УДК 159.9.01

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМАМИ МОЛОДЕЖИ

Харченко Евгений Васильевич
Кемеровский государственный университет
магистрант направления «Социальная работа»

Аннотация
В статье анализируются современные подходы к пониманию проблем, свойственных для современной российской молодежи. Аргументируется значимость ценностно-смысловых аспектов содержания и переживания рассматриваемых проблемных ситуаций. В контексте постнеклассической науки обосновываются технологии психолого-педагогической и социальной работы со студентами вуза, основанные на изменении ценностно-смыслового отношения к действительности и поддержке становления просоциальной направленности системы ценностных ориентаций личности.

Ключевые слова: личностные смыслы, молодежь, проблемы молодежи, психолого-педагогические и социальные технологии, студенты, ценности


PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL AND SOCIAL SUPPORT OF FORMATION OF THE VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY IN SYSTEM OF TECHNOLOGIES OF WORK WITH YOUTH PROBLEMS

Kharchenko Evgeny Vasilievich
Kemerovo State University
master of Social work

Abstract
In article modern approaches to understanding of the problems peculiar for modern Russian youth are analyzed. The importance of valuable and semantic aspects of the contents and experience of the considered problem situations is reasoned. In the context of post-nonclassical science the technologies of psychology and pedagogical work and social work with students of higher education institution based on change of the valuable and semantic attitude towards reality and supports of formation of a pro-social orientation of system of valuable orientations of the personality locate.

Keywords: personal meanings, problems of youth, psychology and pedagogical and social technologies, students, value, youth


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Харченко Е.В. Психолого-педагогическая и социальная поддержка становления ценностно-смысловой сферы личности в системе технологий работы с проблемами молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10070 (дата обращения: 04.10.2017).

Специфика проблем такой особой социальной группы, как молодежь, обусловлена в первую очередь последовательным переживанием свойственных ей затруднений своего развития и социализации в обществе. Однако помимо общих, «универсальных» проблем молодежи, обусловленных ее возрастно-психологическими особенностями и переходным положением в социальной структуре общества, целый ряд молодежных проблем обусловлены характером ее актуального социально-экономического положения. Согласно результатам ряда современных исследований, проведенных в последние годы, к числу наиболее значимых для современной молодежи проблем относятся алкоголизм и наркомания, преступность, безработица и рост цен, жилищная проблема, а также проблемы, связанные недостаточностью возможностей для самореализации [1].

Особенную значимость эти проблемы приобретают в современном российском обществе, переживающем сегодня политический, экономический и ценностный кризис. Как справедливо указывает Е.П. Савруцкая, «негативные явления российской социальной реальности оказали наибольшее влияние на молодежь, поставленную перед проблемой выбора ценностных ориентаций и жизненных установок, зачастую не имеющую возможности опереться на социокультурный опыт старших поколений» [2, с. 247]. Соответственно, в настоящее время многие молодые люди характеризуется несформированностью системы ценностных ориентаций или ее дезинтеграцией, определенной утратой смысла жизни, что существенно осложняет процесс социализации личности.

Ценностно-смысловое содержание проблем современной российской молодежи закономерно задает и содержание работы практического психолога, педагога и социального работника по его сопровождению, которое неизбежно должно основываться ценностно-смысловой парадигме личностного развития, поскольку сегодня фокусировку на ценностно-смысловой проблематике можно рассматривать как методологическую основу постнеклассической педагогической психологии, а работу с ценностями и смыслами – как ее «магистральное» направление [3;4]. Поэтому психолого-педагогическая и социальная работа с молодежью закономерно фокусируется на ценностно-смысловой сфере личности, заключаясь в поддержке становления просоциальной системы ценностных ориентаций личности и интернализованной системы личностных смыслов. Так, в современной практической психологии детально разработаны ценностно-смысловые аспекты оказания психологической помощи в различных кризисных ситуациях. Работа с ценностями и смыслами в данном аспекте подробно описывается В. Франклом, И. Яломом, К. Роджерсом, Ф.Е Василюком, Д.А. Леонтьевым и другими авторами. Рассматривая содержание кризисного психологического консультирования, А.В. Серый предлагает, в частности, конкретную психологическую технологию актуализации смыслов прошлого, настоящего и будущего и перевода их в категорию личностных смыслов [5]. Педагогические технологии разрешения кризисов профессионального самоопределения также рассматриваются в контексте поддержки становления ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи в период обучения в вузе (Г. Оллпорт, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Л. Руднева, Ю.В. Пелех и др.). Значимость образовательных институтов в процессе социализации и формирования ценностной сферы личности подробно анализируется, в частности, в работе З. Франчек [6].

Социальные технологии профилактики радикализма в студенческой среде в ряде случаев также направлены на преодоление ценностной дезориентации и состояния аномии среди современной молодежи. Так, С.А. Пфетцер, А.А. Зеленин и М.С. Яницкий  разработали и апробировали политическую технологию содействия ценностному развитию молодежи в рамках региональной модели реализации государственной молодежной политики, основанную на целенаправленном воспитательном воздействии на процесс становления системы ценностей конкретных групп молодежи и поддержке формирования ее просоциальной направленности [1]. Как отмечают авторы, формирование направленности на традиционные и социально одобряемые ценности посредством целенаправленного воспитательного воздействия может стать основой технологий предупреждения роста радикализма и экстремизма в молодежной среде. Опыт использования таких технологий, по мнению авторов, позволяет использовать их потенциал также и в практике реализации государственной молодежной политики с целью повышения ее эффективности.

Таким образом, ценностно-смысловое содержание проблем, актуальных для современной российской молодежи, закономерно определяют ценностно-смысловую направленность психологических, педагогических и социальных технологий в работе по разрешению данных проблемных ситуаций. Соответственно, и сама организация работы со студентами по профилактике и успешному решению проблем молодежи,  должна представлять собой комплексную систему, основанную на междисциплинарной методологии поддержки развития ценностно-смысловой сферы личности, и реализуемую в единой социально-воспитательной среде вуза.


Библиографический список
  1. Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. – 143 с.
  2. Савруцкая, Е.П. Политические и нравственные установки в ценностном сознании молодежи / Е.П. Савруцкая // Приволжский научный журнал. – 2009. № 3. – С. 246-251.
  3. Яницкий М.С. Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. – С. 175-186.
  4. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. № 19. – С. 82-97.
  5. Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. № 2. – С. 132-142.
  6. Frączek Z. Wychowanie do wartości. Znaczenie rodziny i szkoły w rozwoju aksjologicznym człowieka // Nauczyciel kraju ojczystego. – Szczecinek: Polskie Stowarzyszenie Nauczycieli Twórczych, 2012. – S. 387-398.


Все статьи автора «Харченко Евгений Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: