ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шишкина Светлана Владимировна1, Левина Наталья Николаевна2
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки
2Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу подготовки студентов-бакалавров к проведению педагогического эксперимента. В статье рассматривается значимость исследовательской работы для будущей профессиональной деятельности учителя музыки, а также представлен экспериментальный материал выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: исследовательская работа, опытно-экспериментальная деятельность, профессиональная подготовка


PREPARATION OF UNDERGRADUATE STUDENTS TO CONDUCT EXPERIMENTAL WORK IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Shishkina Svetlana Vladimirovna1, Levina Natalia Nikolaevna2
1Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of music education and methods of teaching music
2Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva, 5th year student of the faculty of pedagogy and art education

Abstract
This article is devoted to the preparation of undergraduate students to conduct pedagogical experiment. The article discusses the importance of research for future professional activity of the teacher of music, and also presents experimental material the final qualifying work.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шишкина С.В., Левина Н.Н. Подготовка студентов-бакалавров к проведению опытно-экспериментальной работы в профессиональной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/05/10641 (дата обращения: 27.02.2024).

Современные педагогические технологии, развиваясь с колоссальной быстротой, приносят массу нового и неоднородного по качеству и значению материала. Чтобы сориентироваться в новой информации, осуществить аргументированный выбор дидактических и методических средств, критически оценить эффективность тех или иных учебных программ и пособий, а также самому грамотно работать над проблемами музыкальной педагогики, опираясь при этом на данные смежных наук, учителю музыки необходимы развитые профессиональные исследовательские знания и умения, а в целом – научно-исследовательская компетентность.

Исследовательская работа, согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (ФГОС 3+ ВО), является одной из важных областей профессиональной деятельности студента-бакалавра.  Исследовательская деятельность позволяет выпускнику-бакалавру успешно решать профессиональные задачи, такие как «изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования», «использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области» и др. [1].
В связи со сказанным особую актуальность приобретают профессионально-прикладные компетенции бакалавра-музыканта: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2), а также готовность использовать
систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7) [1].

Подготовка бакалавра к проведению опытно-экспериментальной работы, которая является неотъемлемой частью исследовательской деятельности педагога-музыканта, ведется на протяжении всего периода обучения в педагогическом вузе. Результаты опытно-экспериментальной работы, как правило, представляются студентами в выпускной квалификационной работе.

В качестве примера приведем фрагмент опытно-экспериментального исследования студента-бакалавра Левиной Н., проведенного под руководством автора данной статьи.

Цель исследования: выявить уровень развития интереса к народной музыке у младших школьников.

Задачи экспериментального исследования:

– разработать диагностическую методику для определения уровня развития интереса к народной музыке у младших школьников;

– определить критерии сформированности данной способности у испытуемых;

– подобрать методический и музыкальный материал к проведению эксперимента;

– сделать количественный и качественный анализ полученных результатов.

В педагогическом эксперименте нами использовались следующие методы диагностики, применяемые в психолого-педагогической науке:

1) метод наблюдения, цель которого определить по внешнему облику (мимике, пантомимике, поведению, другим видам деятельности испытываемого) наличие или отсутствие интереса к народной музыке у школьников;

2) опрос, проводимый как в устной форме (беседа, интервью), так и в письменной (анкета);

3) творческие задания.

Задачи, поставленные в настоящем исследовании, решались экспериментально с учениками третьего класса гимназии № 12  г. Саранска. В ходе эксперимента участвовали 12 человек, посещающих факультативное занятие по музыке. 

Задание 1. Анкетирование.

Цель: выявить уровень развития интереса к народной музыке разных национальностей; выявить исходный уровень знаний о народной культуре у младших школьников, а также их отношение к факультативным занятиям по данной проблематике.

Содержание: учащимся предлагалось ответить на шесть вопросов анкеты, выбрав и подчеркнув подходящие варианты ответов.

1. Что вам нравится больше всего на факультативных занятиях:

а) беседовать о народных традициях, обрядах;

б) петь;

в) танцевать;

г) играть;

д) принимать участие в коллективной творческой деятельности.

2. Что, по вашему мнению, можно отнести к жанрам народного творчества:

а) былины;

б) сказки;

в) песни;

г) эстрадные песни;

д) современные танцы.

3. Какого народа больше песен вы знаете:

а) русского;

б) мордовского;

в) татарского;

г) украинского;

д) других.

4. Поете ли вы песни, разученные на факультативных занятиях, с родителями дома:

а) да, поем;

б) нет;

в) иногда.

5. Какие виды искусств включает в себя фольклор:

а) искусство вышивки;

б) музыкальное искусство;

в) литературное искусство;

г) профессиональное музыкальное искусство;

д) танцевальное искусство.

6. Какие  праздники можно отнести к фольклорным:

а) Масленица;

б) Праздник урожая;

в) день рождения;

г) Восьмое марта;

д) Новый год.

Ответы учащихся на 1 вопрос  распределились следующим образом:

1 вариант  (беседовать о народных традициях, обрядах) – 6 %;

2 вариант (петь) – 14 %;

3 вариант (танцевать) – 15 %;

4 вариант (играть) – 25 %;

5 вариант (принимать участие в коллективной творческой деятельности) – 40 %.

Из ответов на 1 вопрос анкеты видно, что ребята предпочитают на факультативных занятиях принимать участие в коллективной творческой деятельности. Вместе с тем отмечается слабая заинтересованность учащихся беседами о народных традициях и обрядах. Немного учащихся выбрали также песенную и танцевальную деятельность в народном жанре.

Результаты ответов школьников на 2 вопрос анкеты следующие:

1 вариант (былины) назвали 90 % детей;

2 вариант (сказки) – 90 %;

3 вариант (песни) – 90 %;

4 вариант (эстрадные песни) – 10 %;

5 вариант (современные танцы) – 10 %.

Из ответов видно, что дети смогут определить, что относится к жанрам фольклора. Лишь единичная часть группы ответила неверно.

Ответы младших школьников на 3 вопрос:

1 вариант (русские народные песни) – 50 %;

2 вариант (мордовские народные песни) – 35 %;

3 вариант (татарские народные песни) – 0 %;

4 вариант (украинские народные песни) – 15 %;

5 вариант (песни других народов мира) – 0 %.

Из полученных результатов ответов детей можно сделать вывод о том, что большая часть группы знают песни русского народа, затем – несколько меньше – песни мордовского народа и  еще меньшая часть группы знают песни украинского народа, а вот песни татарского и других народов дети совсем не знают.

Ответы на 4 вопрос о том, поют ли дети народные песни дома, распределились следующим образом:

1 вариант (да) – 15 %;

2 вариант (нет) – 60 %;

3 вариант (иногда) – 25 %.

Из перечисленных ответов видно то, что ребята неохотно поют народные песни дома с родителями, а подавляющая часть группы ответила, что не поет этих песен.

Ответы школьников на 5 вопрос о видах искусств, входящих в фольклор, выглядят следующим образом:

1 вариант (искусство вышивки) – 90 %;

2 вариант (музыкальное искусство) – 90 %;

3 вариант (литературное искусство) – 40 %;

4 вариант (профессиональное музыкальное искусство) – 10 %;

5 вариант (танцевальное искусство) – 60 %.

Из полученных данных видно, что на первый вопрос правильно ответили почти все, на второй – тоже. А вот на третий вопрос меньше половины группы смогла ответить правильно. Четвертый вопрос вызвал затруднение у 10 % учащихся: оказалось, что не все дети знают, что профессиональное музыкальное искусство не является фольклорным видом искусства. Пятый вопрос оказался менее сложным для школьников, на него ответили правильно 60 % детей.

Ответы школьников на 6 вопрос:

1 вариант (Масленицу) к народным или фольклорным праздникам отнесли 90 %
детей;

2 вариант (Праздник урожая) выбрали 80 % респондентов;

3 вариант (День рождения) к народным праздникам отнесли 20 %;

4 вариант (Восьмое марта) – 0 %;

5 вариант (Новый год) – 10 %.

Из полученных ответов видно то, что дети все же знают народные праздники, так как на первый и второй вопросы ответила почти вся группа, за исключением 10 % – 20 % детей. Последующие три вопроса также не вызвали особых затруднений у ребят, только 10 – 20 % группы ответили неверно.

Результаты ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся

вопроса

Вариант ответа

Количество ответов

(в %)

1

1

6

2

14

3

15

4

25

5

40

2

1

90

2

90

3

90

4

10

5

10

3

1

50

2

35

3

0

4

15

5

0

4

1

15

2

60

3

25

5

1

90

2

90

3

40

4

10

5

60

6

1

90

2

80

3

20

4

0

5

10

В целом результаты анкетирования можно распределить на три уровня: высокий, средний и низкий, определив средние показатели по каждому из вопросов, в затем и по всем вопросам.

Таблица 2. Уровневая дифференциация результатов анкетирования учащихся

Задание 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

 

Анкетирование

 

6

50 %

5

42 %

1

8 %

В целом ответы учащихся на вопросы анкеты выявили следующее отношение ребят к народной музыке: 1) школьники предпочитают на факультативных занятиях принимать участие в концертной творческой деятельности, чем беседовать о
народных традициях и обрядах, заниматься песенной и танцевальной деятельностью в народном жанре; 2) большинство детей могут определить жанры фольклора; 3) большая часть группы знает русские народные песни, несколько меньше – песни
мордовского народа и еще меньшая часть группы знает песни украинского народа, а вот песни татарского и других народов дети совсем не знают;  4) школьники неохотно поют дома народные песни, в том числе с родителями; 5) большинство детей имеют понятие о видах искусств, входящих в фольклор; 6)  ребята знают или, по крайней мере, слышали о народных праздниках.


Библиографический список
  1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки (бакалавриат). URL: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=124&m=50763 (Дата обращения 07.04.2015)


Все статьи автора «Шишкина Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: