Вновь история становится крайне актуальной наукой, так как в наше время Россия в очередной раз отстаивает свою государственную независимость. А в прошлом нашего Отечества уже были эпохи ожесточенной борьбы за право на существование российского государства. Одна из них имела место при правлении первого русского царя Ивана IV Васильевича прозванного Грозным.
О временах и делах Ивана Грозного мы узнаем главным образом из многочисленных трудов различных ученых. Начиная с XVII века историков и публицистов волновали и до наших дней по-прежнему волнуют события тех далеких времен.
Ну а сами исследователи черпают свои знания о эпохе Ивана Грозного из различных современных ей источников. Развитие книгопечатания в XVI веке позволило многим трудам современников Ивана Грозного сохраниться и дождаться своих исследователей. Сам царь Иван IV был хорошо образованным человеком и лично уделял большое внимание развитию летописания и его поддержке, а также становлению печатного дела в России. Кроме того, личностью и делами Ивана Грозного многие иностранные государственные деятели начали активно интересоваться и анализировать ее уже во времена жизни первого русского царя. Для этого были серьезные причины – Московское царство во времена правления Ивана Васильевича стало одной из сильнейших европейских держав. Поэтому самых различных документов времен Ивана IV Васильевича сохранилось, к счастью, не так и мало, хотя с его царствования прошло уже почти четыре с половиной столетия.
Среди источников, по которым исследователи судили и продолжают судить о временах Ивана Грозного, особое место занимает его переписка. Отметим, что подробный анализ посланий первого русского царя, а также других исторических документов, их сущностного содержания и формы, не является задачей данной публикации.
Со страниц книги [1] буквально звучит страстный голос русского царя, доказывающего разумность и правильность своих решений и поступков. Иван Васильевич стремится действовать не только силой закона и приказа, но и силой убеждения, силой разума. Будучи незаурядным правителем, Иван Грозный оказался и талантливым писателем. В эпистолярном жанре царь среди своих современников равных не имел. Хотя все написанное им писалось по случаю – как реакция на вполне конкретные ситуации и проблемы.
Послания Ивана Грозного можно разделить на письма к иностранным правителям и государственным деятелям, письма к своим подданным и письма к монастырям. Большинство суждений, высказанных в посланиях иностранцам, вполне конкретны и воплощены в дипломатической деятельности Русского государства и его царя. Хотя в некоторых из них, например, в «Послании английской королеве Елизавете I (1570 год)» упоминаются какие-то «тайные дела», о которых возможно только догадываться.
Особое место среди посланий Ивана IV Васильевича занимает его переписка с воеводой князем А.М. Курбским.
Происходила эта переписка с 1564 по 1579 год, после того как князь изменил Отечеству (1564 год) и сбежал в Литву. В письмах к Курбскому Иван Грозный четко сформулировал свое представление о природе царской власти и ее ответственности перед Богом и подданными.
Но и сам князь Андрей Михайлович оказался также неплохим литератором. И в 1573 году беглый воевода выдал свой названный витиевато, по моде того времени, труд [2]. Ко времени написания книги князь уже давно предал свою Родину и продолжал проживать в Литве. Но в 1573 году князь Андрей потерял покой – в Польше и Литве наступило бескоролевье. Сигизмунд II Август умер в 1572 году, а нового короля поляки и литовцы еще не выбрали. Одним из реальных претендентов на польский престол являлся Иван Грозный. Согласно [3]:
«… к выбору царя [польскую шляхту – В.Г.] побуждают: его могущество, возможность доставить безопасность и спокойствие Литве; сходство языка и обычаев; одни враги – татары и Германская империя; пример Ягайла, великого князя литовского, который, будучи избран в короли, из врага Польши и язычника стал другом и христианином».
Князя-изменника явно не радовала перспектива вновь стать подданным Грозного царя. Поэтому его «История о великом князе Московском» в принципе не могла быть беспристрастной и явно таковой не являлась. Написал беглый князь Андрей Михайлович, в общем-то, достаточно мерзкий образчик средневековой антирусской пропаганды, целью которого была полная и окончательная дискредитация Ивана Грозного в глазах польской шляхты, готовившейся избирать короля в своем «вольном» королевстве «от можа до можа».
А что еще следовало ожидать от изменника – подлого уже только по одному определению человека, будь он хоть даже трижды из рода рюриковичей? Курбский уже в 1564 году воевал против России – командовал одной из польско-литовских армий. Польский король Сигизмунд II Август пожаловал русскому князю город Ковель и другие имения, которые беглец старательно отрабатывал – проливал в войнах против России русскую кровь.
ДЛЯ СПРАВКИ. Отметим, ради справедливости, что жизнь у первого русского «диссидента» в «демократическом» польско-литовском королевстве удалась. Он развелся с новой литовской женой Марией Юрьевной, дважды вдовой, урожденной княжной Голшанской. Затем женился вновь. Отбивал у соседей имения, то есть среди буйных панов чувствовал себя как рыба в воде. Бранил королевских посланников матерными словами, вымучивал деньги у евреев. Не жизнь, а романтика. А вот в «дикой» Московии такое «цивилизованное» поведение не только среди бояр, но и даже князей, скажем мягко – не поощрялось. Ну что на это скажешь – русским варварам просто не дано понять величия и благородства польского рыцарства.
Кстати, Дмитрий – сын Курбского от третьего брака, принял католичество.
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Описание событий, явлений и личностей в трудах А. Курбского не могут даже в принципе считаться достоверными. Это все равно, что судить о современной России и Президенте В.В. Путине по мемуарам беглого олигарха Б.А. Березовского (если он их успел написать) и олигарха-уголовника М.Б Ходорковского (если он их напишет). Отметим только, что из-за современного уровня развития книгопечатания и средств массовой информации тотально оболгать российскую действительность в наше время будет все же несколько сложнее, чем это можно было сделать в далеком XVI столетии.
Наиболее достоверными свидетельствами той эпохи, ее грандиозных свершений, благородных устремлений и дел самых различных людей, а иногда их мелких делишек и даже склок, являются относительно многочисленные служебные документы, дошедшие до нашего времени. К ним, безусловно, можно отнести государственные законодательные акты [4], церковные [5] и воинские уставы [6], а также документацию по учету (записи) официальных распоряжений, известную под названием разрядные книги. В разрядной книге [7] широко представлены служебные документы, отражающие события эпохи Ивана Грозного.
Царское завещание [8], датируемое 1572 годом не является в прямом смысле юридическим документом, то есть документом прямого действия. Иван Грозный написал его перед ожидаемым вторжением крымской орды, усиленной значительными воинскими контингентами страны-сюзерена – Османской империи. Над Россией нависла смертельная опасность. И этим объясняется пронзительный драматизм завещания Ивана IV Васильевича. Русский царь был отличным писателем и даже его «душевная грамота» стала литературным произведением.
Одним из важнейших источников сведений о временах Ивана Грозного являются, безусловно, русские летописи.
ДЛЯ СПРАВКИ. По сложившейся в Русской земле многовековой традиции летописание являлось актом государственной важности. Например, в годы так называемого монголо-татарского ига летописные записи нередко являлись серьезным аргументом в решении тех или иных конфликтов между русскими князьями. Князья прибывали в ордынскую столицу с летописями и с их учеными толкователями, а татарский хан выступал арбитром в княжеских спорах. Конечно же, в этих разборках, помимо их научно-исторической основы, явно присутствовали политическая целесообразность, родственные связи и чисто коррупционная составляющая в виде «подарков» ханским приближенным.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, как мы уже раннее упоминали, Иван IV Васильевич лично уделял большое внимание развитию летописания. К тому же русский царь, как незаурядный литератор, отлично понимал значение и весомость написанного, а затем и печатного, слова. Так, при царском дворе в 1540 – 1560-ых годах был создан Лицевой (то есть иллюстрированный) летописный свод [9]. Миниатюрами была фактически украшена каждая страница многотомной летописи.
В Лицевом своде, в этом фундаментальном труде представлен русский взгляд и русское православное понимание основных событий всемирной (от сотворения мира до 928 года) и русской (с 1122 по 1575 год) истории. В основу Лицевого свода положена более ранняя Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 12.), которая сама, в свою очередь, является сборником самых различных летописных источников.
Официальное летописание в качестве акта государственного делопроизводства при первом русском царе велось в Царственной книге (ПСРЛ. Т. 13), в книге Степенной царского родословия (ПСРЛ. Т. 21), в Летописце начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича (ПСРЛ. Т. 29).
Много официальных записей времен Ивана Грозного включено в Воскресенскую (ПСРЛ. Т. 8) и Львовскую летописи (ПСРЛ. Т. 20). Также события его царствования отражены в Вологодской летописи (ПСРЛ. Т. 37) и «Истории о Казанском царстве» (ПСРЛ. Т. 19). Продолжали вестись летописи в Новгороде и Пскове.
Во время правления Ивана IV Васильевича Московское царство стало мощным самодержавным Русским православным государством, которое открыто вступило в схватку за свои геополитические интересы. Это сначала озадачило, а потом и напугало западных соседей единственного в то время полностью суверенного православного государства. Россия становилась великой империей, просторы и бесчисленные богатства которой привлекали к себе пристальное внимание всевозможных европейских авантюристов и алчных торгашей. На западе Европы возник непреходящий интерес к Московскому царству.
Но историческая память о войнах с ордынцами вызывала опасливое отношение к русским, отряды которых в свое время активно участвовали в лихих татарских набегах на европейцев [11].
Поэтому насторожившиеся западноевропейцы оставили многочисленные свидетельства о царствовании Ивана Грозного. Реальный страх перед набирающей силу Россией и развитие книгопечатного дела сильно помогли в том, что их труды сохранились для потомков.
Также следует помнить – испанцам только что, в первой половине XVI века, удалось на зависть всем своим соседям разграбить с большой для себя прибылью богатейшие государства индейцев в Америке. А как хотелось остальным европейцам найти свою волшебную страну Эльдорадо! Или где-то кого-нибудь покорить, затем ограбить и очень быстро разбогатеть.
А чем Россия не Америка? Уж точно, не беднее.
Но, к большому сожалению для европейцев, русские и другие народы России умели и любили воевать. Причем воевали грамотно, решительно, дерзко, жестко и жестоко. Войска захватчиков на просторах России из удалых «охотников» очень быстро превращались в жалкую «дичь». А отечественные дипломаты, воспитанные в традициях византийской школы дипломатии, нередко вчистую переигрывали своих европейских коллег. Да и в торговых делах «простодушные туземцы» нередко оказывались более хваткими торгашами, чем заезжие гастролеры из Европы.
А это было очень обидно. За свои неудачи хотелось отомстить. И мстили – чем неудачливее был иностранец, тем он хуже писал о России. Работы Альберта Шлихтинга, Генриха Штадена, Антонио Поссевино, Джерома Горсея читатель может легко найти в Интернете на сайтах DREVLIT (URL: http://www.drevlit.ru) и «Восточная литература» (URL: http://www.vostlit.info) и ознакомиться, при желании, с их содержанием.
Удачливые иноземцы были гораздо более объективными. Работы англичан Ричарда Ченслера и Энтони Дженкинсон также размещены на сайте «Восточная литература» (URL: http://www.vostlit.info). Правда, когда Ричард Ченслер достиг серьезного успеха в своих делах, то судьба от него внезапно отвернулась – рисковый мореплаватель погиб вместе со своим сыном в кораблекрушении в 1556 году на обратном пути из России в Англию.
Анализируя труды иностранных авторов, писавших о России, следует помнить, что некоторые из них работали на геополитических противников России, как, например, дипломат Антонио Поссевино. Другие же, как Альберт Шлихтинг и Бальтазар Руссов (URL: http://www.vostlit.info), по-видимому, просто кормились на ниве антирусской пропаганды.
Особо отметим документ, введенный в научный оборот академиком С.Б. Веселовским [12]. Документ, широко известный в настоящее время под названием «Синодик опальных Грозного».
Синодик реконструирован, этого документа (поминальных записей о людях, убитых по приказу царя Ивана IV Васильевича) как такового, как реального объекта, просто не существует. А вот насколько точно реконструирован синодик – это совершенно другой вопрос и вопрос, вероятно, достаточно дискутируемый. Поэтому синодик к историческим документам не может быть причислен.
Из проведенного краткого анализа источников эпохи Ивана Грозного следует, что к объективности очень многих документов того времени следует относиться критически, с известной степенью недоверия, а некоторым и вообще не стоит доверять.
Библиографический список
- Послания Ивана Грозного. Подготовка текста Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье. Перевод и комментарии Я.С. Лурье. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.П. Андриановой-Перетц. [Текст] – М – Л.: Издательство АН СССР, 1951. – 552 с.
- Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Курбский А. История о великом князе Московском: то, что слышали мы от достоверных людей, и то, что видели собственными глазами. сокращенно излагая, написал я это, как сумел, из-за неотступной настойчивости многих. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9862
- Сайт «Военная литература». Соловьев, Сергей Михайлович. «История России с древнейших времен». [Электронный ресурс] – URL: http://militera.lib.ru/common/solovyev1/index.html
- Судебник 1550 года (Судебник Царя Иоанна IV Грозного). [Электронный ресурс] – URL: http://ru.science.wikia.com/wiki/Судебник_1550_года
- Стоглав. [Текст] – Казань: Типография губернского правления, 1862. – 434 с.
- Сайт Якова Кротова. Боярский приговор о станичной и сторожевой службе. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/acts/16/dvor/1571_amg.htm
- Сайт Якова Кротова. Разрядная книга 1475 – 1605 годов. [Электронный ресурс] – URL: http://krotov.info/acts/16/possevino/razryady_1475b_01.htm
- Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Духовная грамота царя Ивана Васильевича. Июнь – август 1572 г. Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. Подготовка к печати Л.В.Черепнина. Издательство Академии наук СССР. М. – Л., 1950. [Электронный ресурс] – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm
- Сайт Германа Стерлигова. Общество Любителей Древней Письменности. [Электронный ресурс] – URL: http://www.sterligoff.ru/oldp.html
- Гумелёв В.Ю. Русский десант. Русь между молотом и наковальней. Ушкуйничество: монография. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, Е.Н. Хрыканов, А.В. Пархоменко, В.Б. Бандурка. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 214 с.
- Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. [Текст] / С.Б. Веселовский – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. – 538 с.