Современные педагогические технологии, развиваясь с колоссальной быстротой, приносят массу нового и неоднородного по качеству и значению материала. Чтобы сориентироваться в новой информации, осуществить аргументированный выбор дидактических и методических средств, критически оценить эффективность тех или иных учебных программ и пособий, а также самому грамотно работать над проблемами музыкальной педагогики, опираясь при этом на данные смежных наук, учителю музыки необходимы развитые профессиональные исследовательские знания и умения, а в целом – научно-исследовательская компетентность.
Исследовательская работа, согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (ФГОС 3+ ВО), является одной из важных областей профессиональной деятельности студента-бакалавра. Исследовательская деятельность позволяет выпускнику-бакалавру успешно решать профессиональные задачи, такие как «изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования», «использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области» и др. [1].
В связи со сказанным особую актуальность приобретают профессионально-прикладные компетенции бакалавра-музыканта: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2), а также готовность использовать
систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7) [1].
Подготовка бакалавра к проведению опытно-экспериментальной работы, которая является неотъемлемой частью исследовательской деятельности педагога-музыканта, ведется на протяжении всего периода обучения в педагогическом вузе. Результаты опытно-экспериментальной работы, как правило, представляются студентами в выпускной квалификационной работе.
В качестве примера приведем фрагмент опытно-экспериментального исследования студента-бакалавра Левиной Н., проведенного под руководством автора данной статьи.
Цель исследования: выявить уровень развития интереса к народной музыке у младших школьников.
Задачи экспериментального исследования:
– разработать диагностическую методику для определения уровня развития интереса к народной музыке у младших школьников;
– определить критерии сформированности данной способности у испытуемых;
– подобрать методический и музыкальный материал к проведению эксперимента;
– сделать количественный и качественный анализ полученных результатов.
В педагогическом эксперименте нами использовались следующие методы диагностики, применяемые в психолого-педагогической науке:
1) метод наблюдения, цель которого определить по внешнему облику (мимике, пантомимике, поведению, другим видам деятельности испытываемого) наличие или отсутствие интереса к народной музыке у школьников;
2) опрос, проводимый как в устной форме (беседа, интервью), так и в письменной (анкета);
3) творческие задания.
Задачи, поставленные в настоящем исследовании, решались экспериментально с учениками третьего класса гимназии № 12 г. Саранска. В ходе эксперимента участвовали 12 человек, посещающих факультативное занятие по музыке.
Задание 1. Анкетирование.
Цель: выявить уровень развития интереса к народной музыке разных национальностей; выявить исходный уровень знаний о народной культуре у младших школьников, а также их отношение к факультативным занятиям по данной проблематике.
Содержание: учащимся предлагалось ответить на шесть вопросов анкеты, выбрав и подчеркнув подходящие варианты ответов.
1. Что вам нравится больше всего на факультативных занятиях:
а) беседовать о народных традициях, обрядах;
б) петь;
в) танцевать;
г) играть;
д) принимать участие в коллективной творческой деятельности.
2. Что, по вашему мнению, можно отнести к жанрам народного творчества:
а) былины;
б) сказки;
в) песни;
г) эстрадные песни;
д) современные танцы.
3. Какого народа больше песен вы знаете:
а) русского;
б) мордовского;
в) татарского;
г) украинского;
д) других.
4. Поете ли вы песни, разученные на факультативных занятиях, с родителями дома:
а) да, поем;
б) нет;
в) иногда.
5. Какие виды искусств включает в себя фольклор:
а) искусство вышивки;
б) музыкальное искусство;
в) литературное искусство;
г) профессиональное музыкальное искусство;
д) танцевальное искусство.
6. Какие праздники можно отнести к фольклорным:
а) Масленица;
б) Праздник урожая;
в) день рождения;
г) Восьмое марта;
д) Новый год.
Ответы учащихся на 1 вопрос распределились следующим образом:
1 вариант (беседовать о народных традициях, обрядах) – 6 %;
2 вариант (петь) – 14 %;
3 вариант (танцевать) – 15 %;
4 вариант (играть) – 25 %;
5 вариант (принимать участие в коллективной творческой деятельности) – 40 %.
Из ответов на 1 вопрос анкеты видно, что ребята предпочитают на факультативных занятиях принимать участие в коллективной творческой деятельности. Вместе с тем отмечается слабая заинтересованность учащихся беседами о народных традициях и обрядах. Немного учащихся выбрали также песенную и танцевальную деятельность в народном жанре.
Результаты ответов школьников на 2 вопрос анкеты следующие:
1 вариант (былины) назвали 90 % детей;
2 вариант (сказки) – 90 %;
3 вариант (песни) – 90 %;
4 вариант (эстрадные песни) – 10 %;
5 вариант (современные танцы) – 10 %.
Из ответов видно, что дети смогут определить, что относится к жанрам фольклора. Лишь единичная часть группы ответила неверно.
Ответы младших школьников на 3 вопрос:
1 вариант (русские народные песни) – 50 %;
2 вариант (мордовские народные песни) – 35 %;
3 вариант (татарские народные песни) – 0 %;
4 вариант (украинские народные песни) – 15 %;
5 вариант (песни других народов мира) – 0 %.
Из полученных результатов ответов детей можно сделать вывод о том, что большая часть группы знают песни русского народа, затем – несколько меньше – песни мордовского народа и еще меньшая часть группы знают песни украинского народа, а вот песни татарского и других народов дети совсем не знают.
Ответы на 4 вопрос о том, поют ли дети народные песни дома, распределились следующим образом:
1 вариант (да) – 15 %;
2 вариант (нет) – 60 %;
3 вариант (иногда) – 25 %.
Из перечисленных ответов видно то, что ребята неохотно поют народные песни дома с родителями, а подавляющая часть группы ответила, что не поет этих песен.
Ответы школьников на 5 вопрос о видах искусств, входящих в фольклор, выглядят следующим образом:
1 вариант (искусство вышивки) – 90 %;
2 вариант (музыкальное искусство) – 90 %;
3 вариант (литературное искусство) – 40 %;
4 вариант (профессиональное музыкальное искусство) – 10 %;
5 вариант (танцевальное искусство) – 60 %.
Из полученных данных видно, что на первый вопрос правильно ответили почти все, на второй – тоже. А вот на третий вопрос меньше половины группы смогла ответить правильно. Четвертый вопрос вызвал затруднение у 10 % учащихся: оказалось, что не все дети знают, что профессиональное музыкальное искусство не является фольклорным видом искусства. Пятый вопрос оказался менее сложным для школьников, на него ответили правильно 60 % детей.
Ответы школьников на 6 вопрос:
1 вариант (Масленицу) к народным или фольклорным праздникам отнесли 90 %
детей;
2 вариант (Праздник урожая) выбрали 80 % респондентов;
3 вариант (День рождения) к народным праздникам отнесли 20 %;
4 вариант (Восьмое марта) – 0 %;
5 вариант (Новый год) – 10 %.
Из полученных ответов видно то, что дети все же знают народные праздники, так как на первый и второй вопросы ответила почти вся группа, за исключением 10 % – 20 % детей. Последующие три вопроса также не вызвали особых затруднений у ребят, только 10 – 20 % группы ответили неверно.
Результаты ответов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся
№ вопроса |
Вариант ответа |
Количество ответов (в %) |
1 |
1 |
6 |
2 |
14 |
|
3 |
15 |
|
4 |
25 |
|
5 |
40 |
|
2 |
1 |
90 |
2 |
90 |
|
3 |
90 |
|
4 |
10 |
|
5 |
10 |
|
3 |
1 |
50 |
2 |
35 |
|
3 |
0 |
|
4 |
15 |
|
5 |
0 |
|
4 |
1 |
15 |
2 |
60 |
|
3 |
25 |
|
5 |
1 |
90 |
2 |
90 |
|
3 |
40 |
|
4 |
10 |
|
5 |
60 |
|
6 |
1 |
90 |
2 |
80 |
|
3 |
20 |
|
4 |
0 |
|
5 |
10 |
В целом результаты анкетирования можно распределить на три уровня: высокий, средний и низкий, определив средние показатели по каждому из вопросов, в затем и по всем вопросам.
Таблица 2. Уровневая дифференциация результатов анкетирования учащихся
Задание 1 |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% |
|
Анкетирование
|
6 |
50 % |
5 |
42 % |
1 |
8 % |
В целом ответы учащихся на вопросы анкеты выявили следующее отношение ребят к народной музыке: 1) школьники предпочитают на факультативных занятиях принимать участие в концертной творческой деятельности, чем беседовать о
народных традициях и обрядах, заниматься песенной и танцевальной деятельностью в народном жанре; 2) большинство детей могут определить жанры фольклора; 3) большая часть группы знает русские народные песни, несколько меньше – песни
мордовского народа и еще меньшая часть группы знает песни украинского народа, а вот песни татарского и других народов дети совсем не знают; 4) школьники неохотно поют дома народные песни, в том числе с родителями; 5) большинство детей имеют понятие о видах искусств, входящих в фольклор; 6) ребята знают или, по крайней мере, слышали о народных праздниках.
Библиографический список
- Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки (бакалавриат). URL: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=124&m=50763 (Дата обращения 07.04.2015)
Количество просмотров публикации: Please wait