УДК 316.4

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Дронова Елена Николаевна1, Мыльникова Анна Викторовна2, Пащенко Наталья Николаевна3
1Алтайский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент
2Алтайский государственный университет, студентка 4 курса
3Алтайский государственный университет, специалист по социальной работе

Аннотация
Статья актуализирует вопрос общественного контроля в сфере индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Авторы представляют результаты общественного контроля, проведенного на базе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г. Барнаул, показывают ресурсы технологического обеспечения деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Dronova Elena Nikolaevna1, Mylnikova Anna Viktorovna2, Pascenco Natalia Nikolaevna3
1Altai State University, candidate of pedagogical science, Assistant Professor
2Altai State University, 4th year student
3Altai State University, specialist in social work

Abstract
This article highlights the issue of public control in the sphere of individual preventive work with juvenile offenders. The authors present the results of public control in Barnaul on the base of the Commission on juvenile affairs and protection of their rights. They show technological maintenance of the organs and institutions of preventing child neglect and juvenile delinquency.

Keywords: Commission for juvenile affairs and protection of their rights, individual preventive work, minor, offense, public control


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н., Мыльникова А.В., Пащенко Н.Н. // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8370 (дата обращения: 30.09.2017).

В связи с принятием в 2014 г. ФЗ-№212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в настоящее время наблюдается усиление значимости общественного контроля как одной из форм открытой и независимой оценки деятельности различных субъектов. Введенный в действие федеральный закон наделяет граждан правом лично или в составе общественных объединений осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления и иных организаций. Реализация таких социальных контрольных инициатив обеспечивает, по мнению законодателя, решение серии задач: формирование и развитие гражданского правосознания и нетерпимости в обществе к коррупционному поведению; повышение уровня доверия граждан к органам власти и различным организациям, обеспечение прозрачности и открытости их деятельности; профилактика социальных конфликтов.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, несмотря на то, что выполняет функции координации, поддерживая и развивая межведомственное взаимодействие и профессиональное сотрудничество специалистов как субъектов индивидуальной профилактической работы, а также административного контроля, осуществляя проверку результативности социальной реабилитации несовершеннолетних, сама может являться объектом общественного контроля. При этом актуальным предметом общественного контроля, считаем, является их деятельность по направлению индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, что обусловлено современным уровнем и состоянием правонарушений в подростковой среде, где наблюдается увеличение доли несовершеннолетних, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, повторные преступления.
Индивидуальная профилактическая работа представляет собой, по ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., особую деятельность, направленную на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, социально-педагогическую реабилитацию целевой группы, предупреждение совершения ими правонарушений. На базе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав она организуется в отношении следующих категорий несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении: условно осужденные; условно-досрочно освободившиеся; освободившиеся из мест лишения свободы; отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы; освобожденные от уголовной ответственности в связи с не достижением возраста и др., имеющие конфликт с законом.
В целях поиска ресурсов для организации индивидуальной профилактической работы в 2014 году нами проведен общественный контроль деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Барнаула. В процессе общественного контроля использовались метод наблюдения, интервьюирование, анализ документов. Общественный контроль осуществлялся поэтапно:
1) разработка карты оценки порядка реализации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) общественная оценка технологического обеспечения межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
3) анализ используемых в индивидуальной профилактической работе методов, форм и средств профессиональной деятельности специалистов, работающих с несовершеннолетними и их ближайшим окружением;
4) разработка рекомендаций органам и учреждений системы профилактики по оптимизации технологического обеспечения индивидуальной профилактической работы.
В качестве критериев оценки индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, учитывая межведомственный характер индивидуальной профилактической работы, в процессе общественного контроля были выбраны следующие: технологии, методы и формы, используемые в организации социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями; участие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации; число реабилитационных и адаптационных мероприятий межведомственного характера, рекомендованных программой, для несовершеннолетнего; периодичность реализации реабилитационных и адаптационных мероприятий для несовершеннолетнего.
Общественный контроль проводился в отношении несовершеннолетних освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденных условно, к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также обвиняемых в совершении преступлений.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие заключения по результатам общественного контроля.
Межведомственные индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних и их семей включают план реабилитационных и адаптационных мероприятий, разработанный на основе предложений различных органов и учреждений (подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, органов и учреждений социальной защиты населения, образовательных организаций, учреждений здравоохранения и органов по делам молодежи); при этом доля совместных мероприятий субъектов системы профилактики составляет 5%.
Технологическое обеспечение индивидуальной профилактической работы представлено тремя блоками: диагностический (методы работы с несовершеннолетними, направленные на изучение их индивидуально-психологических особенностей, разностороннее изучение и описание личности и динамичной ситуации профилактического процесса); реабилитационный (методы работы с несовершеннолетними, направленные на формирование личностных качеств, значимых для активной жизнедеятельности, поддержки социально-активной жизненной позиции, способствующие интеграции его в общество, овладению компетенциями по самообслуживанию, положительными социальными ролями); профилактический (методы работы с несовершеннолетними воспитательно-профилактического характера, целенаправленного руководства индивидуальной и коллективной деятельностью и поведением, содействующие нравственно-правовому формированию личности, нейтрализации девиаций в поведении).
В целом при работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, как показывает исследование, используется более 20 различных методов. Сравнительный анализ (см. таблицы 1-3) свидетельствует о том, что по содержанию преобладают профилактические методы работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, – от 57 до 63%. На втором месте – реабилитационные методы (28-35%), и, к сожалению, как первичный этап индивидуальной профилактической работы, позволяющий выявлять причины неправомерного поведения, а также ресурсы личности и семьи для самопомощи, диагностические методы представлены на уровне 7-9%. Вместе с тем, при более активном использовании диагностического инструментария, полагаем, можно выйти на индивидуально-ориентированные методы работы с личностью, экономически обоснованное технологическое обеспечение.

Если рассматривать использование методов относительно категории несовершеннолетних, то, например, организация коллективного творческого дела чаще используется с несовершеннолетними, совершившими общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста и другими причинами. Контроль и проверка исполнения преобладает у группы освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. В среднем процент использования методов относительно различных категорий несовершеннолетних варьируется в пределах 3-5%. Индивидуальные и групповые методы работы с несовершеннолетними распределены следующим образом: 51-61% и 39-49% соответственно. При анализе частоты использования методов выявлено, что только около 10% методов применяются систематически, в 90% случаев они носят разовый характер социально-педагогического воздействия или взаимодействия.
Таким образом, результаты общественного контроля, проведенного на базе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, свидетельствуют о необходимости более интенсивного использования в индивидуальной профилактической работе диагностики личности и семьи (психологической, педагогической, социальной), расширения спектра межведомственных совместных мероприятий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, введения оценки результативности реализации методов работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, с учетом их периодичности реализации.



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: