В современной России наблюдается жесточайшая конкуренция на рынке труда, самым главным и значимым становится обучение и воспитание не только компетентного и добросовестного специалиста, но человека, способного быстро реагировать на изменения в экономике, развиваться, совершенствоваться, готового принять перемены и занять достойное место в современном социально-экономическом пространстве. Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни [1]. Одной из главных задач высшей школы на сегодняшнем этапе является стремление повысить уровень мотивации, профессиональной подготовки и креативности студентов, чтобы их возросшая конкурентоспособность способствовала успешной адаптации личности в современной социально-экономической ситуации, устойчивого развития нашей страны во всем мире. Молодой специалист в наше время не имеет никаких специальных льгот и социальных гарантий со стороны государства и вынужден строить свою трудовую деятельность на равных с остальными участниками трудового процесса. Именно поэтому проблемы развития конкурентоспособности выпускника вуза являются особенно актуальными на современном этапе [2].
Итак, условием успешной карьеры и динамического развития личности является умение ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, справляться с внезапными трудностями и непредвиденными задачами, творчески и свободно мыслить, самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, принимать взвешенные, адекватные решения. Важнейшим направлением модернизации системы образования XXI века является творческое развитие обучающегося. Идеальная модель человека XXI века – это личность многомерная, творческая, постоянно расширяющая границы своих знаний и умений, реализующая преимущества саморазвития, самодостаточности и конкурентоспособности [3].
Личность, владеющая опытом творческой самостоятельной деятельности, всегда находится на более высоком уровне по отношению к тем, кто пользуется стандартными, устоявшимися методами. Итак, воспитание личности, способной к активному, созидательному участию в модернизации социума – это первостепенная задача современного образования [4].
Однако, образование в рамках так называемой учебно-дисциплинарной модели с ее строгой регламентацией учебной технологии, закрепленной в жестком учебном плане, расписании занятий, в программах и методических пособиях с одинаковым усредненным подходом к обучающимся, не способно в достаточной степени создать благоприятные условия для развития в единстве личностных и профессиональных качеств, необходимых для конкурентоспособного специалиста[5].
Образовательное учреждение для формируемого им специалиста должно стать естественной питательной средой, источником идей, концепций, новых решений, методов и средств их реализации, генератором инновационных проектов. При этом условии образовательное учреждение становится «поставщиком» специалистов – носителей совокупности компетенций, необходимых и достаточных для поиска, разработки и реализации новых решений.
Развитие креативности личности наиболее эффективно в разнообразной творческой активности. Примером такой активности могут быть внеаудиторные мероприятия на иностранном языке.
Знание иностранного языка – не роскошь, а требование времени. У специалиста со знанием иностранных языков есть явные экономические преимущества [6]. Одним из важнейших критериев при трудоустройстве специалиста многие работодатели выделяют владение иностранным языком [7]. Иностранный язык востребован как инструмент познавательной и профессиональной деятельности [8]. Перед выпускниками российских вузов открываются большие возможности обмена опытом со специалистами всех стран. В частности, они могут участвовать в совместных международных проектах, проводить стажировки зарубежных специалистов в России, а также проходить стажировки за рубежом; проводить научные исследования по своей специальности с привлечением зарубежных материалов, в том числе и на территории других стран и т.д.[9]
Необходимо отметить, что усиление роли дисциплины “Иностранный язык”, обеспечивающей успешную социализацию студентов, является важным условием повышения конкурентоспособности будущих специалистов. Кроме того, язык является продуктом культуры (который рассматривается как межкультурный феномен [10] ) , ее важной составной частью, а также условием ее существования.
Мы живем в быстро меняющемся, взаимозависимом мире[11], в котором люди и культура преодолели национальные границы. Мир, который становится все более мультикультурным, требует владения иностранными языками и международной компетентности. На сегодняшний день наблюдается обострение межконфессиональных и межнациональных конфликтов, проявление нетерпимости во всех сферах жизни человека[12]. Язык является лучшим посредником для установления дружбы и согласия[13].
Внеаудиторная творческая деятельность на иностранном языке способствует более глубокому усвоению языкового материала, снятию «искусственности» в речевой деятельности, креативному развитию обучаемого, способности активизировать собственные резервы для жизни в постоянно меняющемся мире, способности преодолевать внешние препятствия и психологические барьеры. Творческие мероприятия на иностранном языке активизирует как эмоциональную, так и интеллектуальную деятельность студентов, способствуют развитию познавательной активности и самостоятельности обучаемого, содействуют значительному снижению языкового барьера. Внеаудиторная творческая работа способствует реализации основных дидактических принципов: доступность, индивидуализация, посильность, наглядность, сознательность и активность [14] .Внеаудиторная деятельность повышает интерес обучаемых к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на учащегося. А позитивная мотивация – это ключ к достижению хороших результатов в овладении иностранным языком [15]. Современные подходы к обучению языка подчеркивают важность сотрудничества и взаимоотношения между студентами как мотивирующего фактора.
Создание единой системы аудиторной и внеаудиторной работы по иностранным языкам является необходимым условием интенсификации образовательно-воспитательного процесса в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств [16]. Постоянное накопление творческих ресурсов позволяет богатая и многогранная палитра творческих специальностей, по которым ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в нашем университете. Творческая деятельность вуза находится в постоянном качественном развитии, на что указывает разнообразие форм мероприятий на иностранном языке - фестивали, конкурсы, поэтические гостиные, концертные и театрализованные программы и т. д. Творческие мероприятия всегда импонируют студентам, так как учащиеся могут продемонстрировать как собственную языковую компетенцию, так и свои дидактические способности. Творческие мероприятия позволяют учащимся убедиться в том, что изучать иностранный язык можно с удовольствием, легко, осознанно и результативно [17].
На сегодняшний день российское государственное образование предоставляет студентам уникальную возможность получения солидного багажа знаний. Однако, многие учебные заведения не уделяют достаточного внимания обучению молодых людей искусству выживать в современных условиях, формированию умения правильно «подать себя», проявить свои таланты, способности и навыки на рынке труда. Основной проблемой нашего студенчества, по оценкам российских и зарубежных работодателей, является отсутствие способности к конкуренции [18]. За годы учебы в вузе необходимо подвести студентов к пониманию того, что только их непрерывное самосовершенствование, как в
личностной, так и в профессиональной сфере гарантирует их успешную реализацию в жизни. Именно такую функцию и выполняет в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств деятельность по привлечению студентов к активному участию в творческих мероприятиях на иностранном языке [19].
Библиографический список
- Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1480
- Терелянская И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза.- Нижний Новгород, 2012.
- Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721
- Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721
- Сливина Т.А., Кунстман Е.П. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА .- 2013- С.174-177
- Галиаскарова Н.Г. Мультилингвальное обучение как эффективное средство достижения профессиональной реализации личности // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2414
- Новгородова Е.Е. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ТУРИЗМА В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № S2. С. 79-82.
- Валеева Р.З. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Казанский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 31-37.
- Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№3.-С.113-117.
- Бельская С.А. (Демина С.А.) Values and Heritage Conservation (Ценности и сохранение культурного наследия). Research report. The Getty Conservation Institute, Los Angeles. – The J. Paul Getty Trust, 2000. Вестник Казанского Государственного университета культуры и искусств № 2 , 2011г
- Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
- Сатарова Л.Х. Преодоление культурных различий как фактор развития межкультурной коммуникации в библиотечно-информационной среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6207
- Сатарова Л.Х. Современные методы межкультурной коммуникации в информационной системе Интернет // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2199
- Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661
- Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661
- Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
- Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
- .Терелянская И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза.- Нижний Новгород, 2012
- Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721