УДК 070

ЖУРНАЛИСТИКА И ДОВЕРИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Ненашева Анна Витальевна
Санкт-Петербургский Государственный Университет
аспирант кафедры связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций

Аннотация
Доверие к СМИ на современном этапе является потенциалом для дальнейшего развития общества в целом. В статье исследуются причины недоверия к СМИ, а также представлен анализ данных о доверии к СМИ в Европе. Согласно проанализированным данным, аудитория постоянно доверяет в первую очередь - радио, во вторую очередь – телевидению, в третью – прессе.

Ключевые слова: глобализация, доверие., журналистика, Интернет, печать, радио, сми, телевидение


JOURNALISM AND TRUST AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

Nenasheva Anna Vital'evna
St. Petersburg State University
Graduate student of public relations in business Graduate School of Journalism and Mass Communication

Abstract
The credibility of the media at the present stage is the potential for further development of society as a whole. The article examines the reasons for distrust of the media, as well as an analysis of data about the credibility of the media in Europe. According to the analyzed data, the audience constantly trusts in the first place - the radio, in the second place - TV, the third - the press.

Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Ненашева А.В. Журналистика и доверие на современном этапе развития // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/12/8532 (дата обращения: 28.09.2017).

Развитие журналистики в современных условиях возрастающей глобализации занимает важное место в мире. Журналистика представляется в современном мире многогранным феноменом, и особый интерес представляет исследование доверия к СМИ [1, с.5].

На протяжении многих столетий информация всегда была неотъемлемым компонентом любого общества. С развитием информационных технологий, интернета, с открытием новых способов связи увеличивается роль журналистики в современном мире, а вместе с ней и роль доверия к СМИ.

Доверие к СМИ на современном этапе является потенциалом для дальнейшего развития общества в целом.

Как и другие институты общества,  журналистика во многом зависит от доверия. В то же время, журналистика принадлежит к тем немногим общественным институтам, которые играют важную роль в процессе построения доверия не только для себя, но и для других частей общества [2, с.15].

Под доверием к СМИ мы понимаем рационально обусловленные и  эмоционально подкрепленные позитивные, опирающиеся на внутреннюю мотивацию, а не на страх и принуждение, психологические трансакции между аудиторией и СМИ. Доверие подлинное, а не мнимое, способствует поддержанию эффективных отношений, формированию действующей обратной связи между СМИ и аудиторией. Отношения доверия в целом формируют предпосылки для постоянного эффективного функционирования сложных социальных систем (в данном случае системы СМИ) в течение относительно длительных промежутков времени.

Хотя большинство людей будут формировать свое отношение, и принимать решения, основываясь на непосредственном опыте, влияние степени доверия к СМИ на принятие решений индивидов очевидно.

Среди основных причин недоверия к СМИ выделяют следующие [3, с.2]:

-использование СМИ для манипулятивного воздействия на граждан, особенно в предвыборных кампаниях;

-гиперкоммерциализция медийных организаций, которые работают по рыночным законам, что приводит к уменьшению доверия граждан к СМИ;

- отсутствие общественного сектора вещания, способного компенсировать негативные последствия коммерциализации СМИ;

- существенной причиной падения доверия аудитории называют низкий уровень профессионально-этической культуры журналистов, незрелость системы саморегулирования журналистского сообщества в России.

Доверие к журналистике многократно увеличивает ее возможности, ее реальную власть.

Безусловно, важное значение имеет предоставление аудитории проверенной, надежной информации [4, с.3].

Журналист обязан максимально четко определять свою аудиторию и проводить постоянный мониторинг.

Исследователи говорят о постоянстве реального контакта, о предельном сокращении дистанции между журналистом и его аудиторией [5, с.5].

Журналистский продукт становиться максимально персонифицированным и личность журналиста становится гарантом качества информации.

Доверие к СМИ трансформируется в доверие к журналисту как к индивиду, который имеет имя, лицо, адрес электронной почты, аккаунты в соцсетях, и в конечном итоге – репутацию.

Согласно проанализированным данным [6, с.7], аудитория постоянно доверяет в первую очередь  – радио, во вторую очередь – телевидению, в третью – прессе. Доверие к Интернет-источникам за один год снизилось (2011-2012гг) с 52 до 49%  респондентов.  Самый высокий процент доверия к Интернету как к источнику информации в Чехии, Дании и Словакии, и самый низкий процент доверия к интернету в Словении, Швеции, Великобритании.

Доверие ко всем типам СМИ уменьшается вне зависимости от возраста респондента. Единственное исключение составляет доверие к интернету у респондентов до 16 лет  – показатель увеличился на один пункт.

Наиболее высокий показатель доверия к радио на протяжении 2011-2013 года зафиксирован в таких странах как Финляндия, Швеция, Дания.

Наиболее высокий уровень доверия к телевидению на протяжении последних лет постоянно сохраняется в таких странах как Финляндия (76%, 72%, 76%) и Австрии (70%, 74%).

Доверие к печатной прессе остается постоянно высоким на протяжении последних лет в Финляндии: 62% и 68%.

Таким образом, доверие в современных условиях будет необходимым условием существования СМИ и дальнейшего развития общества. Согласно  результатам социологических опросов, аудитория постоянно доверяет в первую очередь  – радио, во вторую очередь – телевидению, в третью – прессе.


Библиографический список
  1. Hanitzsch, Thomas & Rosa Berganza (2012). Explaining Journalists’ Trust in Public Institutions across 20 Countries: Media Freedom, Corruption and Ownership Matter Most. Journal of Communication 62(5): 794-814.
  2. Blubarum B. Trust and journalism in digital environment// https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk
  3. Короченский А.П. Источники кризиса доверия. Главные причины недоверия к СМИ // Журналистика и медиарынок. 2006. № 12.
  4. Ермолин Е. Глобальный кризис доверия и перспективы актуальной журналистики//  yspu.org/…/
  5. Ермолин Е.А._Глобальный_кризис_доверия_и_перспект…
  6. http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb81/eb81_publ_en.pdf


Все статьи автора «Annet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: