Развитие журналистики в современных условиях возрастающей глобализации занимает важное место в мире. Журналистика представляется в современном мире многогранным феноменом, и особый интерес представляет исследование доверия к СМИ [1, с.5].
На протяжении многих столетий информация всегда была неотъемлемым компонентом любого общества. С развитием информационных технологий, интернета, с открытием новых способов связи увеличивается роль журналистики в современном мире, а вместе с ней и роль доверия к СМИ.
Доверие к СМИ на современном этапе является потенциалом для дальнейшего развития общества в целом.
Как и другие институты общества, журналистика во многом зависит от доверия. В то же время, журналистика принадлежит к тем немногим общественным институтам, которые играют важную роль в процессе построения доверия не только для себя, но и для других частей общества [2, с.15].
Под доверием к СМИ мы понимаем рационально обусловленные и эмоционально подкрепленные позитивные, опирающиеся на внутреннюю мотивацию, а не на страх и принуждение, психологические трансакции между аудиторией и СМИ. Доверие подлинное, а не мнимое, способствует поддержанию эффективных отношений, формированию действующей обратной связи между СМИ и аудиторией. Отношения доверия в целом формируют предпосылки для постоянного эффективного функционирования сложных социальных систем (в данном случае системы СМИ) в течение относительно длительных промежутков времени.
Хотя большинство людей будут формировать свое отношение, и принимать решения, основываясь на непосредственном опыте, влияние степени доверия к СМИ на принятие решений индивидов очевидно.
Среди основных причин недоверия к СМИ выделяют следующие [3, с.2]:
-использование СМИ для манипулятивного воздействия на граждан, особенно в предвыборных кампаниях;
-гиперкоммерциализция медийных организаций, которые работают по рыночным законам, что приводит к уменьшению доверия граждан к СМИ;
- отсутствие общественного сектора вещания, способного компенсировать негативные последствия коммерциализации СМИ;
- существенной причиной падения доверия аудитории называют низкий уровень профессионально-этической культуры журналистов, незрелость системы саморегулирования журналистского сообщества в России.
Доверие к журналистике многократно увеличивает ее возможности, ее реальную власть.
Безусловно, важное значение имеет предоставление аудитории проверенной, надежной информации [4, с.3].
Журналист обязан максимально четко определять свою аудиторию и проводить постоянный мониторинг.
Исследователи говорят о постоянстве реального контакта, о предельном сокращении дистанции между журналистом и его аудиторией [5, с.5].
Журналистский продукт становиться максимально персонифицированным и личность журналиста становится гарантом качества информации.
Доверие к СМИ трансформируется в доверие к журналисту как к индивиду, который имеет имя, лицо, адрес электронной почты, аккаунты в соцсетях, и в конечном итоге – репутацию.
Согласно проанализированным данным [6, с.7], аудитория постоянно доверяет в первую очередь – радио, во вторую очередь – телевидению, в третью – прессе. Доверие к Интернет-источникам за один год снизилось (2011-2012гг) с 52 до 49% респондентов. Самый высокий процент доверия к Интернету как к источнику информации в Чехии, Дании и Словакии, и самый низкий процент доверия к интернету в Словении, Швеции, Великобритании.
Доверие ко всем типам СМИ уменьшается вне зависимости от возраста респондента. Единственное исключение составляет доверие к интернету у респондентов до 16 лет – показатель увеличился на один пункт.
Наиболее высокий показатель доверия к радио на протяжении 2011-2013 года зафиксирован в таких странах как Финляндия, Швеция, Дания.
Наиболее высокий уровень доверия к телевидению на протяжении последних лет постоянно сохраняется в таких странах как Финляндия (76%, 72%, 76%) и Австрии (70%, 74%).
Доверие к печатной прессе остается постоянно высоким на протяжении последних лет в Финляндии: 62% и 68%.
Таким образом, доверие в современных условиях будет необходимым условием существования СМИ и дальнейшего развития общества. Согласно результатам социологических опросов, аудитория постоянно доверяет в первую очередь – радио, во вторую очередь – телевидению, в третью – прессе.
Библиографический список
- Hanitzsch, Thomas & Rosa Berganza (2012). Explaining Journalists’ Trust in Public Institutions across 20 Countries: Media Freedom, Corruption and Ownership Matter Most. Journal of Communication 62(5): 794-814.
- Blubarum B. Trust and journalism in digital environment// https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk
- Короченский А.П. Источники кризиса доверия. Главные причины недоверия к СМИ // Журналистика и медиарынок. 2006. № 12.
- Ермолин Е. Глобальный кризис доверия и перспективы актуальной журналистики// yspu.org/…/
- Ермолин Е.А._Глобальный_кризис_доверия_и_перспект…
- http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb81/eb81_publ_en.pdf