ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Джевицкая Екатерина Сергеевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»

Аннотация
Исследован опыт оценки компетенций в области финансового менеджмента в практической сфере. Рассмотрены методические подходы к оценке уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин. Предложены методические подходы к мониторингу сформированности компетенций студентов и его документационному сопровождению.

Ключевые слова: высшее учебное заведение., изучение дисциплины, преподаватель вуза, студент, сформированность компетенций, финансовые дисциплины


ASSESSMENT OF FORMATION OF COMPETENCES OF STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING OF FINANCIAL DISCIPLINES

Dzhevitskaya Ekaterina Sergeyevna
Penza state university of architecture and construction
Candidate of Economic Sciences, associate professor "Management"

Abstract
Experience of an assessment of competences in the field of financial management in the practical sphere is investigated. Methodical approaches to an assessment of level of formation of competences of students in the course of studying of financial disciplines are considered. Methodical approaches to monitoring of formation of competences of students and its documentary maintenance are offered.

Keywords: financial disciplines, formation of competences, higher educational institution, studying of discipline, teacher of higher education institution


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Джевицкая Е.С. Оценка сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9815 (дата обращения: 25.02.2024).

Профессиональное образование в современных условиях является личностно-ориентированным и направлено на формирование профессиональных специалистов, способных к саморазвитию, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, готовых выполнять необходимые функции в профессиональной деятельности [1]. Ориентация на этот результат требует особой системы оценки общих и профессиональных компетенций студентов [2].

Цель исследования – разработать методические подходы к оценке уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин.

Задачи исследования:

- исследование опыта оценки компетенций в области финансового менеджмента в практической сфере;

-  исследование концептуальных основ формирования компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин и оценки результатов их сформированности;

- разработка компетентностной модели дисциплины «Финансовый менеджмент» по образовательной программе бакалавриата «Менеджмент организации»;

- разработка оценочных средств и средств документирования оценочных процедур сформированности компетенций в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент».

Наглядный опыт реализации организационной основы обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций выпускника можно проследить, анализируя работу по реализации  проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В настоящее время Калининградская область является пилотным регионом по реализации проекта. Правительством Калининградской области принята целевая программа «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах». Одной из основных задач является: организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России [3].

Для оценки формирования опыта трансляции финансово-экономических знаний различным целевым аудиториям, был разработан ряд мероприятий  с целью  изучить уровень профессиональных компетенций студентов. Работа состояла из 2 этапов. На первом этапе было  проведено анкетирование студентов. На втором этапе был проведен Круглый стол с привлечением специалистов банка-партнера учебного заведения. В работе круглого стола активно принимали участие преподаватели экономических и юридических дисциплин и учебного заведения.

Разрабатывая и проводя Круглый стол,  организаторам необходимо было спланировать работу заранее, провести подготовительную работу. Студентами были подготовлены доклады на актуальные темы. Путем обобщения мнений участники беседы анализировали тезисы и антитезисы.  Решали практические ситуации, с которыми может в жизни столкнуться каждый. Оценила сформированность профессиональных компетенций студентов и преподавателей представитель банка.

Научные публикации показывают, что на российских предприятиях имеется опыт оценки компетенций менеджеров и специалистов. Так, например, для оценки компетенций топ-менеджеров и уровня владения ими в организации ООО “Холдинговая компания “Яузские ворота” (г. Москва). Помимо традиционных методов, для сбора информации в организации используются задания – рабочие проекты или задачи. Исполняя их, сотрудник демонстрирует уровень своих компетенций в конкретных обстоятельствах.

Используемая в организации модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности с управлением персоналом. Каждая компетенция – это набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в один или несколько блоков, в зависимости от смыслового объема компетенции [4]. Различают пять уровней развития компетенций:

Е – компетенция не развита (неудовлетворительный уровень, развитие обязательно, но затруднено).

D – компетенция недостаточно развита (нормальный уровень, требуется и возможно развитие).

С – базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста.

А – лидерский уровень развития компетенции (требуется для высшего менеджмента).

В настоящее время на российском рынке появилось достаточно изданий, где описаны технологии оценки персонала по компетенциям [5]. В холдинговой компании “Яузские ворота” для оценки топ-менеджеров применяются следующие компетенции: планирование, анализ, использование информации, работа в команде, руководство отношениями, ориентация на достижение результата, управление конфликтами.

При объявлении в прессе какой-либо вакансии современные компании  представляют перечень требуемых к наличию компетенций у кандидатов на должность. Модели компетенций применяются для  оценки эффективности работы менеджеров, при найме и отборе персонала, в процессе разработки программ обучения и развития,  привлечения  выпускников вузов, обучения преподавателей.

Мельникова Т.И. разработала модель ключевых компетенций финансового менеджера, которая включает следующие компоненты: группы компетенций и их составляющие или ключевые компетенции (таблица 1) [6].

Таблица 1 – Модель ключевых компетенций финансового менеджера

Группы компетенций

Составляющие (ключевые компетенции)

1. Профессиональные и специальные 1.1. Освоение фундаментальных концепций финансового менеджмента.

1.2. Знание теории и практики современного финансового управления, направленного на рост стоимости  компании.

1.3. Умения и навыки эконометрического,   финансового анализа  и прогнозирования денежных потоков и оценки рисков.

1.4. Владение знаниями общего менеджмента, операционного и инвестиционного менеджмента, риск-менеджмента.

2. Компетенция в  применении знаний 2.1. Владение методологией применения знаний в конкретной ситуации.

2.2. Умение строить финансовые модели, приспособленные для решения конкретных задач.

2.3. Концептуальная гибкость при выборе моделей и  методов  финансового управления.

2.4.  Управление финансовой цепочкой.

3. Управленческая компетентность

 

3.1. Определение целей организации, выбор приоритетов и разработка финансовой стратегии.

3.2. Создание финансовой структуры организации и команды финансовых менеджеров (консультантов). Умение работать в команде.

3.3. Создание системы ключевых показателей. Определение критериев  управления эффективностью и результативностью.

3.4. Вовлечение персонала в достижение целей.

3.5. Мониторинг и оценка результативности и эффективности.

4. Управление информацией 4.1. Получение, оценивание и обмен информацией для решения проблем и принятия решений.

4.2. Понимание потребностей  в информации всех заинтересованных сторон.

4.3. Обеспечение достоверности и прозрачности информации о стоимости для внешних и внутренних заинтересованных сторон.

4.4. Знание и применение современных информационных моделей раскрытия информации.

4.5. Владение современными информационными технологиями.

4.6. Управление цепочкой корпоративной отчетности.



5. Лидерские качества и способность к  инновациям
5.1. Формирование видения – способность проектирования будущего организации и согласование со стратегией развития.

5.2. Умение донести свое видение до подчиненных.

5.3. Доверие к подчиненным и создание открытого климата.

5.4. Понимание нужд окружающих и поддержка

заинтересованность в развитии и обучении персонала.

5.5. Готовность к изменениям в управлении.

5.6. Вовлечение персонала в процесс преобразований.

5.7. Демонстрация собственной приверженности переменами.

Данная модель предполагает наличие у человека, занимающего должность финансового менеджера, всех компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Процесс их формирования охватывает все стадии реализации образовательной программы (обучение во время занятий с первого курса и до защиты выпускной квалификационной работы, привитие навыков использования знаний во время прохождения всех производственных и учебных практик, участие в конкурсах научно-исследовательских работ и проектов, участие в научно-практических конференциях, самооценка сформированности компетенций и ее документационное оформление в портфолио) [7, 8].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент  (уровень бакалавриата) в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» у студентов должны сформироваться и развиться следующие компетенции:

- умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-4);

- владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-8);

- владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов (ПК-12).

В результате освоения дисциплины «Финансовый менеджмент» студенты должны:

знать

– теоретические и методологические основы управления финансовой деятельностью предприятий в рыночной экономике (З1);

– методологические основы управления основным и оборотным капиталом предприятия (З2);

– основные методы стоимостной оценки реальных и финансовых активов (З3);

– принципы разработки и реализации инвестиционной политики предприятия и методы оценки инвестиционных проектов (З4).

уметь:

– производить оценку финансовых и реальных активов (У1);

– проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявлять основные тенденции в ее изменении (У2);

– разрабатывать эффективные управленческие решения с учетом возможных финансовых результатов (У3);

– использовать компьютерную технику и соответствующее программное обеспечение для решения задач финансового менеджмента (У4).

владеть:

– навыками финансового анализа организации и управленческих решений (В1);

– навыками финансового планирования в организации в рыночной экономике (В2);

– навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по финансовому менеджменту (В3).

Концептуальные основы построения компетентностной модели дисциплины и технологий оценки уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплины разработаны преподавателями Омского государственного технического университета [9]. Используя эти методические подходы, нами была предложена компетентностная модель дисциплины «Финансовый менеджмент» в рамках образовательной программы  бакалавриата по направлению «Менеджмент организации», которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Компетентностная модель дисциплины «Финансовый менеджмент»

Индекс компетенции

Проектируемые результаты освоения дисциплины «Финансовый менеджмент» и индикаторы формирования компетенций

Средства и технологии оценки

Технологии формирования компетенции

Знания (З)

Умения (У)

Навыки (В)

ПК-4

З1-З4

У1-У4

В1-В3

Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен

1-3

ПК-8

З1-З4

У1-У4

В1-В3

Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен

1-3

ПК-12

З4

У1

В3

Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен

1-3

Технологии обучения:

  1. Информационно-развивающие технологии:

- лекционно-семинарский метод;

- самостоятельное изучение литературы;

- использование электронных средств информации.

2. Развивающие проблемно-ориентировочные технологии:

- учебные дискуссии;

- деловые игры;

3. Личностно-ориентированные технологии обучения:

- диалоги, индивидуальные задания, анализ конкретных ситуаций [10].

Оценку уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» необходимо проводить поэтапно (по результатам изучения тем, модулей, курса), используя различные оценочные средства. Оценочные средства в соответствии с этим подходом необходимо формировать, исходя из соответствующего уровня оценки:

- для оценки знаний – тематическое наполнение (контрольные вопросы, тесты, доклады, рефераты, эссе, зачет, экзамен);

- для оценки знаний и умений – модульное наполнение (расчетные задачи, курсовые работы, индивидуальные комплексные расчетные работы);

- для оценки знаний, умений и навыков – кейс-наполнение (нестандартные практические задания с самостоятельным конструированием студентом способа решения) [11].

Подобная оценка сформированнности профессиональной компетентности у студентов в процессе изучения финансовых дисциплин позволяет создать модель подготовки, обеспечивающую эффективное формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста [12, 13].


Библиографический список
  1. Резник С.Д. Организационное поведение. Учебник по специальности «Менелджмент организации». – Москва, 2006. Серия Высшее образование (2-е изд. перераб. и доп.)
  2. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. №6. – С. 57-61.
  3. Сашнева О. А., Бакалова Л. В. Формирование профессиональных компетенций студентов ГБОУ СПО КО «ИПК» в области финансовой грамотности // http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/
  4. Киселева Е.А. Уровни развития компетенций руководителей высшего звена // http://www.kadrovik.ru/
  5. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики / под общ. ред. С.Д. Резника. Программа Министерства образования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». – Министерство образования Российской Федерации, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия. Пенза, 2003.
  6. Мельникова Т.И. Модель компетенций финансового менеджера // cprsob.ru
  7. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении роли и механизмах подготовки научно-педагогических кадров в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014, №12-1 (40). – С. 125-135.
  8. Резник С.Д., Мосичева И.А., Джевицкая Е.С. Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе. Практическое пособие. – Пенза, ПГУАС, 2010.
  9. Рабочая программа дисциплины «Финансы». ОМГТУ, 2013 // omgtu.ru
  10. Резник С.Д., Джевицкая Е.С., Чаусова Ю.С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Моногр. – Пенза, ПГУАС, 2009.
  11. Резник С.Д., Макарова С.Н., Джевицкая Е.С. Аспиранты России: отбор и подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности: монография. Пенза: ПГУАС, 2013. 280 с.
  12. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. Опыт отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014, №12-3 (44). – С. 93-101.
  13. Джевицкая Е.С. Практика оценки сформированности компетенций студентов в российских высших учебных заведениях // Современные научные исследования и инновации. 2015


Все статьи автора «Джевицкая Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: