Профессиональное образование в современных условиях является личностно-ориентированным и направлено на формирование профессиональных специалистов, способных к саморазвитию, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, готовых выполнять необходимые функции в профессиональной деятельности [1]. Ориентация на этот результат требует особой системы оценки общих и профессиональных компетенций студентов [2].
Цель исследования – разработать методические подходы к оценке уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин.
Задачи исследования:
- исследование опыта оценки компетенций в области финансового менеджмента в практической сфере;
- исследование концептуальных основ формирования компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин и оценки результатов их сформированности;
- разработка компетентностной модели дисциплины «Финансовый менеджмент» по образовательной программе бакалавриата «Менеджмент организации»;
- разработка оценочных средств и средств документирования оценочных процедур сформированности компетенций в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент».
Наглядный опыт реализации организационной основы обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций выпускника можно проследить, анализируя работу по реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В настоящее время Калининградская область является пилотным регионом по реализации проекта. Правительством Калининградской области принята целевая программа «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах». Одной из основных задач является: организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности всем категориям населения России [3].
Для оценки формирования опыта трансляции финансово-экономических знаний различным целевым аудиториям, был разработан ряд мероприятий с целью изучить уровень профессиональных компетенций студентов. Работа состояла из 2 этапов. На первом этапе было проведено анкетирование студентов. На втором этапе был проведен Круглый стол с привлечением специалистов банка-партнера учебного заведения. В работе круглого стола активно принимали участие преподаватели экономических и юридических дисциплин и учебного заведения.
Разрабатывая и проводя Круглый стол, организаторам необходимо было спланировать работу заранее, провести подготовительную работу. Студентами были подготовлены доклады на актуальные темы. Путем обобщения мнений участники беседы анализировали тезисы и антитезисы. Решали практические ситуации, с которыми может в жизни столкнуться каждый. Оценила сформированность профессиональных компетенций студентов и преподавателей представитель банка.
Научные публикации показывают, что на российских предприятиях имеется опыт оценки компетенций менеджеров и специалистов. Так, например, для оценки компетенций топ-менеджеров и уровня владения ими в организации ООО “Холдинговая компания “Яузские ворота” (г. Москва). Помимо традиционных методов, для сбора информации в организации используются задания – рабочие проекты или задачи. Исполняя их, сотрудник демонстрирует уровень своих компетенций в конкретных обстоятельствах.
Используемая в организации модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности с управлением персоналом. Каждая компетенция – это набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в один или несколько блоков, в зависимости от смыслового объема компетенции [4]. Различают пять уровней развития компетенций:
Е – компетенция не развита (неудовлетворительный уровень, развитие обязательно, но затруднено).
D – компетенция недостаточно развита (нормальный уровень, требуется и возможно развитие).
С – базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста.
А – лидерский уровень развития компетенции (требуется для высшего менеджмента).
В настоящее время на российском рынке появилось достаточно изданий, где описаны технологии оценки персонала по компетенциям [5]. В холдинговой компании “Яузские ворота” для оценки топ-менеджеров применяются следующие компетенции: планирование, анализ, использование информации, работа в команде, руководство отношениями, ориентация на достижение результата, управление конфликтами.
При объявлении в прессе какой-либо вакансии современные компании представляют перечень требуемых к наличию компетенций у кандидатов на должность. Модели компетенций применяются для оценки эффективности работы менеджеров, при найме и отборе персонала, в процессе разработки программ обучения и развития, привлечения выпускников вузов, обучения преподавателей.
Мельникова Т.И. разработала модель ключевых компетенций финансового менеджера, которая включает следующие компоненты: группы компетенций и их составляющие или ключевые компетенции (таблица 1) [6].
Таблица 1 – Модель ключевых компетенций финансового менеджера
Группы компетенций |
Составляющие (ключевые компетенции) |
1. Профессиональные и специальные | 1.1. Освоение фундаментальных концепций финансового менеджмента.
1.2. Знание теории и практики современного финансового управления, направленного на рост стоимости компании. 1.3. Умения и навыки эконометрического, финансового анализа и прогнозирования денежных потоков и оценки рисков. 1.4. Владение знаниями общего менеджмента, операционного и инвестиционного менеджмента, риск-менеджмента. |
2. Компетенция в применении знаний | 2.1. Владение методологией применения знаний в конкретной ситуации.
2.2. Умение строить финансовые модели, приспособленные для решения конкретных задач. 2.3. Концептуальная гибкость при выборе моделей и методов финансового управления. 2.4. Управление финансовой цепочкой. |
3. Управленческая компетентность
|
3.1. Определение целей организации, выбор приоритетов и разработка финансовой стратегии.
3.2. Создание финансовой структуры организации и команды финансовых менеджеров (консультантов). Умение работать в команде. 3.3. Создание системы ключевых показателей. Определение критериев управления эффективностью и результативностью. 3.4. Вовлечение персонала в достижение целей. 3.5. Мониторинг и оценка результативности и эффективности. |
4. Управление информацией | 4.1. Получение, оценивание и обмен информацией для решения проблем и принятия решений.
4.2. Понимание потребностей в информации всех заинтересованных сторон. 4.3. Обеспечение достоверности и прозрачности информации о стоимости для внешних и внутренних заинтересованных сторон. 4.4. Знание и применение современных информационных моделей раскрытия информации. 4.5. Владение современными информационными технологиями. 4.6. Управление цепочкой корпоративной отчетности. |
5. Лидерские качества и способность к инновациям |
5.1. Формирование видения – способность проектирования будущего организации и согласование со стратегией развития.
5.2. Умение донести свое видение до подчиненных. 5.3. Доверие к подчиненным и создание открытого климата. 5.4. Понимание нужд окружающих и поддержка заинтересованность в развитии и обучении персонала. 5.5. Готовность к изменениям в управлении. 5.6. Вовлечение персонала в процесс преобразований. 5.7. Демонстрация собственной приверженности переменами. |
Данная модель предполагает наличие у человека, занимающего должность финансового менеджера, всех компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Процесс их формирования охватывает все стадии реализации образовательной программы (обучение во время занятий с первого курса и до защиты выпускной квалификационной работы, привитие навыков использования знаний во время прохождения всех производственных и учебных практик, участие в конкурсах научно-исследовательских работ и проектов, участие в научно-практических конференциях, самооценка сформированности компетенций и ее документационное оформление в портфолио) [7, 8].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» у студентов должны сформироваться и развиться следующие компетенции:
- умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-4);
- владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-8);
- владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов (ПК-12).
В результате освоения дисциплины «Финансовый менеджмент» студенты должны:
знать
– теоретические и методологические основы управления финансовой деятельностью предприятий в рыночной экономике (З1);
– методологические основы управления основным и оборотным капиталом предприятия (З2);
– основные методы стоимостной оценки реальных и финансовых активов (З3);
– принципы разработки и реализации инвестиционной политики предприятия и методы оценки инвестиционных проектов (З4).
уметь:
– производить оценку финансовых и реальных активов (У1);
– проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявлять основные тенденции в ее изменении (У2);
– разрабатывать эффективные управленческие решения с учетом возможных финансовых результатов (У3);
– использовать компьютерную технику и соответствующее программное обеспечение для решения задач финансового менеджмента (У4).
владеть:
– навыками финансового анализа организации и управленческих решений (В1);
– навыками финансового планирования в организации в рыночной экономике (В2);
– навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по финансовому менеджменту (В3).
Концептуальные основы построения компетентностной модели дисциплины и технологий оценки уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплины разработаны преподавателями Омского государственного технического университета [9]. Используя эти методические подходы, нами была предложена компетентностная модель дисциплины «Финансовый менеджмент» в рамках образовательной программы бакалавриата по направлению «Менеджмент организации», которая представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Компетентностная модель дисциплины «Финансовый менеджмент»
Индекс компетенции |
Проектируемые результаты освоения дисциплины «Финансовый менеджмент» и индикаторы формирования компетенций |
Средства и технологии оценки |
Технологии формирования компетенции |
||
Знания (З) |
Умения (У) |
Навыки (В) |
|||
ПК-4 |
З1-З4 |
У1-У4 |
В1-В3 |
Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен |
1-3 |
ПК-8 |
З1-З4 |
У1-У4 |
В1-В3 |
Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен |
1-3 |
ПК-12 |
З4 |
У1 |
В3 |
Устный опрос, тестирование, проверка домашних заданий, экзамен |
1-3 |
Технологии обучения:
- Информационно-развивающие технологии:
- лекционно-семинарский метод;
- самостоятельное изучение литературы;
- использование электронных средств информации.
2. Развивающие проблемно-ориентировочные технологии:
- учебные дискуссии;
- деловые игры;
3. Личностно-ориентированные технологии обучения:
- диалоги, индивидуальные задания, анализ конкретных ситуаций [10].
Оценку уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» необходимо проводить поэтапно (по результатам изучения тем, модулей, курса), используя различные оценочные средства. Оценочные средства в соответствии с этим подходом необходимо формировать, исходя из соответствующего уровня оценки:
- для оценки знаний – тематическое наполнение (контрольные вопросы, тесты, доклады, рефераты, эссе, зачет, экзамен);
- для оценки знаний и умений – модульное наполнение (расчетные задачи, курсовые работы, индивидуальные комплексные расчетные работы);
- для оценки знаний, умений и навыков – кейс-наполнение (нестандартные практические задания с самостоятельным конструированием студентом способа решения) [11].
Подобная оценка сформированнности профессиональной компетентности у студентов в процессе изучения финансовых дисциплин позволяет создать модель подготовки, обеспечивающую эффективное формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста [12, 13].
Библиографический список
- Резник С.Д. Организационное поведение. Учебник по специальности «Менелджмент организации». – Москва, 2006. Серия Высшее образование (2-е изд. перераб. и доп.)
- Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. №6. – С. 57-61.
- Сашнева О. А., Бакалова Л. В. Формирование профессиональных компетенций студентов ГБОУ СПО КО «ИПК» в области финансовой грамотности // http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/
- Киселева Е.А. Уровни развития компетенций руководителей высшего звена // http://www.kadrovik.ru/
- Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики / под общ. ред. С.Д. Резника. Программа Министерства образования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». – Министерство образования Российской Федерации, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия. Пенза, 2003.
- Мельникова Т.И. Модель компетенций финансового менеджера // cprsob.ru
- Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении роли и механизмах подготовки научно-педагогических кадров в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014, №12-1 (40). – С. 125-135.
- Резник С.Д., Мосичева И.А., Джевицкая Е.С. Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе. Практическое пособие. – Пенза, ПГУАС, 2010.
- Рабочая программа дисциплины «Финансы». ОМГТУ, 2013 // omgtu.ru
- Резник С.Д., Джевицкая Е.С., Чаусова Ю.С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Моногр. – Пенза, ПГУАС, 2009.
- Резник С.Д., Макарова С.Н., Джевицкая Е.С. Аспиранты России: отбор и подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности: монография. Пенза: ПГУАС, 2013. 280 с.
- Резник С.Д., Джевицкая Е.С. Опыт отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014, №12-3 (44). – С. 93-101.
- Джевицкая Е.С. Практика оценки сформированности компетенций студентов в российских высших учебных заведениях // Современные научные исследования и инновации. 2015
Количество просмотров публикации: Please wait