УДК 37.026.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев

Аннотация
В статье рассматриваются положительные и отрицательные аспекты реализации дидактического принципа наглядности в электронных средствах обучения. В частности, наглядность рассматривается как один из ведущих принципов разработки электронных учебников и пособий.

Ключевые слова: дидактический принцип, разработка электронных учебников, электронные средства обучения


IMPLEMENTATION OF VISUALIZATION PRINCIPLE IN E-LEARNING TOOLS

Balalajeva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv

Abstract
The article deals with positive and negative features of implementation of visualization principle in e-learning tools. In particular, the visualization is examined as one of the major principles for the electronic textbooks development.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Реализация принципа наглядности в электронных средствах обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7351 (дата обращения: 23.09.2018).

Исследователями неоднократно обращалось внимание на то, что современные электронные средства обучения имеют расширенные возможности для реализации дидактического принципа наглядности на качественно новом уровне. Целесообразность применения таких средств определяется, в основном, возможностью их использования для визуализации учебной информации, формализации знаний о предметном мире. Однако в современных исследованиях внимание акцентируется, в основном, на преимуществах электронных учебников и пособий при реализации принципа наглядности по сравнению с традиционными, а недостатки описываются фрагментарно, спорадически.

В современной педагогике существуют различные подходы к толкованию принципа наглядности: C. Гончаренко определяет наглядность как один из принципов дидактики, согласно которому обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются учащимися; В. Оконь рассматривает принцип наглядности как принцип заполнения пространства между конкретным и абстрактным; М. Данилов – как принцип единства конкретного и абстрактного. Наглядность интерпретируется как показатель простоты и понятности для субъекта психического образа, создаваемого в процессе восприятия и последующей умственной обработки реального объекта; наглядный материал рассматривается как внешняя опора внутренних действий, осуществляемых учащимися в процессе овладения соответствующими знаниями.

В. Попков, А. Коржуев, исследуя научные основы реализации принципа наглядности в высшей школе, отмечают необходимость включения в обучение деятельности, связанной с моделированием, идеализацией, мысленным экспериментированием. Говоря о критериях соответствия содержания и методов обучения идее реализации сущностного подхода в связи с принципом наглядности, исследователи отмечают наличие в распоряжении преподавателя наглядных средств, которые давали бы возможность продемонстрировать и выявить именно сущностные взаимосвязи и отношения между исследуемыми объектами и явлениями и описывающими их величинами (а не частные малозначимые их проявления), а также степень влияния различных факторов и условий на характер протекания исследуемого явления [1].

Использование компьютерных технологий позволяют с большой степенью наглядности представить мысленные модели реальных процессов, обеспечивающих четкую фиксацию образа явления или процесса в сознании студента, позволяют варьировать скорость протекания процесса в соответствии со скоростью восприятия информации, повторять изучаемый процесс при различных начальных условиях и параметрах.

Если традиционная наглядность обучения предусматривала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

Различные формы представления объекта позволяют использовать одновременно образное, аналитическое мышление. Компьютер может моделировать различные по форме и содержанию процессы, благодаря чему наиболее четко раскрываются существенные связи объекта, т. е. визуализируются те знания человека, для которых еще не найдено текстового описания, или те, которые требуют высших степеней абстракции [2, с. 126–132].

Сформулированное Я.А. Коменским «золотое правило дидактики», согласно котрому при обучении, «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания», находит подтверждение во многих современных научных исследованиях. Пропускная способность каналов связи от рецепторов к ЦНС различна: оптического канала связи – 1,6х106 бит/с, акустического – 0,32х106 бит/с, тактильного – 0,13х106 бит/с. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы [3, с. 242].

По данным ЮНЕСКО, при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном – около 25%, а при аудиовизуальном – до 65% воспринимаемой информации. Применение аудиофрагментов в электронном пособии позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, активизируя не только зрительные, но и слуховые центры мозга [4, с. 89–92].

Современные программы, создающие виртуальную реальность, позволяют задействовать в процессе обучения не только зрение и слух, но и осязание, ощущение гравитации, магнитную ориентацию и т. п.

По мнению исследователей, такая мультимедиа-визуализация позволяет создавать более прогрессивную, природосоответствующую среду для отображения учебного контента, его наглядного интерактивного моделирования и исследования; гипермедиа-архитектуры обеспечивают личностно-ориентированный, развивающий характер обучения. Чрезвычайная выразительность, зрелищность мультимедиа важны при работе с новым видео-поколением, которое легко впитывает знания через произведения экранной компьютерной культуры. Последняя формирует у студентов готовность, предрасположенность воспринимать, познавать мир через образно-визуальное представление информации на основе информационно-коммуникационных технологий, готовность к деятельности в информационном обществе. Мультимедиа-визуализации присуща гораздо большая информативная плотность, сращивание понятийного и наглядного, что органично задействует и вербальное, и образное мышление [5, с. 173–182].

Кроме того, электронные средства учебного назначения предоставляют возможность выполнять преобразовательную деятельность с объектами изучения, наблюдать и анализировать ее результаты, чем достигается существенное повышение уровня гностичности моделей объектов изучения. Таким образом, в исследованиях современных дидактов принцип наглядности интерпретируется не только с учетом доступности объекта изучения для восприятия посредством созерцания, но дополняется требованиями привлечения субъекта обучения к преобразовательной деятельности, что сопровождается наглядностью ее результатов [6; 7].

Итак, обобщая вышеизложенное, можно отметить четыре основных преимущества электронных средств обучения при реализации принципа наглядности:

- обеспечение полисенсорного восприятия учебной информации;

- повышение уровня визуализации учебного материала;

- возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств реальных объектов, научных закономерностей, теорий, понятий;

- возможность осуществлять преобразовательную деятельность с объектами изучения или их моделями.

Но возможности современных электронных средств обучения не только позволяют обеспечить осуществление принципа наглядности на качественно новом уровне, но и существенно увеличивают дидактические риски при его реализации.

Дидактические риски при реализации принципа наглядности наиболее предсказуемы и в той или иной форме упоминаются в трудах многих современных ученых. При анализе существующих электронных пособий неоднократно обращалось внимание на типичное злоупотребление наглядностью в ущерб их содержанию, подмену содержательного плана иллюстративными материалами, эффектными техниками, анимацией. Избыточность иллюстративного компонента рассеивает внимание студентов, отвлекает их от слежения за логикой развертывания содержания дисциплины.

Исследователи отмечают, что попытки добиться заинтересованности за счет чрезмерного использования средств мультипликации и игровых приемов не достигают желаемой цели прежде всего вследствие «эффекта контраста», когда студент, знакомый с динамичными компьютерными играми и тренажерами, ожидает такой же динамики от учебной программы [8].

Стремление сделать электронное пособие ярким и эффектным при незнании элементарных правил шрифтоведения, цветоведения, композиции, дизайна приводит к противоположному эффекту – затрудняет восприятие и понимание информации (иногда до полной нечитабельности). Отметим также, что довольно часто в электронных изданиях используются готовые иллюстративные материалы из различных баз данных, в результате чего в пособии представлены разные по технике, качеству исполнения и назначению рисунки, фото, видеофрагменты с сомнительным дидактическим потенциалом.

Поскольку электронные пособия нами рассматриваются как учебные издания, то при их разработке актуальными остаются некоторые общие рекомендации по иллюстрированию учебных книг для высшей школы:

- иллюстрации должны использоваться только в тех случаях, когда раскрывают, объясняют или дополняют информацию, содержащуюся в учебнике (пособии);

- вид иллюстраций должен соответствовать степени подготовленности студентов: в учебниках (пособиях) для студентов младших курсов иллюстрации должны отличаться большей образностью, чем иллюстрации для студентов старших курсов, которые могут свободно читать чертежи и сложные схемы;

- иллюстрации в виде схем не должны повторять материал основного текста или содержать лишнюю информацию, отвлекает читателя от усвоения темы;

- однотипные иллюстрации в учебнике (пособии) должны быть выполнены одной техникой;

- при подаче статистических данных целесообразно использовать графики и диаграммы, которые являются эффективным средством передачи информации между величинами и изучаемыми явлениями;

- целесообразно использовать цветные иллюстрации, которые не только обогащают информацию, но и акцентируют внимание читателей на основных идеях иллюстрированного материала [9].

Кроме того, исследователями сформулированы и требования к программным средствам и компьютеризированным системам учебного назначения, дополняющие и расширяющие принцип наглядности:

- в средствах должна использоваться только такая визуальная модель объекта изучения, которая максимально способствует достижению цели обучения, без чрезмерной детализации или упрощения общих планов изображения;

- модель следует подавать в форме, которая позволяет наиболее четко выделить и разграничить существенные признаки объекта изучения, связи и отношения между его составляющими, то есть существенные для анализа явления модели, этапы процессов и элементы модели объекта изучения должны быть выделены цветом, миганием, звуком и т. д.;

- когнитивность (стимулирование домысливания) подачи учебного материала средствами наглядности нового поколения должна быть реализована таким образом, чтобы предоставить возможность учителю (преподавателю) применять методы активного обучения, сделать процесс обучения действительно интерактивным;

- гностичность подачи учебных моделей не может быть самоцелью: необходимо использование моделей объектов изучения, которые не подают знания в готовом, законченном виде, а предусматривают исследования, самостоятельную познавательную деятельность учащихся (студентов), стимулируя в них навыки такой деятельности [6].

Ученые считают, что современное понимание принципа наглядности при использовании педагогических программных средств создает значительные дидактические предпосылки успехов в обучении через эмоциональное включение, гностичность, дозированную мультимодальность учебных воздействий,  индивидуализацию темпа подачи учебной информации. Занимаясь созданием и анализом наглядных моделей, субъекты обучения вынуждены проходить этапы научного познания – выполнять декомпозицию системы, анализ ее составляющих, выделение существенных признаков объектов и существенных связей между ними – с последующим определением структуры модели или объекта и его синтезом [7, с. 70–82].

Другие исследователи считают, что вред от применения в образовании мультимедийных средств намного очевиднее пользы. По мнению Ю. Афанасьева, «вредным в образовании является любое использование наглядных материалов, замещающее собственную работу воображения и мысли учащихся. Злоупотребление наглядностью вполне способно культивировать «комикс-мышление» – очень опасную форму манипуляции сознанием. Вообще наглядность часто инициирует не интеллект, а эмоции и поэтому является удобным средством навязывания оценок извне, тогда как задача образования – предоставить эту работу самим учащимся. Полезная наглядность должна не замещать, а, напротив, инициировать и воображение, и интеллект человека. Это значит, что она должна расширять и обогащать имеющийся опыт. Сказанное означает, что применять средства мультимедиа в образовании следует с осторожностью и обоснованно» [10].

Таким образом, возможности современных электронных средств обучения не только позволяют обеспечить осуществление принципа наглядности на качественно новом уровне, но в то же время существенно увеличивают дидактические риски при его реализации. Для предотвращения таких рисков при проектировании электронного пособия следует руководствоваться требованием разумной достаточности наглядности: содержание обучения должно быть обеспечено необходимым оптимальным минимумом иллюстративного материала, который должен определяться конкретно для каждого пособия, в зависимости от его назначения, функций в учебном процессе, целевой аудитории и других факторов.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Попков В. А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Попков, А. В.  Коржуев. – М. : ИЦ «Академия», 2001. – 136 с.
  2. Верлань А.Ф. Дидактичні принципи в умовах традиційного і комп’ютерного навчання / А. Ф. Верлань, Н. Т. Тверезовська // Педагогіка і психологія. – 1998. – №3. – С. 126–132.
  3. Подласый И.П.. Педагогика : в 3 кн.: учеб. для студ. вузов / И. П. Подласый. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Владос, 2007. – кн. 2 : Теория и технология обучения. – 2007. – 575 c
  4. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения – электронный учебник / О.Б. Тыщенко // Компьютеры в учебном процессе. – 1999. – №10. –  С. 89–92.
  5. Волошинов С.А. Реалізація дидактичного принципу наочності в алгоритмічній підготовці студентів засобами інформаційно-комунікаційного педагогічного середовища / С.А. Волошинов // Інформаційні технології в освіті. – 2011. – № 10. – С. 173–182.
  6. Лапінський В.В. Принцип наочності і створення електронних засобів навчального призначення [Електронний ресурс] / В. В. Лапінський // Народна освіта. – 2009. – Вип.3. – Режим доступу: http://www.narodnaosvita.kiev.ua/vupysku/9/statti/lapinskiy.htm.
  7. Мадзігон В. М. Педагогічні аспекти створення і використання електронних засобів навчання / В. М. Мадзігон, Ю. О. Дорошенко, В. В. Лапінський // Проблеми сучасного підручника : зб. наук. праць. – К. : Педагогічна думка, 2003. – Вип. 4. – С. 70–82.
  8. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование : Учеб. пособие для вузов / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс; [Под ред. Ю. Г. Древса]. – М. : МГУП, 2003. – 234.
  9. Наказ МОН України № 588 від 27.06.2008 «Щодо видання навчальної літератури для вищої школи» [Електронний ресурс] / Режим доступу: http://www.osvita-ua.net/legislation/visha-osvita526.
  10. Через формы к смыслам: о новой университетской образовательной модели / под ред. Ю.Н. Афанасьева. – М. : РГГУ, 2006. – 224 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Балалаева Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация