионального роста выпускника. Важно, чтобы каждый выпускник эффективно использовал свой интеллектуальный потенциал, «а это в значительной степени определяется общей его культурой» [12, с.258].

И. С. Ладенко ставит вопрос о том, насколько необходимо выделять интеллектуальную культуру отдельных специалистов, «рассматривать её в различных условиях пространства и времени» [13, с. 15]. Автор также утверждает, что такой подход даёт возможность изучать структуру и динамику интеллектуальной культуры, её виды, их взаимоотношения и взаимодействия или изменения с течением времени. Также И.С. Ладенко акцентирует внимание на условиях деятельности, содержании и частоте появления качественно новых проблем и задач.

По нашему мнению, в формировании интеллектуальной культуры будущих экономистов необходимо учитывать как интеллектуальную среду, так и характер вуза, в котором реализуется интеллектуальная деятельность.

Феноменом интеллектуальной культуры будущего экономиста, по нашему предположению являются: знания в области экономики; умения эффективно решать модели экономических проблем в процессе обучения; осознание значимости интеллектуальных умений; владение интеллектуальными умениями.

Интеллектуальная культура будущего экономиста формируется в процессе интеллектуальной деятельности. Согласимся с мнением В. П. Ивановой, что «в условиях стихийного развития интеллектуальная культура остаётся уделом избранных, в специально организованных условиях она может стать среднестатистической нормой» [14, с.137].

В связи с присоединением России к Болонскому процессу и переходом на двухуровневое образование, интерес к изучению иностранного языка возрастает. Так как «в  широком смысле слова Болонский процесс – это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств» [15, с.19].

Обучение иностранному языку играет важную роль в формировании интеллектуальной культуры будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки. Происходит развитие интеллектуальных умений, мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, интерпретация, развитие памяти. «Иностранный язык» как предмет, также повышает общую культуру студентов,  расширяет кругозор, повышает интерес к дальнейшему изучению языка.

Мы провели контент-анализ УМК, учебных программ и учебных пособий и установили межпредметные  связи на основе общей идеи, концепций, понятий, способствующих формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов.

На первом курсе экономического факультета со студентами проводятся интегрированные занятия по иностранному языку. Занятия включают в себя темы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Предметы «Деловая этика» и «Деловое общение» включены в курс дисциплины «Иностранный язык» «Деловой немецкий». Целью данного курса является обучение студентов деловой лексике, умению составлять автобиографию, резюме, написанию делового письма, ведению деловых и телефонных переговоров.  Знания, полученные студентами-экономистами при изучении данных предметов, оказывают большое влияние на формирование интеллектуальной культуры личности, на готовность к дальнейшему овладению профессиональных знаний.
Также, на занятиях со студентами-экономистами второго курса по иностранному языку рассматриваются такие основные экономические понятия, как экономика, труд, валюта, деньги, рынок, рыночная экономика, кредит, банк, предприятие, спрос, предложение.

Таким образом, усвоенные понятия в курсе изучения иностранного языка, являются необходимой предпосылкой для активизации познавательной деятельности при изучении дисциплин социального и экономического циклов («Деловая этика», «Деловое общение», «Микроэкономика», «Макроэкономика»). Знания же, полученные в курсах дисциплин социального и экономического циклов, способствуют актуализации экономических понятий в рамках дисциплины «Иностранный язык», более глубокому их осознанию и сохранению в памяти.

В контексте нашего исследования под понятием  «интеллектуальная культура будущих экономистов» мы понимаем организацию умственного труда, позволяющую ставить цели, самостоятельно и самоорганизованно планировать деятельность, владеть различными мыслительными приёмами, работать с источниками экономической информации, уметь решать модели экономических проблем, иметь навыки работы с компьютером, как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Интеграция специальных дисциплин и иностранного языка является важным условием формирования интеллектуальной культуры в процессе профессиональной подготовки. Интегрированным результатом этого процесса следует назвать: умения анализировать новые ситуации и применять для их анализа уже имеющиеся знания; умение интерпретировать экономические знания; умения обобщать, систематизировать и классифицировать полученную информацию; умения выделять главное; умения сравнивать полученные результаты.


Библиографический список
  1. Поляков, В. Н. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование [Текст] / В. П. Поляков // Психология в бизнесе: Ежеквартальный практический журнал. – 1997. – июль-декабрь, – С.122 – 126.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
  3. Эмих, Н. А. Культурная парадигма современного образования: Философско-антропологические основания. – М.: Логос, 2012. – 175 с.
  4. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 142 с.
  5. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб.науч.тр. Под ред. О. С. Газмана. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – 150 с.
  6. Голуб, Г. Б., Коган Е. Я., Фишман, И. С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Вопросы образования №2, 2008. С. 161-185
  7. Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. – Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. – 416 с.
  8. Зимняя, И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня №8, 2006. С.20 – 26.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64.
  10. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии :  Активное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. – 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
  11. Халперн, Д. Психология критического мышления – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
  12. Трощенко, Г. Я. О программе работ по повышению эффективности использования интеллектуальной культуры специалистов // Интеллектуальная культура специалиста. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. – с.258-267
  13. Ладенко, И. С. Интеллектуальная культура специалистов и средства её формирования // Интеллектуальная культура специалиста. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. – С.14-27
  14. Иванова, В. П., Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2010.- №134. С.132-137.
  15. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.


Все статьи автора «Загоскина Ирина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: