УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Климова Оксана Наильевна1, Гребенщиков Константин Трофимович2, Горбунова Ирина Анатольевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкое училище олимпийского резерва, г. Новокузнецк, педагог-психолог

Аннотация
В статье описывается теория и практика моделирования профессионально-педагогических кейсов педагогов по физической культуре, относящихся как предметно-педагогическим, так и профессионально-педагогическим презентациям. Составление и дополнение профессионально-педагогических кейсов осуществляется в структуре изучения педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, моделирование, профессиональная культура, профессионально-педагогический кейс, технология системно-педагогического моделирования


MODELING CAPABILITIES OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE CASE OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AS A PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Klimova Oksana Nailevna1, Grebenshikov Konstantin Trofimovich2, Gorbunova Irina Anatolievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk school of Olympic reserve, Novokuznetsk, educational psychologist

Abstract
The paper describes the theory and practice of modeling and teaching professionally cases teachers of physical culture, as a subject-related educational and vocational educational presentations. Drafting and supplement vocational teaching case studies carried out in the study of the structure of pedagogical disciplines and passing pedagogical practice.

Keywords: professional and pedagogical case modeling, professional culture, RP-pedagogical modeling technology, RP-технология педагогического моделирования, self-dependent living activities culture, technology system-pedagogical modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Климова О.Н., Гребенщиков К.Т., Горбунова И.А. Возможности моделирования профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по физической культуре как профессионально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12394 (дата обращения: 28.05.2017).

Возможность продуктивной самореализации личности и продуктивной самостоятельной работы студентов в системе научно-педагогического сотрудничества и непрерывного профессионального образования – одна из важных областей научно-педагогического исследования, фасилитирующего исследование качества самореализации и социализации личности в модели формирования культуры самостоятельной работы и культуры социально-профессиональных отношений, регламентирующих возможность самоутверждения личности и развитие всех процессуально-педагогических составных развития антропологически обусловленных социально-профессиональных ресурсов и возможностей продуцирования объектов и продуктов современной культуры и науки. Система непрерывного профессионального образования в модели исследования организация продуктивной самостоятельной работы студентов [1] и создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [2] в ресурсах вузовского и дополнительного образования [3] системно предлагает оптимизировать качество выявления и решения поликультурных противоречий целостного развития личности обучающегося, включенного в освоение совокупности компетенций профессионального образования в определяемых направления, уровне профессионального образования.

Качество формирования личности обучающегося в модели профессионально-педагогического образования детерминированы в совокупности формируемых компетенций, где для среднего профессионально-педагогического образования установлены ФГОС СПО две группы формируемых компетенций – «ОК» (общие компетенции) и «ПК» (профессиональные компетенции), для высшего профессионально-педагогического образования выделяют три группы формируемых компетенций, – для бакалавриата и магистратуры – это «ОК» (общекультурные компетенции), «ОПК» (общепрофессиональные компетенции), «ПК» (профессиональные компетенции), для уровня подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура) – «УК» (универсальные компетенции), «ОПК» (общепрофессиональные компетенции), «ПК» (профессиональные компетенции), системно визуализирующие результативность образовательной практики образовательного учреждения и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему активного воспроизводства социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений и приоритетов развития.

В ресурсах формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре определены предметно-педагогические и профессионально-педагогические презентации возможным вариантом фасилитации постановки и решения той ил иной задач профессионально-педагогического развития и труда, общения и фасилитации выбора условий развития личности обучающегося, включенного в активный поиск оптимальных условий развития в модели «хочу – могу – надо – есть». Одним из вариантов определения потребностей и возможностей личности обучающегося, включенного в систему среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), является профессионально-педагогический кейс [5], визуализирующий качество и возможности развития личности обучающегося в системе выделяемых направлений подготовки и самореализации.

Остановимся подробнее на специфике и возможности использования профессионально-педагогического кейса в системе среднего профессионального образования. Специфика общепедагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре в Новокузнецком училище олимпийского резерва осуществляется в системе верификации качества формирования культуры самостоятельной работы личности будущего педагога [4-29], способного качественно и объективно, своевременно и точно решить задачи профессионально-педагогической деятельности в оздоровлении и развитии обучающихся, осваивающих программы подготовки в структуре изучаемого предмета «Физическая культура». Одной из составных практики современной самореализации и самосовершенствования является продуктивная рефлексия результатов педагогической деятельности и своевременная постановка и достижение новых целей развития, а также качественной, верифицируемой профессионально-трудовой деятельности и модели взаимоотношений.

В модели подготовки педагогов, реализуемой в структуре стандартов образования второго поколения, не имевшего утвержденной совокупности выделяемых компетенций, аморфность структуры профессионально-педагогического кейса и портфолио обучающегося была возможным решением определения практики педагогической рефлексии и состоятельности и завершенности, самостоятельности и конкурентоспособности продуктов самореализации и самосовершенствования личности обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования.

Реализация идеи компетентностного подхода в ФГОС СПО в ресурсах формируемых ОК и ПК должно определить новую практику формирования качества моделирования профессионально-педагогических кейсов и портфолио обучающихся СПО.

В модели педагогической рефлексии очень важно уделять внимание своевременному формированию потребности в саморазвитии и самореализации личности обучающегося, включенного в освоение программ СПО.

В структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре в Новокузнецком училище олимпийского резерва (г. Новокузнецк) на пропедевтическом уровне осуществляется моделирование профессионально-педагогического кейса в модели презентации «Я – профессионал» (1 курс обучающихся, общее количество 15 человек), качество которых в 2014/2015 уч. году было следующим:

  • 1 место – Бериева Х., Головина К., Казимов Р. (отлично);
  • 2 место – Богданов Н., Крятова Е., Енчинов А., Тадыкин Э. (хорошо);
  • 3 место – Глумин А.,  Долгов Д., Козлов С., Кондакова А., Петрушин И., Руденко Г., Талкибаев Ч., Южакова Е. (хорошо).

Различные номинации в определении акмеверифицированной практики самореализации студентов – одна из реализуемых граней гуманистической парадигмы современного профессионального образования.

В Новокузнецком училище олимпийского резерва обучаются и студенты-инвалиды. Многомерный поиск оптимальных условий развития личности обучающегося и принятие идеи нормального распределения способностей – базовой идеей развития личности, ресурсов и педагогических технологий современного профессионального образования определяет потребность пересмотра условий продуктивного развития личности в системе СПО.

Одной из возможных практик является практика моделирования портфолио обучающегося, в нашей ситуации – на протяжении 5 лет данная практика была реализована в модели презентации «Я – профессионал».

Качество поиска определяется созданными условиями для продуктивной самореализации личности будущего педагога. В структуре подготовки педагогов учтены возможности адаптивного и акмеверифицированного развития педагогов.

В дальнейшем нам необходимо разработать программно-педагогическое сопровождение преподавания педагогических дисциплин, преподаваемых в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура”, зарегистрированным в Минюсте России 27.11.2014 N 34956.


Библиографический список
  1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  2. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3 (62). С. 63-67.
  3. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и сист. доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  4. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учебное пособие. Кемерово: КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+DVD].
  5. Козырева О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010.  97 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–552–7.
  6. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  7. Редлих С.М., Горбунова И.А., Козырева О.А. Профессионально-педагогический кейс как результат самореализации студента педагогического спуза и вуза // Вісник Луганського нац. ун-ту ім. Т. Шевченка. Пед.науки.  2013.  № 5 (264) березень.  Ч.ІІ.  С.207-216.
  8. Редлих С.М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  9. Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Проф. образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С.27-29.
  10. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  11. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  12. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога  // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  13. Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.
  14. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Проф. образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
  15. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
  16. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психо­ло­гов // Известия Южного федерального университета. Пед. науки. 2008. № 3. С.61-69.
  17. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  18. Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.
  19. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  20. Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 142-151.
  21. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12 (25). С. 97-102.
  22. Шалашов М.О., Бердыева А.А., Козырева О.А. Возможности здоровьесберегающего знания в формировании культуры самостоятельной работы личности обучающегося // Вестник международных научных конференций. 2015. № 2 (6). С. 114-117.
  23. Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации.  2014.  № 12(16). С. 11-16.
  24. Козырева О. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса как средство формирования культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры будущего педагога // Выбор профессии: самоопределение, конкуренция, успех : матер. Всеросс. конфер. с Междун. уч. СПб.: изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 117-120.
  25. Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс и модели социализации в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога // Художественная педагогика XXI век: опыт, проблемы, инновации: матер. Междун. науч.-практ. конф. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010.  С.33-39.
  26. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс в структуре подготовки будущих педагогов по ФК и определения его качества // Инновации в науке, производстве и образовании: сб. тр. Межд. науч.-практ. конф. (14–16 окт. 2013 г.). Рязань: изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013.  С. 345-349.
  27. Козырева О.А., Зубанов В.П., Горбунова И.А. Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конф. (Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С.207-210.
  28. Шварцкопф Е.Ю., Мокерова С.В., Козырева О.А. Технология профессионально-педагогических кейсов в структуре верификации качества самореализации личности педагога // Общество в эпоху перемен: формирование новых соц.-эконом. отношений: матер. Межд.науч.-практ. конф.:в 2-х ч. ч.1. Саратов: Академия Бизнеса, 2014.С.119-121.
  29. Кириенко С.А., Воробьев Е.Н., Козырева О.А. Профессионально-педагогический кейс будущего тренера по хоккею: определение и модели // Инновационный вектор развития науки: сб.ст. Междун. науч.-практ. конф.(25 сент. 2014г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.174-175.


Все статьи автора «Горбунова Ирина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: