УДК 330.341.1

УНИКАЛЬНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Дубровских Дарья Андреевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация
В настоящей статье описывается вопрос и сложности возникновения и управления уникальными проектами. Конкретизируется роль руководства и участников проекта. Рассматриваются риски, возникающие в ходе реализации проекта, привлечения инвестиций, поиске персонала и оценке его компетентности. Формируется вывод о высокой значимости уникальных проектов для развития экономики.

Ключевые слова: идея, метод, персонал, проект, работа, риск, товар, форма управления


UNIQUENESS AS THE CHARACTERISTIC OF THE PROJECT

Dubrovskikh Darya Andreevna
St.-Petersburg humanitarian university of trade unions

Abstract
In present article the question and complexities of occurrence and management of unique projects is described. The role of a management and participants of the project is concretized. The risks arising during realization of the project, attraction of investments, search of the personnel and an estimation of its competence are considered. The conclusion about the high importance of unique projects for development of economy is formed.

Keywords: form of management, idea, method, personnel, project, the goods, work


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Дубровских Д.А. Уникальность как характеристика проекта // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9561 (дата обращения: 26.05.2017).

Для решения задачи по формированию определения “уникальный проект” обратимся к существующим определениям. Существует огромное количество определений «проекта». Каждый экономист или ученый определяет его по-разному, наделяя какими-либо специфическими свойствами, признаками. Хотелось бы охарактеризовать проект следующими стандартными признаками: он всегда направлен на достижение каких-либо результатов, которые будут достигаться посредством выполнения взаимосвязанных, выполняемых в определенном порядке действий, при этом проект всегда ограничен во времени [1, 2, 3]. В целом, все что нас окружает – это проекты, только в разных жизненных стадиях, формах и масштабах. Ежедневно на работе, учебе, телевидении мы только и слышим: в силу вступил новый законопроект, проект строительства жилого комплекса, инвестирование проекта, инвестиционный проект, проектирование, проектная деятельность и так далее.

Интересно, что в последнее время стало по-настоящему актуальным словосочетание «уникальный проект». Уникальным является тот проект, продукт или услуга, который не производился, не продавался, не осуществлялся ранее [4, 5]. Он ни на что не похож, обладает собственными уникальными признаками, преимуществами и недостатками.

Такой «товар» является чем-то новым на рынке, не имеет конкурентов, но в то же время рискует остаться невостребованным. К такому проекту трудно применить основные методы анализа его успешности на рынке продуктов и услуг. Ни один опытный эксперт не сможет дать 100% гарантии на его прибыльность, актуальность. При этом именно новые идеи, правильно представленные будущим инвесторам, посредникам и потребителям повышают уровень развития общества в целом. Очень важно, чтобы помимо массы обычных проектов (например, в сфере строительства), всегда был хотя бы небольшой процент уникальных. Индивидуальность и особенность очень востребована в наши дни, и к счастью, существуют светлые головы, которые способны генерировать интереснейшие идеи [6, 7, 8].

К числу методов управления уникальным проектом можно отнести четыре основные организационные формы управления: функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Наиболее подходящей для данного типа проектов является функциональная организация, так как линейный руководитель имеет некоторое преимущество над руководителем проекта: более тесный контакт с коллективом, что очень важно для специфических новых проектов [9, 10].

Например, Стив Джобс организовал компанию Apple на основе функциональной организации, позволяющей ему осуществлять полный контроль над работой линейных менеджеров, сохраняя теплые отношения с коллегами; в Google добились успеха тоже благодаря дружественным отношениям, непринужденной обстановке и аналогичному типу управления. Осуществляя организацию деятельности проекта, следует заранее уяснить, что ранее разработанные типовые модели управления, скорее всего, не подойдут, так как продукт (услуга) реализуется впервые[11, 12].

Главный руководитель должен быть ознакомлен с областью, в которой ему предстоит работать, ведь ему придется учитывать специфику производимого товара и предоставлять достаточно свободы линейным управляющим и их подчиненным для его успешного воплощения в жизнь. Менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы в условиях несоответствия поставленных ранее целей и задач реалиям, с которыми, безусловно, придется столкнуться (несоответствие ранее заданной аудитории, непринятие финансовой политики со стороны клиента, невостребованность на рынке и другие факторы), иметь альтернативный метод продвижения товара, быть способным отойти от четко заданного курса, сохраняя при этом главную цель [13, 14, 15].

Хочется отметить, что для стартовых проектов будет выигрышно нанимать на работу заинтересованных в развитии идеи людей, обладающих творческим мышлением и нестандартным подходом к выполнению заданий. Они будут не только высокопроизводительным коллективом, но и генератором новых идей для трансформации и адаптации к возможным будущим изменениям.

Для того чтобы сформировать идею для уникального проекта следует следить за трендами, предвидеть появление новых и прогнозировать будущие запросы потребителей. Для такого рода проектов характерен высокий риск. Когда на рынок выводит абсолютно новый продукт, никто не знает реакции покупателей: будет ли он востребован, окупятся ли затраты на его производство и получит ли производитель доход. Именно поэтому очень важно выбрать наиболее подходящее время и место для его реализации.

На этапе разработки определяются альтернативные пути решения проблем. Формирование может быть достаточно длительным процессом, а может образоваться неожиданно. Очень часто для возникновения новых идей прибегают к методу экспертных оценок. Одними из основных являются: выявление общественного мнения (интервью, анкетирование, опросы); творческие методы (мозговой штурм, метод Дельфи) [16, 17].

В настоящее время одним из самых популярных методов формирования проектов является Start-up основа. Данная основа предполагает несколько этапов формирования проекта:

1. Выделение актуальной проблемы в обществе.

2. Генерация идей продукта по решению даннойпроблемы.

3. Формирование штата профессионалов разрабатывающих концепты продукта.

4. Презентация «Альфа» и «Бета» версий уникального продукта потребителям, на «Бирже стартапов».

5. Привлечении потенциальных инвесторов.

6. Запуск проекта на рынок.

7. Выход на рынок, привлечение более крупных инвесторов.

8. Переходот Start-up-а к полноценной компании, занимающей большой сегмент рынка [18, 19].

Примером уникального Start-up проекта может послужить старт на рынке очков виртуальной реальности Oculus Rift. Двадцатью профессионалами был разработан уникальный проект, собравший на данный момент более 91 миллиона долларов США, 2.4 миллионов из которых было собрано на платформе Kickstarter. Благодаря своей уникальности, идея настолько быстро завоевала сердца инвесторов, что за 36 часов концепт компании окупился в 4 раза. Из запланированных 250 тысяч долларов они получили менее чем за двое суток 1 миллиондолларов. В 2014 году компания Oculus Rift, была куплена корпорацией Facebook, за 2 миллиарда долларов [20, 21, 22].

Обращаясь к проблеме рисков стоит отметить, что управление рисками, прежде всего, начинается с выявления потенциальных проблем, с которыми можно столкнуться в процессе реализации проекта. В идеале, конечной целью является минимизация неопределенности. Стоит учитывать то, что невозможно заранее полностью оценить реакции на новый продукт (услугу) на рынке. Например, можно столкнуться с проблемой непонимания продукта покупателем, необоснованной ценовой политики, одновременного появления схожего товара [23, 24, 25].

Маркетологи могут сделать SWOT-анализ, который позволит выявить основные слабые и сильные стороны, поможет определить возможности и угрозы проекта. Но в данном случае, несмотря на эффективность и популярность данного метода, невозможно с высокой точностью определить будет ли востребованной такая кампания. Поэтому следует прибегнуть к специалистам по управлению рисками. Это поможет максимально уменьшить риски, с которыми возможно придется столкнуться при реализации проекта [26, 27].

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время молодые люди генерируют огромное множество инновационных идей, однако не находят поддержки со стороны инвесторов, сталкиваются с непониманием со стороны общества. Уникальные проекты должны поддерживаться государством. За ними стоит будущее страны, качественное улучшение всех сфер жизни общества и как следствие повышения уровня жизни населения [28, 29, 30].


Библиографический список
  1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: «Дело», 2002. – 472 с.
  2. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности инвестиций в задаче обеспечения инновационного экономического развития России // Биржа интеллектуальной собственности. М.: ООО «Международный институт промышленной собственности», 2014, №10. – C. 49-53.
  3. Войку И.П. Управление проектами. Псков: «Псковский государственный университет», 2013. – 204 с.
  4. Карпушин Е.С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. М.: ООО «Международный институт промышленной собственности», 2014, №.11. – C. 49-52.
  5. Кустова Т.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2003. – 200 с.
  6. Карпушин Е.С. Конфликт интересов в вопросах социальной ответственности бизнеса перед обществом // Науковедение. М.: Издательский центр “Науковедение”, 2014, №4. – C. 118.
  7. Карпушин Е.С. Рассмотрение причинно-следственных связей как совокупности статистических цензов // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», 2011, №9-10. – C. 56-60.
  8. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004. – 267 с.
  9. Карпушин Е.С. Формирование системы социально-экономических факторов для оценки профессионализма кадров и их влияния на управление деятельностью предприятий сферы услуг (на примере предприятий отрасли связи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Балтийская академия туризма и предпринимательства. СПб., 2008. – 24 с.
  10. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. М.: “Омега-Л”, 2004. – 664 с.
  11. Карпушин Е.С. Математическая модель операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №4. – C. 56-60.
  12. Седов В.В. Экономическая теория: Часть 1. Введение в экономическую теорию. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2002. – 115 с.
  13. Карпушин Е.С. Анализ операций в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 69-74.
  14. Карпушин Е.С. Направления модернизации автоматизированной системы управления технологическими процессами «Скала-микро» Ленинградской атомной станции // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2010, №5. – С. 61-66.
  15. Балацкий Е.В., Сергеева В.В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. М.: Некоммерческое партнерство «Редакция журнала «Вопросы экономики», 2014, №2. – С. 133-148.
  16. Карпушин Е.С. Назначение систем поддержки принятия решений // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 15. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3943.
  17. Карпушин Е.С. Системы управления и трудности их модернизации // Современные научные исследования и инновации. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 17. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/34661.
  18. Карпушин Е.С. Повышение управляемости автоматизированной системы управления технологическими процессами Ленинградской АЭС // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №1. – С. 72-77.
  19. Карпушин Е.С. Разработка алгоритма функционирования элементарного искусственного интеллекта // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №2. – C. 122-126.
  20. Карпушин Е.С. Роль человека-оператора в обеспечении безопасной работы атомной электростанции // Международный технико-экономический журнал. М.: ООО «Спектр», 2012, №3. – C. 47-52.
  21. Карпушин Е.С. Управление обработкой информации в искусственном интеллекте // Международный научный журнал. М.: ООО «Спектр», 2011, №2. – C. 60-65.
  22. Карпушин Е.С. Статистические цензы как метод представления причинно-следственных связей // Международный технико-экономический журнал. М.:  ООО «Спектр», 2012, №1. – С. 97.
  23. Карпушин Е.С. Ограниченные возможности кодирования при защите от несанкционированного доступа // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 10. – С.  23-26. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4622.
  24. Карпушин Е.С. Производство энергии как элемент экологической безопасности // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 9. – С. 3-5. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4294.
  25. Карпушин Е.С. Хаос и его трактовка в технических науках // Современная техника и технологии. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 7. – С. 37-40. [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/07/4127.
  26. Карпушин Е.С. Жизнеспособность проекта как инструмент принятия решения о его финансировании // Гуманитарные научные исследования. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 8. – С. 100-102. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7457.
  27. Карпушин Е.С. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М.: “Международный научно-инновационный центр”, 2014, № 6. – С. 31. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5461.
  28. Карпушин Е.С. Повышение эффективности систем управления атомными электростанциями // Компетентность. М.: ГОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», 2010, №8. – С. 15-19.
  29. Карпушин Е.С. Взаимосвязь качества труда и профессионализма сотрудников // Управление персоналом. М.: «Деловые коммуникации», 2008, №12. – С. 47-48.
  30. Карпушин Е.С. Слабости страхования как инструмента диверсификации рисков // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: «Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет», 2014, №3. – С. 6. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2014/2458.


Все статьи автора «mfis»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: