УДК 159.9

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новокузнецк
кандидат психологических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
Психологический синдром профессионализма – это комплекс взаимосвязанных признаков (симптомов), объединенных общим механизмом возникновения и развития. Макроструктура синдрома профессионализма включает блоки: а) исходных предпосылок; б) особенностей человека; в) особенностей профессиональной подготовки и деятельности; с) особенностей профессионального взаимодействия. Три последних блока составляют ядро синдрома, охваченное внутренней обратной связью.

Ключевые слова: макроструктура, обратная связь, профессионализм, психологический синдром, самоформирование личности, симптомы, ядро синдрома


PROFESSIONALISM OF HUMAN AS A PSYCHOLOGICAL SYNDROM

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk
PhD of Psychological Sciences, Associate Professor,
leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
Psychological syndrome of professionalism - a complex of interrelated features (symptoms), united by the common mechanism for the emergence and development. Macrostructure syndrome of professionalism includes a blocks: a) the initial assumptions; b) features of a person; c) the features of professional training and professional activities; c) the characteristics of professional interaction. The last three a blocks form the core of the syndrome encompassed by internal feedback.

Keywords: macrostructure of syndrome, professionalism, psychological syndrome, self-formation of the person, symptoms, the core of the syndrome, the feedback


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Профессионализм человека как психологический синдром // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7554 (дата обращения: 20.11.2016).

Профессионализм – это интегральное свойство человека, которое обеспечивает высокую эффективность, надежность и качество его профессиональной деятельности. Мы считаем, что профессионализм следует рассматривать не как простую совокупность признаков (симптомов), а как более сложную системную единицу – симптомокомплекс, или синдром. В широком смысле синдром (от греч. Syndromēскопление, стечение) представляет собой комплекс органически связанных между собой признаков (симптомов), объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления [1].

Термин «синдром» часто ассоциирует с «клиническим» подходом и патологией. Однако в психологии понятие синдрома используется и в более широком смысле – для характеристики психических свойств, сочетаний определенных признаков и т.д. Л. С. Выготский более 60-ти лет назад выдвинул идею, согласно которой в психологии, как и в медицине, для описания особенностей ребенка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу – синдром.

Понятие «личностные синдромы» успешно использует А. Маслоу (1908–1970 гг.) при изучении самоуважения и защищенности личности (уверенности личности в безопасности своего положения) [2], Э. Фромм в книге «Душа человека» (1964 г.) выделил «синдром распада» и противоположный ему «синдром роста», а в книге «Революция надежды» (1968 г.) использует понятие «синдром отчуждения» применительно к личности.

В зарубежной социологии понятие синдрома используется для описания сложившихся поведенческих паттернов (авторитарный синдром, синдром конформиста и др.) [3]. Понятие «cиндромом конечной остановки» используется социологами для описания сотрудника, достигшего границ своей профессиональной некомпетентности [4].

В отечественной психологии понятие «синдром» активно используется при изучении феномена «эмоционального выгорания» (Т.В. Форманюк, 1994; А.Л. Венгер, 1994; Д.Г. Трунов, 1998; В.В. Бойко, 1999; Н.Е. Водопьянова, 2000; Т.И. Ронгинская, 2002 и др.).

В общем случае понятие синдрома (и синдромного подхода) не сводимо к изучению патологии. А.В. Петровский считает, что метод синдромного анализа может быть применен в общей психологии и психологии индивидуальных различий. Автор учебника предполагает, что с помощью синдромного подхода можно исследовать как сверхразвитие какой-либо отдельной черты или индивидуальной особенности нервных процессов влияет на перестройку всех психических процессов и может стать решающим фактором в формировании целого комплекса индивидуальных особенностей личности [5].

А.Л. Венгер использует понятие синдрома при анализе трудностей социализации ребенка [6], а также при анализе «эмоционального сгорания» [7]; он же, основываясь на деятельностном подходе, развитом в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, предложил общую схему взаимосвязей между симптомами, которая описывает устойчивость указанных выше синдромов и направление происходящих изменений [там же].

Мы считаем продуктивным использование синдромного подхода при изучении психологического феномена профессионализма [8, 9]; при этом исходим из понимания того, что в нормальном обществе (пусть даже постиндстреальном – в котором отношение к профессионализму претерпевают изменения [10]), профессионализм не может (не должен!) относится к патологии.

Впрочем, о синдроме непрофессионализма (или о синдроме профессиональной некомпетентности) – характеризующему неготовность человека к выполнению профессиональных обязанностей, много пишут средства массовой информации, особенно в связи с техногенными катастрофами последних лет. Это явление, приобретающее массовый характер в обществе, становится социальной патологией, и, по нашему мнению, отражает процессы депрофессионализации (разрушение, потерю профессионализма) и псевдопрофессионализации (маргинализацию профессиональной сферы).

Под профессионализмом мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности, в поведении, в деловом и межличностном общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей (качества, производительности и др.), но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание [11].

Указанные признаки предстают как отдельные симптомы проявления профессионализма человека, не исчерпывающие описание этого психологического феномена. Синдром профессионализма мы рассматриваем как комплекс связанных между собой признаков (симптомов), объединенных общим механизмом возникновения и развития.

Понятие «профессионализм» характеризует не только операциональную сторону выполнения деятельности, но и особые свойства личности, индивидуальности и субъектности человека-профессионала. Профессионализма (как системного свойства) человек достигает не сразу, а лишь на определенной стадии своего профессионального развития. Не каждый человек, овладевший профессией, становится профессионалом своего дела, не каждый специалист (даже с дипломом) обретает свойство «профессионализма» [12]. Поэтому изучение такого, – по сути, – конструктивного, но все же «отклонения» от «обычного» профессионального развития «среднего специалиста», достижения человеком профессиональных высот («акме»), представляется нам целесообразным при использовании синдромного подхода.

Преимущества синдромного подхода в психологии определяются тем же, что и в медицине: возможностью формулировать «диагноз» в терминах, задающих направление коррекции – в данном случае психологической.

Взяв за аналог блочную схему синдрома эмоционального сгорания, предложенную А. Л. Венгером (1994 г.), считаем возможным развить ее и предлагаем свое видение структуры синдрома профессионализма (рисунок 1).

Макроструктура психологического синдрома профессионализма включает следующие основные блоки: а) блок исходных предпосылок формирования профессионализма, лежащий вне ядра синдрома; б) блок особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности); в) блок особенностей профессиональной подготовки и профессиональной деятельности и г) блок особенностей профессионального взаимодействия. Три последних блока составляют ядро синдрома. Важным элементом структуры синдрома профессионализма является наличие в нем внутренней обратной связи.

Рисунок 1 – Макроструктура психологического синдрома профессионализма человека

Под исходными предпосылками психологического синдрома профессионализма понимаются разнообразные факторы, имеющиеся у человека (некоторый исходный ресурс) и существенные для формирования и поддержания профессионализма. К ним относятся: наличные индивидуально-типологические свойства человека; профессионально важные качества (ПВК), включая общие и специальные способности; комплекс наличных знаний, умений и навыков; события биографии и обстоятельства жизни, включая ситуации успеха или неуспеха; тип исходной профессиональной и социальной идентификации, предшествующей становлению человека в данной профессии; наличие профессиональной компетентности и опыта.

В ядро мы включаем те свойства человека, которые могут изменяться (эволюционировать, развиваться, либо подвергаться инволюции или деформироваться) в процессе профессионализации. Ядро синдрома профессионализма содержит три блока.

Блок психологических особенностей человека-профессионала включает: а) индивидные особенности, благоприятствующие или препятствующие развитию профессионализма; б) особенности личности, в том числе ее смысловые и ценностные компоненты, а также профессиональную мотивацию, профессиональную самооценку и уровень притязаний, особенности профессиональной Я-концепции и др.; в) особенности человека как субъекта деятельности, в том числе систему знаний, умений и навыков, способности и ПВК; г) особенности индивидуальности человека, включая его индивидуальный стиль деятельности, его ролевую систему, особенности проявления его активности и достижения конкурентоспособности и т.д.

Блок особенностей профессиональной подготовки и профессиональной деятельности включает: систему формирования необходимых знаний, умений и навыков; динамику развития ПВК; ситуации успеха-неуспеха, влияющие на мотивационную сферу; особенности профессиональной деятельности, оказывающие влияние на формирование профессионального опыта и мотивационной сферы; возможности формирования и использования конструктивного (т.е. ведущего к успеху) индивидуального стиля деятельности.

Блок особенностей профессионального взаимодействия специалистов в процессе деятельности включает наличие (или отсутствие) следующих факторов: контакты с профессионалами (деятельность в условиях профессиональной среды); конструктивные традиции профессиональной группы; наличие авторитетных наставников и др.

В зависимости от строения конкретного синдрома одни и те же психологические факторы могут либо входить в «ядро», либо оказаться в числе исходных предпосылок синдрома, либо, наконец, оставаться нейтральным и по отношению к нему.

Поскольку профессионализм является интегральной характеристикой человека-профессионала, его деятельности и общения, то названные факторы могут входить одновременно в разные блоки, в зависимости от уровня сформированного профессионализма и стадии развития профессионала.

Например, такие факторы, как ПВК, сформированные ранее знания, умения и навыки, предшествующая успешность или неуспешность, а также профессиональная компетентность и имеющийся у человека профессиональный и социальный опыт включены в исходные предпосылки формирования синдрома профессионализма, но при этом они же являются факторами формирования профессиональной личности. В то же время поскольку профессиональная личность формируется в процессе деятельности и общения, то в ходе профессионального обучения, которое мы рассматриваем как процесс освоения профессиональной роли, претерпевает изменение структура ПВК, происходит дальнейшее формирование и развитие знаний и умений, их «встраивание» в личность, развивается профессиональный опыт. Все это не только влияет на характеристики деятельности и особенности профессионального взаимодействия, но и становится на следующем этапе развития исходной предпосылкой синдрома.

В свою очередь смысловые и ценностные компоненты личности, особенности Я-концепции и самооценки, самоэффективность и притязания личности, мотивация и конкурентоспособность и т.д. тоже, безусловно, влияют на другие компоненты «ядра» синдрома профессионализма, но во многих случаях могут рассматриваться в качестве его исходных предпосылок. То же относится и к остальным рассматриваемым факторам.

Показатели профессиональной успешности, в том числе эффективность, надежность и качество профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом и высокая профессиональная мотивация, продуктивный уровень психологической напряженности и др. психологические факторы, рассматриваются как выходные координаты структуры синдрома профессионализма.

В кибернетике используется понятие положительной и отрицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь стабилизирует систему, приводя ее к некоторому усредненному варианту функционирования в установившемся режиме, и компенсирует отклонения, вызванные внешними и внутренними возмущающими воздействиями. Системы с отрицательной обратной связью реализуют принцип управления по отклонению. Особенностью работы таких систем в динамике (переходном режиме, вызванном резким приложением возмущающих воздействий) является потенциальная возможность возникновения колебаний выходных координат. При благоприятном соотношении внутренних параметров замкнутого контура эти колебания со временем затухают; при неблагоприятном – система может потерять устойчивость и пойти «в разнос».

Положительная обратная связь, напротив, выводит на возможные крайние варианты функционирования в установившемся режиме – т.е. в статике, и потере устойчивости системы в переходном режиме (при возникновении внешних возмущающих воздействий). Вместе с тем положительная обратная связь обеспечивает форсированный переход из одного состояния в другое; она необходима для обеспечения поиска нового состояния, адекватного внешней ситуации и наличных внутренних параметров.

Применительно к структуре психологического синдрома профессионализма это означает следующее:

1. Исходные предпосылки (индивидуально-психологические свойства, задатки, исходный уровень интеллекта, наличные профессионально-важные качества (ПВК), знания и умения, внешние и внутренние нормы и др.) задают определенный уровень выходных координат, выражаемых в категориях профессиональной успешности. При этом на формирование заданного (желаемого) уровня влияют не только операциональные, но и смысловые, а также ценностные компоненты личности человека-профессионала.

2. Наличие отрицательной обратной связи означает, что у человека присутствует самоконтроль и возможна саморегуляция в процессе его профессионального развития. Самоконтроль и саморегуляция связаны с регулятивными компонентами деятельности и реализуются посредством когнитивных процессов.

3. Отклонение выходных координат от заданного (желаемого) уровня в сторону «худших» показателей, рассматриваемое как дисбаланс между целями и результатами, приводит к внутренней неудовлетворенности субъекта. Это отклонение воздействует как корректирующее воздействие, направленное на выведение показателей профессиональной успешности на заданный уровень.

4. Устранение возникшего отклонения и вызванного им чувства неудовлетворенности субъекта возможно тремя основными путями:

а) Путем изменения параметров «ядра» синдрома, т.е. повышения уровня профессионализма, включая его операциональный и личностный компоненты. Это путь профессионального развития, он требует коррекции и целевых, и исполнительных компонентов деятельности.

б) Путем снижения (возможно, временного) требовательности к своим результатам. Этот путь не обязательно ведет к профессиональной деградации. Но он является признаком профессионального кризиса, а кризис может стать отправной точкой дальнейшего профессионального роста.

в) Наконец, при невозможности устранения возникшего отклонения человек может избрать новую стратегию, основанную на накопленном жизненном и профессиональном опыте. Реализация новой стратегии может потребовать изменения не только форм, но и содержания профессиональной деятельности. Эта стратегия связана с пересмотром не только целевых, но и смысловых, а, возможно, и ценностных компонентов.

5. При разрыве обратной связи и условиях стабильной деятельности, характеризующейся отсутствием внешних и внутренних возмущений, возможно временное сохранение сложившегося уровня профессионализма (процесс стагнации). Происходит это за счет внутренних резервов, включая особенности личности, деятельности и профессионального взаимодействия, а также источников, отнесенных к исходным предпосылкам формирования синдрома (старых знаний, умений, навыков, профессионального опыта и др.). При возникновении внутренних или внешних возмущающих воздействий, разрыв обратной связи (отсутствие самоконтроля) свидетельствует о невозможности сохранения целостности основополагающих элементов «ядра» и приводит к их деструктивным изменениям (резкое снижение результативности, ухудшение профессиональных и межличностных отношений, различные виды профессиональной деформации).

Обратная связь обеспечивает целостность синдрома профессионализма (точнее, его ядра, включающего особенности человека – профессионала, его деятельности и профессиональных взаимоотношений) и определяет направление его развития.

Профессионализм мы рассматриваем как сложное системное образование. Из теории систем известен «постулат развития» [13, 14], согласно которому длительное существование системы невозможно без ее развития, в противном случае система деградирует – разрушается. Отсюда следует, что профессионализм как системное качество человека может (и должен) развиваться, при отсутствии развития произойдет его разрушение.

Профессионализм, как психическое образование, каковым нам представляется рассматриваемый синдром, характеризуется целостностью, динамичностью и активностью. Указанные характеристики не могут быть независимы ни в каком смысле, даже в статическом; эти свойства вытекают одно из другого. Целостность синдрома профессионализма (как целостность любого психического образования) предполагает его активность, и эта активность проявляется в динамике развития профессионализма.

Человек-профессионал как носитель системного свойства, обозначенного нами как синдром профессионализма, находится в непрерывном процессе самоформирования, при этом он не только изменяется сам, но и изменяет свою среду. Как только независимый от человека «объективный объект» становится предметом профессиональной деятельности, он сразу теряет свою «объектность», включается в систему отношений человека. Таким образом, окружающая социально-профессиональная среда по сути своей «субъективна» (или «присубъектна») и представляет собой систему отношений человека (как субъекта жизни и деятельности) со значимыми для него объектами.

В качестве таковых объектов выступают и такие, которые могут проявлять активность, иметь собственные интересы, волю, «чувство субъектности», определяя не только систему отношений данного субъекта к окружению, но и его взаимоотношения с другими инициаторами активности. На базе этих отношений в процессе деятельности происходит самоформирования личности профессионала. Таким образом, психологический механизм рассматриваемого синдрома основан на том, о чем писал С. Л. Рубинштейн: «своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы себя» [15, с. 344]. Результатом такого самоформирования являются возникновение у человека новообразований, которые могут иметь как конструктивную направленность (профессионализм), так и деструктивную (профессиональные деформации и деструкции).


Библиографический список
  1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1600 с.
  2. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  3. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») //Социологические исследования. 1993. № 3. С. 75-85.
  4. Питер Л.Дж., Реймонд Халл Р. Принцип Питера / Пер. с англ. // Иностранная литература. 1971. № 8. С. 197–232.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию / Учебник для вузов. М.: Академия, 1995. 496 с.
  6. Венгер А.Л. О понятии «психологический синдром» // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1-2. С. 15-26.
  7. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 82-92.
  8. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты / Учеб. пособие. Новокузнецк: Изд-во Сибирского государственного индустриального университета, 2000. 159 с.
  9. Дружилов С.А. Психологический синдром профессионализма // Ананьевские чтения – 2003: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования в психологии: Материалы научн.-практич. конф. / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 131-133.
  10. Абрамов Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профессионализма // Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / Под ред. Е. Яворской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007. С. 30-40.
  11. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. 2003. № 52. С. 40-46.
  12. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. 296 с.
  13. Дружинин В.Н., Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы сложных систем). М.: Сов. радио, 1976. 296 с.
  14. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. 325 с.
  15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.


Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация