О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ В ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Лызь Наталья Александровна1, Шостак Анна Алексеевна2
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены понятия психологической готовности к деятельности, готовности к обучению в вузе, компетентности, образовательной компетентности. Под образовательной компетентностью понимается личностное образование, позволяющее абитуриенту самостоятельно, осознанно выбирать собственную образовательную траекторию и эффективно осваивать образовательную программу. На теоретическом уровне доказано, что образовательная компетентность выпускника школы может рассматриваться как одно из условий его готовности к обучению в вузе, поскольку отношение к образованию, умения учиться и организовывать свою деятельность определяют успешность адаптации и эффективность учебно-профессиональной деятельности в вузе.

Ключевые слова: абитуриенты, готовность к обучению в вузе., образовательная компетентность, психологическая готовность


THE ROLE OF EDUCATIONAL COMPETENCE OF ENTRANTS IN THEIR READINESS TO TAKE A COURSE AT HIGH SCHOOL

Lyz Natalia Alexandrovna1, Shostak Anna Alexeevna2
1Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”, department of psychology and safety of existence, Pedagogical Science Doctor, professor, Head of department
2Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”, department of psychology and safety of existence, post-graduate student

Abstract
The article deals with the concept of psychological readiness for activity, readiness to take a course at high school, competence, educational competence. We understand, that the educational competence is the personal formation, that allows the entrant to choose his own educational trajectories and efficiently assimilate an educational program consciously and without assistance. At the theoretical level it is proved that the educational competence of the school leaver can be regarded as one of the conditions of his readiness to take a course at high school. It can be explained by the fact that relation to education, ability to learn and organize activities determines the success of adaptation and effectiveness of educational and professional activities at the university.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лызь Н.А., Шостак А.А. О роли образовательной компетентности абитуриентов в их готовности к обучению в вузе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/07/7356 (дата обращения: 05.03.2024).

В современном обществе все больше значения придается качеству образования. При этом на результативность высшего образования – качество подготовки профессионала – оказывает немаловажное влияние потенциал абитуриента и качества самого обучающегося [3, 4, 8, 9, 11]. В связи с этим в педагогике и психологии актуализируются проблемы:

– обеспечения преемственности и согласования основных образовательных программ как одного из условий готовности выпускников средней школы к освоению образовательных программ высшей школы;

– реализации специальных программ довузовской подготовки;

– использования в организациях среднего образования проблемных и проектных образовательных технологий, способствующих развитию самостоятельности в учении и других личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность школьников к вузовскому обучению;

– осуществления психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, осознанного выбора ими дальнейшей образовательной траектории;

– реализации комплекса специальных мер, направленных на поддержку адаптации первокурсников в вузе, развитие умений самоконтроля и самоуправления, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и др.

Для успешного решения практических проблем необходимо построение адекватных реальности теоретических моделей, позволяющих соотносить результаты школьного обучения и требования вуза к студенту. Настоящая статья имеет целью рассмотреть ряд ключевых понятий и определить на теоретическом уровне роль образовательной компетентности (как одного из результатов школьной подготовки) в готовности студента к обучению в вузе.

Существует ряд подходов к определению понятия «психологическая готовность». Ее рассматривают как совокупность устойчивых мотивов (В.Г. Асеев, Е.И. Ильин, В.А. Коротков, А.В. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.), как личностный смысл (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев), как установку (Е.Т. Конюхова, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.), как наличие определенных способностей (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская и др.), как устойчивую характеристику личности (А.Я.Журкин и С.Н.Чистякова), как настрой на выполнение профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

Традиционно выделяют два подхода к изучению готовности: функциональный и личностный. Функциональный подход рассматривает готовность как особое состояние психических функций, необходимое для достижения высоких результатов деятельности (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.Ц. Пуни и др.). Личностный подход связывает готовность с личностными предпосылками к успешной деятельности и предполагает совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности, необходимых для эффективной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). М.А. Котик в понятие готовности, кроме устойчивых качеств индивида, включает и ситуативные факторы «трудовой задачи», по отношению к которым складывается эта готовность [5].

Рассматривая готовность в контексте профессиональной деятельности, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, что она является решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации [2]. Отмечают также, что для достижения готовности необходимы адекватное отражение специальности, профессиональное мастерство, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Под психологической готовностью при этом понимается целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных ситуациях [12].

Одним из наиболее важных этапов профессиональной подготовки специалиста является его обучение в вузе, во время которого происходит формирование представлений о профессиональной деятельности, усвоение специальных знаний, выработка основных навыков. Как отмечает И.А. Зимняя, основной социальной и возрастной задачей студенчества является овладение знаниями и профессиональными умениями, усердный учебный труд [3].

Как и любой труд, обучение в вузе предполагает наличие определенной готовности к нему. Психологическая готовность студента способствует актуализации его личностного и познавательного потенциала, адаптации к образовательной среде вуза и возникающим ситуациям, регуляции состояний в связи с задачами учебно-познавательной деятельности, оптимизации процесса решения задач и достижения результатов в личностно-профессиональном развитии [7].

Согласно С.Н. Кусакиной, готовность к обучению в вузе – это настрой на учебно-профессиональную деятельность, который позволяет субъекту учения принять учебную задачу и свою новую роль, идентифицироваться с результатом будущей деятельности и мобилизовать свои ресурсы для успешного обучения в вузе [6].

Готовность к обучению в вузе проявляется как внутренняя настроенность студента на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия во время обучения и с началом работы после окончания вуза. Цель формирования готовности студентов – в облегчении процесса адаптации в условиях современного производства, в достижении успеха, для чего необходимо овладеть операциональной, нравственной, психической, организаторской сторонами избранной профессии [12].

Психологическая готовность студента (абитуриента) к освоению программ профессионального образования – это «целостное интегративное психологическое образование, основанное на согласованности личностных характеристик и учебно-профессиональной деятельности в вузе и обеспечивающее эффективность и развитие всех видов деятельностей, входящих в нее (учебно-познавательной, профессионально-практической, исследовательской, деятельности самообразования и саморазвития)» [7, с. 166].

И.И. Ахтамьянова выделяет следующие психологические критерии определения готовности к обучению в вузе: идентификация, антиципирующее самоопределение (видение себя в будущем), особенности ценностных ориентаций, способность к регуляции и саморегуляции, то есть зрелость волевых процессов, наличие необходимого уровня знаний, сформированность специфичных для учебной деятельности студентов навыков и умений [1].

В качестве базовых показателей готовности первокурсника Н.Н. Савельева выделяет: уровень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; уровень владения приемами самостоятельной познавательной деятельности как готовности выходить за пределы заданного, желания самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать новые идеи, расширять области знания; уровень сформированности коммуникативных умений как способности к установлению межличностных отношений; уровень учебно-познавательной мотивации; уровень интеллектуальной саморегуляции как умения целенаправленно строить процесс самообучения [10].

В структуру готовности студентов к обучению в вузе или к освоению программ профессиональной подготовки включают:

– личностный аспект (воля, активность, настойчивость, осмысленность своего жизненного пути), мотивационный аспект (наличие интереса к занятиям, желание прилагать усилия для понимания и усвоения сложного материала заданий) и операциональный аспект (умение обрабатывать информацию, выделять главное, конспектировать, строить схемы, осмысливать сложные тексты, умения самоуправления) [11];

– мотивационный компонент (интерес к учебной деятельности и позитивное отношение к будущей профессии), регулятивный компонент (умения регуляции учебной-профессиональной деятельности, ее планирования, контроля, коррекции, мобилизации сил, сосредоточения на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, трудностей), интеллектуальный компонент (стиль познавательной деятельности, способности к решению задач учебно-профессиональной деятельности, к усвоению и преобразованию знаний и умений), знаниево-операциональный компонент (знания и умения как база для освоения конкретной программы профессиональной подготовки) [7];

– мотивационно-профессиональный компонент (желание учиться в вузе по выбранной профессии, быть студентом, выполнять обязанности в соответствии с новым статусом, также включает цели поступления в институт, факторы, оказавшие влияние на выбор профессии, информированность о профессии, самостоятельность и осознанность профессионального выбора), когнитивно-темповый компонент (средний уровень интеллектуального развития и программной школьной подготовки, высокая скорость чтения и письма, навыки работы с текстом, быстрое переключение внимания), волевой компонент (навыки самоорганизации и саморегуляцию поведения) [6];

– личностную готовность (система социальных установок относительно жизненных ценностей), когнитивную (необходимый уровень актуальных знаний, достаточный для успешного обучения в вузе, уровень развития познавательных психических процессов), операционально-деятельностную готовность с преобладанием навыков и умений самостоятельной работы [1].

Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что предложенные учеными модели готовности студента (абитуриента) к обучению в вузе включают ряд инвариантных элементов (личностный, мотивационный, регулятивный или волевой, когнитивный или операционально-деятельностный) и отражают понимание такой готовности как личностно-психологического образования. Таким образом, для обозначения результата общего образования, соотносимого с готовностью к обучению в вузе, необходимо использовать конструкт, который также может быть рассмотрен как личностный феномен. Полагаем, что в качестве такого конструкта может использоваться понятии образовательной компетентности.

Компетентность соединяет воедино множество различных характеристик личности. Ее определяют как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений (М.А. Холодная), как соответствующее качество личности (А.В. Хуторской, В.В. Краевский), как единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности (В.А. Сластенин), как готовность и способность профессионально выполнять необходимые функции (И.А. Колесникова), через способность – умение (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) или целостный опыт решения определенных проблем (В.В. Сериков). Компетентность имеет личностную основу и формируется в русле жизненных ценностей человека, в тесной взаимосвязи с его способностями ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.

Образовательная компетентность – это достаточно сформированная совокупность качеств обучающегося, позволяющая ему самостоятельно, осознанно и эффективно выбирать и реализовать собственную образовательную траекторию и осваивать выбранную образовательную программу [8]. В образовательной компетентности выделяются следующие составляющие [Там же]:

– мировоззренческая – сформированная на уровне понимания картина мира, себя и своего места в нем, целостные представления об образовательной реальности, понимание значения образования для общества и его личностного смысла;

– знаниево-технологическая – предметные знания, достаточные для освоения конкретной образовательной программы высшего профессионального образования, умения осуществлять образовательные действия (находить информацию, работать с литературой, конспектировать, готовить доклады и рефераты, планировать и осуществлять простые эксперименты и т.д.);

– когнитивная – владение умственными действиями, развитые интеллектуальные и творческие способности;

– мотивационная – ценностное отношение к образованию, познавательные потребности, стремление проявлять познавательную инициативу, нацеленность на овладение профессией и личностное развитие;

– личностная – сформированы качества субъекта деятельности (способы постановки задач, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, саморганизации, контроля и оценки, рефлексии, коммуникации) и субъекта жизни (способность делать осознанный выбор, проявлять активность и нести ответственность, осознавать жизненные цели и направлять себя на их достижение, решать жизненные проблемы).

Сопоставляя понятия готовности к обучению в вузе и образовательной компетентности, а также их составляющие, мы полагаем, что сформированная образовательная компетентность выпускника школы тесно взаимосвязана с его готовность к обучению в вузе и играет значимую роль в успешности учебно-профессиональной деятельности студента.

Итак, теоретическое изучение феноменов готовности и образовательной компетентности позволяет сделать следующие выводы по поставленной проблеме.

1. Готовность абитуриентов к обучению в вузе, готовность к освоению программ профессиональной подготовки, готовность к учебно-профессиональной деятельности в вузе – близкие понятия, поскольку в их основе лежит понятие психологической готовности к деятельности как личностного свойства. Наиболее широким из них является понятие готовности к обучению в вузе, включающее личностные, мотивационные, интеллектуальные, регулятивные, операционально-деятельностные составляющие.

2. Образовательная компетентность – это личностное образование, позволяющее абитуриенту самостоятельно, осознанно выбирать собственную образовательную траекторию и эффективно осваивать образовательную программу. Можно выделить ряд факторов, формирующих образовательную компетентность выпускника школы: отношение человека к образованию и будущей профессиональной деятельности, когнитивные и творческие способности, эмоционально-волевые особенности личности и умения саморегуляции, способности личности ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью.

3. Образовательная компетентность выпускника школы может рассматриваться как одно из условий его готовности к обучению в вузе, поскольку именно отношение к образованию, умения учиться и организовывать свою деятельность определяют успешность адаптации и эффективность учебно-профессиональной деятельность в вузе. В связи с этим актуальной является проблема разработки методов оценки образовательной компетентности абитуриента.


Библиографический список
  1. Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. №1. С. 55–73.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Изд-во БГУ, 1981.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
  4. Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: на примере экономического вуза // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Москва, 2007.
  5. Котик М. А. Психология и безопасность. – Таллинн: Валгус, 1989.
  6. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Москва, 2009.
  7. Лызь Н.А., Гемешлиев Ф.К. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 10 (123). – С. 162–168.
  8. Лызь Н.А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. 2011. №5. С. 67–76.
  9. Лызь Н.A. Современные представления о высшем образовании в свете парадигмального анализа // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 10. С. 25–30.
  10. Савельева Н.Н. Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе (направление – педагогика) // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Владивосток, 2007.
  11. Тулебаева Е.Н., Мерсиянова А.П. Готовность выпускников школ к самостоятельной работе как определяющему виду учебной деятельности в вузе // Вестник КАСУ. 2007. №1. С. 162–169.
  12. Шикун А.Ф., Шикун А.А., Скотников М.В. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности как психологическая проблема // Вестник ТвГУ, Серия: Педагогика и психология (5). Тверь, 2009. С. 12-40.


Все статьи автора «AnnaShostak»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: