ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Высоцкий Аркадий Алексеевич
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
курсант

Аннотация
В статье идет речь о применении различных современных электронных средств в процессе обучения и их краткий обзор. Рассматриваются различные формы электронного тестирования.

Ключевые слова: процесс обучения, электронное тестирование, электронные средства обучения


THE USE OF VARIOUS MODERN COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS

Vysotsky Arkadzi Alexeevich
Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus
student

Abstract
The article deals with the use of various modern computer technologies in the learning process and its brief characteristics. The author examines various forms of electronic tests.

Keywords: e-learning, electronic test., learning process


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Высоцкий А.А. Применение различных современных компьютерных технологий в процессе обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/12/8404 (дата обращения: 26.02.2024).

руководитель: Балабанов Владислав Борисович

На современном этапе в условиях высокого уровня международного сотрудничества научно-техническое развитие в области обучения учащихся различного рода учреждений образования в различных отраслях научной и технической деятельности достигло довольно высокого уровня. На данный момент разработано огромное количество различных способов и форм обучения как аудиторных, так и дистанционных. В связи с этим, в Республике Беларусь предпринимаются активные действия по активизации, заимствованию и совершенствованию способов, средств и методик обучения учащихся.

Разумеется, что одного научно-технического развития в данной области не достаточно и даже, в какой-то степени, мало, так как для того, чтобы дать учащимся те знания, за которыми они пришли и которые, в какой-то степени, им просто необходимы, нужно, чтобы каждый преподаватель не только в совершенстве владел своим предметом и материалами по нему, но и имел квалификацию в соответствии с требованиями учебного заведения, Министерства образования Республики Беларусь и международных стандартов.

Для того чтобы повысить качество обучения учащихся многие преподаватели разрабатывают и применяют в обучении свои методики. Многие из них считают, что для системы образования необходим пересмотр традиционных подходов к обучению, и достаточно просто сократить количество лекционных занятий, увеличить количество практических аудиторных занятий и нарастить объем материала для самостоятельного изучения. Но, на самом деле, намного эффективнее будет, если привлечь внимание учащихся за счет составления специализированных печатных и электронных материалов для изучения дисциплины. При эффективной организации преподаватель выполняет все три функции процесса обучения учащихся: образовательную, развивающую, воспитывающую.

Образовательная функция заключается в том, чтобы наделить учащихся научными знаниями, умениями, навыками с целью применения их в будущей, для некоторых, в повседневной жизни.

Развивающая функция заключается в том, чтобы обучение определяло развитие учащихся не только общих, но и специальных знаний, способностей и психических качеств учащихся.

Воспитательная функция заключается в том, чтобы сформировать у учащихся моральные, ценностные, эмоциональные, психологические, идеологические и духовные качества и отношения к окружающему миру. Воспитательная функция реализуется гораздо более эффективно, когда преподаватели и учащиеся ориентируются на всестороннее развитие личности, общества, государства и мира в целом.

Для того, чтобы преподаватели и учащиеся могли эффективно и прогрессивно взаимодействовать друг с другом, в обучении применяется две формы занятий: аудиторная и дистанционная. На счет того, какая из этих двух форм обучения эффективнее, мнения преподавателей расходятся. Большинство преподавателей считают, что самая эффективная форма обучения – это аудиторная. В аудиторной форме обучения уже довольно длительный срок применяются различные технические, компьютерные и другие электронные средства обучения. К большому сожалению далеко не все преподаватели применяют в своей деятельности электронные средства обучения, а руководствуются традиционной методикой, то есть обучают только посредством скучных и монотонных лекций, огромного количества конспектов и т.п. Но те преподаватели, которые мыслят более современно, смело, креативно и даже немного неформально, знают, что вместо традиционных достаточно статичных аудиторных форм работы, настала пора переходить на более современные методы преподавания с активным использованием новейших методик и технологий. Внедрение в учебный процесс электронных инновационных технологий способствует не только поддержанию устойчивого интереса к предмету со стороны учащихся, но и способствует повышению их мотивации.

Как известно, перед преподавателем стоит задача максимально привлечь внимание учащихся и заинтересовать их в изучении своей дисциплины, но у большинства учащихся, к сожалению, до сих пор основной целью является выполнение минимальных требований государственных программ, сдача зачетов и экзаменов на минимальные положительные оценки. Для того, чтобы продуктивно решить эту проблему, многие преподаватели применяют различные электронные средства, например: мультимедийные дидактические материалы в виде видеороликов, графических презентаций и т.п. Порой в обучении применяют световые проекции, лазеры и многие другие интересные приемы и технологии, наглядное использование которых практически у каждого учащегося вызывает положительные познавательные мотивы, а соответственно, и уровень усвоения учебного материала оказывается гораздо выше. Современных учащихся стало очень сложно заинтересовать классическими аудиторными занятиями, основывающимися исключительно на печатных учебно-методических материалах, так как в повседневной жизни они уже достаточно давно являются активными пользователями различных современных электронных устройств. Соответственно, практически не возникает сомнений в необходимости адаптации учебного процесса под современные высокотехнологичные формы представления информации во избежание образования огромного разрыва между учебным процессом и реальностью.

К электронным средствам обучения относятся не только те, которые преподаватель применяет на своих занятиях, но и те, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, например коммуникационные сетевые сервисы, образовательные сайты, аудио- и видео уроки, текстовые документы и т.д.

Многие учащиеся постоянно жалуются на то, что они не успевают вовремя сдать какие-либо домашние задания, тесты, проекты и т.п. В связи с этим многие преподаватели применяют в своей деятельности не только аудиторную форму обучения, но и дистанционную. Например, при наличии технической возможности, иногда учащимся дают право присылать задания, творческие проекты, тесты и другие индивидуальные или групповые работы посредством электронной почты или специально созданных обучающих сетевых ресурсов. Это позволяет учащимся сдать свои работы на проверку в удобное время и дистанционно обсудить результат ее выполнения без необходимости организации дополнительной встречи с преподавателем.

В последнее время, в учебном процессе нередко применяют такое программное обеспечение, как Skype. Благодаря этому программному обеспечению, контакт между преподавателем и учащимся может быть налажен не только во время аудиторных занятий, но и дистанционно, например, в установленное время проведения индивидуальных консультаций. Это позволяет своевременно и эффективно решать дидактические задачи. Домашняя обстановка способствует психологическому комфорту учащихся при общении и позволяет оптимизировать эффективность учебного процесса за счет самостоятельного регулирования продолжительности времени для работы и отдыха.

Но с другой стороны плюсы применения данного программного обеспечения можно одновременно считать и минусами, так как они, в какой-то степени, пагубно влияют на знания некоторых учащихся, которые могут поступать не честно при сдаче работ и задолженностей, например во время дистанционного диалога с преподавателем использовать локальные и интернет ресурсы, документы, записи, книги и другие источники знаний, которые запрещено использовать при ответе на контрольные вопросы.

Очень часто в системе образования встречается такой вид электронных средств обучения как компьютерный контроль знаний учащихся. Если рассматривать электронное тестирование в аудиторных условиях, можно разделить его на две основные формы: открытое и закрытое тестирование. При открытой форме тестирования учащиеся должны отвечать на вопрос письменно, то есть набирать на компьютере правильный вариант ответа, а главное, четко и ясно без малейших опечаток, а при закрытой форме тестирования учащиеся могут выбрать ответ из предложенных вариантов.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какая из этих форм тестирования наиболее эффективна, но большинство ученых и преподавателей склоняются к тому, что наиболее действенной является открытая форма тестирования. При ответе учащиеся могут высказывать свою точку зрения, разъяснять и приводить свои примеры, но это возможно лишь при открытой форме тестирования в традиционном письменном виде (на листах, в тетрадях и т.п.). При ответе на электронные тестовые задания открытого типа во время проведения аудиторного занятия учащиеся не могут высказать свою точку зрения или разъяснить то, как они сами понимают данную тему, так как компьютерные программы для тестирования запрограммированы только на один правильный, четкий и грамотный вариант ответа (или несколько правильных вариантов, в зависимости от разновидности тестовых заданий). Конечно, можно изменить алгоритм работы компьютерного теста, чтобы позволить учащимся излагать свои мысли при ответе в более свободной форме, но это неизбежно приведет к возникновению трудностей, связанных с невозможностью адекватного автоматического оценивания ответов. Кроме того, при постановке подобной задачи, учащиеся начинают крайне узко мыслить, рассуждая на какую-либо тему, теряют терминологию, профессиональную лексику, не могут точно, правильно, научно и корректно сформулировать свой ответ.

По разным статистическим данным, фигурирующим в различных научных изданиях, многие учащиеся не могут успешно выполнить тестовые задания с первой, со второй, а иногда и с третьей попытки лишь потому, что они набирают текст, нередко допуская грамматические, орфографические, пунктуационные или лексические ошибки, которые и приводят к тому, что даже в случае логически верного, но написанного, например, с орфографической ошибкой ответа, компьютер не сочтет этот ответ правильным. Подобный результат никак не способствует активному повышению мотивации учащегося и его самооценки, а иногда и вовсе может привести к потере учащимся интереса к дисциплине.

При закрытой форме тестирования, многие преподаватели считают, что учащимся гораздо проще отвечать на поставленные им вопросы, так как видя несколько различных, а иногда и схожих вариантов ответа они вспоминают правильный ответ и с легкостью сдают тестирование. Но с другой стороны данная форма тестирования пагубно влияет на качество знаний учащихся, так как некоторые из них приходят на тестирование неподготовленными и стараются угадать правильный вариант ответа на поставленный им вопрос, основываясь лишь на интуиции или визуальной памяти. Нередко такой вид тестирования и вовсе рискует трансформироваться в своего рода «лотерею».

Кроме приведенных выше разновидностей электронных тестов, существует классификация тестов на основе их предназначения: тренировочные, контрольные и т.п. От того, к какой группе относится конкретный тест, зависит и алгоритм работы с ним. Например, при работе с тренировочными тестами учащиеся могут сразу после ответа на вопрос получить отчет о его правильности с указанием ссылки на соответствующий теоретический материал. К другой группе можно отнести контрольные тесты, в которых учащиеся могут узнать свой результат только после ответа на все вопросы. В этом случае, выводимый компьютером результат редко сопровождается подробным отчетом о правильности ответа на каждый из вопросов в отдельности.

Нельзя сказать однозначно, какая из групп тестов является наиболее эффективной, так как они имеют разное назначение. Кроме того, очень многое зависит от условий проведения тестирования (дистанционно или очно, самостоятельно или под контролем преподавателя и т.п.)

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: применение различных компьютерных и других электронных средств в обучении увеличивает эффективность обучения и мотивацию учащихся; уровень подготовки преподавателей не должен ограничиваться глубокими знаниями исключительно в своей узкой специализации. Современный преподаватель должен вести постоянную работу по совершенствованию своих знаний и навыков в сфере использования компьютерных технологий в учебном процессе; подготовка учащихся должна осуществляться не только при помощи образовательной функции в процессе обучения, но и при помощи развивающей и воспитательной функций, как это и предусмотрено современными образовательными стандартами; применение новых интерактивных и дистанционных средств обучения может повлиять на успеваемость учащихся как положительно, так и отрицательно в зависимости от внешних условий и мотивации каждого из участников образовательного процесса; самое главное в обучении – это желание учащихся получить необходимые знания, его стремление к достижению поставленных перед ним образовательных целей.


Библиографический список
  1. Балабанов В.Б., Перунова А.В. Использование новых информационных технологий для совершенствования качества обучения иностранному языку / В.Б.Балабанов, А.В.Перунова // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. трудов / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. – Могилев: Могилев. высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 311 с., С.235-240
  2. Балабанов В. Б. Использование новых информационных технологий при профессионально ориентированном обучении иностранным языкам / В.Б.Балабанов // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. трудов / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. – Могилев: Могилев. высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 200 с., С.138-143
  3. Балабанов В.Б. Использование инновационных средств обучения иностранным языкам в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8101 (дата обращения: 10.11.2014).


Все статьи автора «Аркадий Высоцкий»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: