ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Устинина Гульнара Фаварисовна
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств
старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Статья рассматривает проблемы формирования конкурентоспособной личности в контексте творческого подхода в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, изучение иностранного языка, конкурентоспособная личность, творчество


CREATIVE COMPONENT IN TRAINING THE COMPETITIVE SPECIALISTS

Ustinina Gulnara Favarisovna
Kazan State University of Culture and Arts
Foreign Languages Department

Abstract
The article studies the problem of competitive personality formation in the context of creative approach.

Keywords: competitive personality, creativity, extracurricular activities, foreign languages learning


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7987 (дата обращения: 21.02.2024).

В современной России  наблюдается жесточайшая конкуренция на рынке труда, самым главным и значимым становится обучение и воспитание не только компетентного и добросовестного специалиста, но человека, способного быстро реагировать на изменения в экономике, развиваться, совершенствоваться, готового принять перемены и занять достойное место в современном социально-экономическом пространстве. Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни [1]. Одной из главных задач высшей школы на сегодняшнем этапе является стремление повысить уровень мотивации, профессиональной подготовки и креативности студентов, чтобы их возросшая конкурентоспособность способствовала успешной адаптации личности в современной социально-экономической ситуации, устойчивого развития нашей страны во всем мире. Молодой специалист в наше время не имеет никаких специальных льгот и социальных гарантий со стороны государства и вынужден строить свою трудовую деятельность на равных с остальными участниками трудового процесса. Именно поэтому проблемы развития конкурентоспособности выпускника вуза являются особенно актуальными на современном этапе [2].

Итак, условием успешной карьеры и динамического развития личности является умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, справляться с внезапными трудностями и непредвиденными задачами, творчески и свободно мыслить, самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, принимать взвешенные, адекватные  решения. Важнейшим направлением модернизации системы образования XXI века является творческое развитие обучающегося. Идеальная модель человека XXI века – это личность многомерная, творческая, постоянно расширяющая границы своих знаний и умений, реализующая преимущества саморазвития, самодостаточности и конкурентоспособности [3].

Личность, владеющая опытом творческой самостоятельной деятельности, всегда находится на более высоком уровне по отношению к тем, кто пользуется стандартными, устоявшимися методами. Итак, воспитание  личности, способной  к активному, созидательному участию в модернизации социума   – это первостепенная задача современного образования [4].

Однако, образование в рамках так называемой учебно-дисциплинарной модели с ее строгой регламентацией учебной технологии, закрепленной в жестком учебном плане, расписании занятий, в программах и методических пособиях с одинаковым усредненным подходом к обучающимся, не способно в достаточной степени создать благоприятные условия для развития в единстве личностных и профессиональных качеств, необходимых для конкурентоспособного специалиста[5].

Образовательное учреждение для формируемого им специалиста должно стать естественной питательной средой, источником идей, концепций, новых  решений, методов и средств их реализации, генератором инновационных проектов. При этом условии образовательное учреждение становится «поставщиком» специалистов – носителей совокупности компетенций, необходимых и достаточных для поиска, разработки и реализации новых решений.

Развитие креативности личности наиболее эффективно в разнообразной творческой активности. Примером такой активности могут быть внеаудиторные мероприятия на иностранном языке.

Знание иностранного языка – не роскошь, а требование времени. У специалиста со знанием иностранных языков есть явные экономические преимущества [6]. Одним из важнейших критериев при  трудоустройстве специалиста многие работодатели выделяют владение иностранным языком [7]. Иностранный язык востребован как инструмент познавательной и профессиональной деятельности [8]. Перед выпускниками российских вузов открываются большие возможности обмена опытом со специалистами всех стран. В частности, они могут участвовать в совместных международных проектах, проводить стажировки зарубежных специалистов в России, а также проходить стажировки за рубежом; проводить научные исследования по своей специальности с привлечением зарубежных материалов, в том числе и на территории других стран и т.д.[9]

Необходимо отметить, что усиление роли дисциплины “Иностранный язык”, обеспечивающей успешную социализацию студентов, является важным условием повышения конкурентоспособности  будущих специалистов.   Кроме того, язык является  продуктом культуры  (который  рассматривается как межкультурный феномен [10] ) , ее важной составной частью, а также  условием ее существования.

Мы живем в быстро меняющемся, взаимозависимом мире[11], в котором люди и культура преодолели национальные границы.  Мир, который становится все более мультикультурным, требует владения иностранными языками и международной компетентности. На сегодняшний день  наблюдается обострение межконфессиональных и межнациональных конфликтов, проявление нетерпимости во всех сферах жизни человека[12]. Язык является лучшим посредником для установления дружбы и согласия[13].

Внеаудиторная творческая деятельность  на иностранном языке способствует более глубокому усвоению языкового материала, снятию «искусственности» в речевой деятельности, креативному развитию обучаемого, способности активизировать собственные резервы для жизни в постоянно меняющемся мире, способности преодолевать внешние препятствия и психологические барьеры. Творческие мероприятия на иностранном языке активизирует как эмоциональную, так и интеллектуальную деятельность студентов, способствуют развитию познавательной активности и самостоятельности обучаемого,  содействуют значительному снижению языкового барьера. Внеаудиторная творческая работа  способствует  реализации основных  дидактических принципов: доступность, индивидуализация, посильность, наглядность, сознательность и активность [14] .Внеаудиторная деятельность повышает интерес обучаемых к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на учащегося. А позитивная мотивация – это ключ к  достижению хороших результатов в овладении иностранным языком [15]. Современные подходы к обучению языка подчеркивают важность сотрудничества и взаимоотношения между студентами как мотивирующего фактора.

Создание единой системы аудиторной и внеаудиторной работы по иностранным языкам является  необходимым условием интенсификации образовательно-воспитательного процесса в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств [16]. Постоянное накопление творческих ресурсов  позволяет богатая и многогранная палитра творческих специальностей, по которым ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в  нашем университете. Творческая деятельность вуза находится в постоянном качественном развитии, на что указывает разнообразие форм мероприятий на иностранном языке -  фестивали, конкурсы, поэтические гостиные, концертные и театрализованные программы и т. д. Творческие мероприятия  всегда импонируют студентам,  так как учащиеся могут продемонстрировать как собственную  языковую компетенцию, так и свои дидактические способности.  Творческие мероприятия позволяют  учащимся убедиться в том, что изучать  иностранный язык можно с удовольствием, легко, осознанно и результативно [17].

На сегодняшний день  российское государственное образование предоставляет  студентам уникальную возможность получения солидного багажа знаний. Однако,  многие учебные заведения не уделяют достаточного внимания обучению молодых людей искусству выживать в современных условиях, формированию умения правильно «подать себя»,  проявить свои таланты, способности и навыки на рынке труда. Основной проблемой  нашего студенчества, по оценкам российских и зарубежных работодателей,  является отсутствие способности к конкуренции [18]. За годы учебы в вузе необходимо подвести студентов к пониманию того, что только их непрерывное самосовершенствование, как в
личностной, так и в профессиональной сфере гарантирует их успешную реализацию в жизни. Именно  такую функцию и выполняет  в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств  деятельность по привлечению студентов к активному участию в творческих мероприятиях на иностранном языке [19].


Библиографический список
  1. Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480
  2. Терелянская  И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза.- Нижний Новгород, 2012.
  3. Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721
  4. Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721
  5. Сливина Т.А.,  Кунстман Е.П. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.  ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА .- 2013- С.174-177
  6. Галиаскарова Н.Г. Мультилингвальное обучение как эффективное средство достижения профессиональной реализации личности // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2414
  7. Новгородова Е.Е. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ТУРИЗМА В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № S2. С. 79-82.
  8. Валеева Р.З. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Казанский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 31-37.
  9. Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№3.-С.113-117.
  10. Бельская С.А. (Демина С.А.) Values and Heritage Conservation (Ценности и сохранение культурного наследия). Research  report. The Getty Conservation Institute, Los Angeles. – The J. Paul Getty Trust, 2000. Вестник Казанского Государственного университета  культуры и искусств  № 2 , 2011г
  11. Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
  12. Сатарова Л.Х. Преодоление культурных различий как фактор развития межкультурной коммуникации в библиотечно-информационной среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6207
  13. Сатарова Л.Х. Современные методы межкультурной коммуникации в информационной системе Интернет // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2199
  14. Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661
  15. Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661
  16. Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
  17. Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
  18. .Терелянская  И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза.- Нижний Новгород, 2012
  19. Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721


Все статьи автора «Устинина Гульнара Фаварисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: