Возможность продуктивной самореализации личности и продуктивной самостоятельной работы студентов в системе научно-педагогического сотрудничества и непрерывного профессионального образования – одна из важных областей научно-педагогического исследования, фасилитирующего исследование качества самореализации и социализации личности в модели формирования культуры самостоятельной работы и культуры социально-профессиональных отношений, регламентирующих возможность самоутверждения личности и развитие всех процессуально-педагогических составных развития антропологически обусловленных социально-профессиональных ресурсов и возможностей продуцирования объектов и продуктов современной культуры и науки. Система непрерывного профессионального образования в модели исследования организация продуктивной самостоятельной работы студентов [1] и создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [2] в ресурсах вузовского и дополнительного образования [3] системно предлагает оптимизировать качество выявления и решения поликультурных противоречий целостного развития личности обучающегося, включенного в освоение совокупности компетенций профессионального образования в определяемых направления, уровне профессионального образования.
Качество формирования личности обучающегося в модели профессионально-педагогического образования детерминированы в совокупности формируемых компетенций, где для среднего профессионально-педагогического образования установлены ФГОС СПО две группы формируемых компетенций – «ОК» (общие компетенции) и «ПК» (профессиональные компетенции), для высшего профессионально-педагогического образования выделяют три группы формируемых компетенций, – для бакалавриата и магистратуры – это «ОК» (общекультурные компетенции), «ОПК» (общепрофессиональные компетенции), «ПК» (профессиональные компетенции), для уровня подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура) – «УК» (универсальные компетенции), «ОПК» (общепрофессиональные компетенции), «ПК» (профессиональные компетенции), системно визуализирующие результативность образовательной практики образовательного учреждения и саморазвития личности обучающегося, включенного в систему активного воспроизводства социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений и приоритетов развития.
В ресурсах формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре определены предметно-педагогические и профессионально-педагогические презентации возможным вариантом фасилитации постановки и решения той ил иной задач профессионально-педагогического развития и труда, общения и фасилитации выбора условий развития личности обучающегося, включенного в активный поиск оптимальных условий развития в модели «хочу – могу – надо – есть». Одним из вариантов определения потребностей и возможностей личности обучающегося, включенного в систему среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), является профессионально-педагогический кейс [5], визуализирующий качество и возможности развития личности обучающегося в системе выделяемых направлений подготовки и самореализации.
Остановимся подробнее на специфике и возможности использования профессионально-педагогического кейса в системе среднего профессионального образования. Специфика общепедагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре в Новокузнецком училище олимпийского резерва осуществляется в системе верификации качества формирования культуры самостоятельной работы личности будущего педагога [4-29], способного качественно и объективно, своевременно и точно решить задачи профессионально-педагогической деятельности в оздоровлении и развитии обучающихся, осваивающих программы подготовки в структуре изучаемого предмета «Физическая культура». Одной из составных практики современной самореализации и самосовершенствования является продуктивная рефлексия результатов педагогической деятельности и своевременная постановка и достижение новых целей развития, а также качественной, верифицируемой профессионально-трудовой деятельности и модели взаимоотношений.
В модели подготовки педагогов, реализуемой в структуре стандартов образования второго поколения, не имевшего утвержденной совокупности выделяемых компетенций, аморфность структуры профессионально-педагогического кейса и портфолио обучающегося была возможным решением определения практики педагогической рефлексии и состоятельности и завершенности, самостоятельности и конкурентоспособности продуктов самореализации и самосовершенствования личности обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования.
Реализация идеи компетентностного подхода в ФГОС СПО в ресурсах формируемых ОК и ПК должно определить новую практику формирования качества моделирования профессионально-педагогических кейсов и портфолио обучающихся СПО.
В модели педагогической рефлексии очень важно уделять внимание своевременному формированию потребности в саморазвитии и самореализации личности обучающегося, включенного в освоение программ СПО.
В структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре в Новокузнецком училище олимпийского резерва (г. Новокузнецк) на пропедевтическом уровне осуществляется моделирование профессионально-педагогического кейса в модели презентации «Я – профессионал» (1 курс обучающихся, общее количество 15 человек), качество которых в 2014/2015 уч. году было следующим:
- 1 место – Бериева Х., Головина К., Казимов Р. (отлично);
- 2 место – Богданов Н., Крятова Е., Енчинов А., Тадыкин Э. (хорошо);
- 3 место – Глумин А., Долгов Д., Козлов С., Кондакова А., Петрушин И., Руденко Г., Талкибаев Ч., Южакова Е. (хорошо).
Различные номинации в определении акмеверифицированной практики самореализации студентов – одна из реализуемых граней гуманистической парадигмы современного профессионального образования.
В Новокузнецком училище олимпийского резерва обучаются и студенты-инвалиды. Многомерный поиск оптимальных условий развития личности обучающегося и принятие идеи нормального распределения способностей – базовой идеей развития личности, ресурсов и педагогических технологий современного профессионального образования определяет потребность пересмотра условий продуктивного развития личности в системе СПО.
Одной из возможных практик является практика моделирования портфолио обучающегося, в нашей ситуации – на протяжении 5 лет данная практика была реализована в модели презентации «Я – профессионал».
Качество поиска определяется созданными условиями для продуктивной самореализации личности будущего педагога. В структуре подготовки педагогов учтены возможности адаптивного и акмеверифицированного развития педагогов.
В дальнейшем нам необходимо разработать программно-педагогическое сопровождение преподавания педагогических дисциплин, преподаваемых в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура”, зарегистрированным в Минюсте России 27.11.2014 N 34956.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3 (62). С. 63-67.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и сист. доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учебное пособие. Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+DVD].
- Козырева О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–552–7.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Редлих С.М., Горбунова И.А., Козырева О.А. Профессионально-педагогический кейс как результат самореализации студента педагогического спуза и вуза // Вісник Луганського нац. ун-ту ім. Т. Шевченка. Пед.науки. 2013. № 5 (264) березень. Ч.ІІ. С.207-216.
- Редлих С.М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Проф. образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С.27-29.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Козырева О.А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Проф. образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Пед. науки. 2008. № 3. С.61-69.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 142-151.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12 (25). С. 97-102.
- Шалашов М.О., Бердыева А.А., Козырева О.А. Возможности здоровьесберегающего знания в формировании культуры самостоятельной работы личности обучающегося // Вестник международных научных конференций. 2015. № 2 (6). С. 114-117.
- Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Елясова А. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12(16). С. 11-16.
- Козырева О. А. Моделирование профессионально-педагогического кейса как средство формирования культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры будущего педагога // Выбор профессии: самоопределение, конкуренция, успех : матер. Всеросс. конфер. с Междун. уч. СПб.: изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 117-120.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс и модели социализации в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога // Художественная педагогика XXI век: опыт, проблемы, инновации: матер. Междун. науч.-практ. конф. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. С.33-39.
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс в структуре подготовки будущих педагогов по ФК и определения его качества // Инновации в науке, производстве и образовании: сб. тр. Межд. науч.-практ. конф. (14–16 окт. 2013 г.). Рязань: изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. С. 345-349.
- Козырева О.А., Зубанов В.П., Горбунова И.А. Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конф. (Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С.207-210.
- Шварцкопф Е.Ю., Мокерова С.В., Козырева О.А. Технология профессионально-педагогических кейсов в структуре верификации качества самореализации личности педагога // Общество в эпоху перемен: формирование новых соц.-эконом. отношений: матер. Межд.науч.-практ. конф.:в 2-х ч. ч.1. Саратов: Академия Бизнеса, 2014.С.119-121.
- Кириенко С.А., Воробьев Е.Н., Козырева О.А. Профессионально-педагогический кейс будущего тренера по хоккею: определение и модели // Инновационный вектор развития науки: сб.ст. Междун. науч.-практ. конф.(25 сент. 2014г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.174-175.