СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Ласточкина Мария Александровна
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Аннотация
В статье изучается вопрос социокультурной стратификации российского общества. Предлагается методика выделения социокультурных страт на основе субъективных представлений респондентов с использованием методов кластеризации. Показано, что в обществе не потеряно чувство ответственности, оптимизма и коллективизма, существуют социокультурные явления, сплачивающие людей и препятствующие распаду российского общества, и это происходит на фоне социального расслоения общества.

Ключевые слова: кластеризация, российское общество., социальная стратификация


SOCIO-CULTURAL STRATIFICATION OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

Lastochkina Maria Alexandrovna
Institute of social and economic development of territories of the Russian Academy of Sciences
PhD in economic sciences, Senior scientific researcher

Abstract
In article the question of socio-cultural stratification of the Russian society is studied. The technique of allocation socio-cultural a level on the basis of subjective representations of respondents with use of methods of a clustering is offered. It is shown that in society the sense of responsibility, optimism and a collectivism isn't lost, there are the socio-cultural phenomena rallying people and interfering disintegration of the Russian society, and it occurs against social stratification of society.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ласточкина М.А. Социокультурная стратификация современного российского общества // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6756 (дата обращения: 21.02.2024).

 

Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-03-00421

Термин «социальная стратификация» занимает прочное место в мировой социологической литературе. Теория основывается на том, что общество состоит из страт, которые корреспондируют или противопоставляются друг другу с позиции подчинения, власти, престижа и т.д. Формирование страт происходит не только с учетом легко идентифицируемых признаков, например профессии, материальной обеспеченности, наличия частной собственности и др., но и по культурным факторам – стиль жизни, общественное признание, слава и т.д., которые реализуются как на личностном, так и на общественном уровнях идентификации. Как отмечает Ж.Т. Тощенко очень непросто выделить и квалифицировать культурные образования [1]. Поэтому социокультурная стратификация является более емким понятием, чем социальная стратификация, и включает в себя и социальные и культурные составляющие.
Изучением социальной стратификации общества, выделением слоев и групп занималось немало российских и зарубежных ученых. Например, Б. Барбер измерял социальную стратификацию используя параметры: престиж профессии, степень власти (могущество), доход (богатство), образование (знание), религиозность (национальность) [2]. Л.А. Беляева, основываясь на данных социологических исследований, брала показатели: наличие властных функций, материальный уровень и образование респондентов [3]. Социальная дифференциация общества, выделенная Е.М. Бабосовым, включает в себя многоуровневую классификацию: во-первых, по имущественному положению (богатые, состоятельные, обеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные, бедные, нищие), во-вторых, по социально-статусным критериям (слои от высшего до маргинального), в-третьих, по социокультурным индикаторам (образовательные, идейно-политические, религиозно-конфессиональные, духовно-культурные, мировоззренческие и т.д.) [4]. Н. Ковалиско и Р. Савчинский выявляли основные слои населения, основываясь на том, что пространство неравенств состоит из полей неравенств, образуемых распределением экономического, властного, социального, символического и культурного капитала [5]. Таким образом, социальная стратификация – это классификация населения по достаточно различимым и измеримым характеристикам: уровень дохода, наличие власти, образование, социальное происхождение и т.п., тогда как социокультурная стратификация – это также выделение в обществе групп, однако имеющих еще своеобразные, более-менее сходные ментальные и культурные образы; и эти группы не всегда могут различаться по признакам, лежащим в основе социальной стратификации.
Таким образом, для исследования социокультурной стратификации населения наиболее информативным является социологический анализ, с помощью которого можно достаточно полно выделить существующие страты в современном обществе. Информационной базой для исследования послужили данные социологического опроса населения регионов Северо-Западного федерального округа. Анкетирование было проведено в 2013 г. Институтом социально-экономического развития территорий РАН. В выборке участвовали 5113 человек из Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и города Санкт-Петербурга. Набор показателей для изучения социокультурной стратификации населения выбирался на основе анализа перечня переменных, используемых вышеупомянутыми авторами, а также с учетом культурной составляющей. Всего было отобрано 18 переменных (табл. 1). Таким образом, отобранная система переменных достаточно представительна и отражает не только доход, образование и наличие властных функций респондентов, но и описывает культурный потенциал индивида.

Таблица 1 – Перечень вопросов (переменных), используемых для социокультурной стратификации населения
Переменная Вопрос Варианты ответов
x1 Какое образование вы имеете? Неполное среднее

Среднее, в т.ч. ПТУ со средним образованием

Среднее специальное образование (техникум и др.)

Незаконченное высшее (не менее 3 курсов вуза)

Высшее

x2 Какое из следующих высказываний лучше всего характеризует Ваше материальное положение? Денег не хватает на повседневные затраты

На повседневные затраты уходит вся зарплата

На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна

В основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг

Почти на все хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи

Практически ни в чем себе не отказываем

x3 К какому социальному слою Вы себя относите? Верхний слой

Слой выше среднего

Средний слой

Слой ниже среднего

Нижний слой

x4 Имеете ли Вы на основной работе подчиненных? Нет, не имею.

Да, менее 5 человек

Да, 5–10 человек

Да, 11–50 человек

Да, 51–100 человек

Да, более 100 человек

Согласны Вы или не согласны со следующими суждениями?

x5 В любых условиях красота делает человека лучше и чище Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x6 Главное в жизни – забота о своем здоровье и благополучии Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x7 Бывают обстоятельства, когда человек сам, по своей воле может посягнуть на жизнь другого человека Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x8 Свобода человека – это то, без чего его жизнь теряет смысл Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x9 Только содержательная, интересная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею как основным делом жизни Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x10 Личная безопасность человека должна обеспечиваться законом и правоохранительными органами Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x11 В жизни главное внимание нужно уделять тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x12 Люди и государство должны больше всего заботиться о детях Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x13 Я стал таким, какой я есть, главным образом благодаря собственным усилиям Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x14 Человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была власть, возможность оказывать влияние на других Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x15 Нравственный, совестливый человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится отрывать что-то от себя Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x16 Главное – это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, даже если оказываешься в меньшинстве Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x17 Самое ценное на свете – это человеческая жизнь и никто не вправе лишать человека жизни ни при каких обстоятельствах Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
x18 Главное – это уважение к сложившимся обычаям, традициям Оценка по 11-балльной шкале: «1» –совершенно не согласны; «11» – полностью согласны
Источник: составлено автором на основе опроса общественного населения СЗФО (2013 г.)

Выделение страт производилось на основе кластерного анализа с предварительным факторным анализом и расчетом наиболее информативных связей. Проведенный факторный анализ (с помощью программы SPSS 15.0) показал, что группа переменных ценности-суждения (табл. 1, переменные с 5 по 18) разбивается на две компоненты. В первую (F1) вошли все переменные за исключением двух: «Бывают обстоятельства, когда человек сам, по своей воле может посягнуть на жизнь другого человека» (табл. 1, № 7) и «Человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была власть, возможность оказывать влияние на других» (табл. 1, № 14). Эти два показателя образовали вторую компоненту (F2). Построение структуры взаимосвязей показателей на основе расчета информативностей проводилось в пакете прикладных программ СИАРД (система интегрированного анализа региональных данных) [6]. Степени зависимости определялись с помощью расчета информаций по Шеннону.

Информативность определялась:
 – количество выборочной информации о показателе , заключенное в показателе , где
 – выборочная энтропия признака ,
 – условная выборочная энтропия признака  относительно признака .
В качестве порога информативности было установлено значение . При этом сначала были найдены показатели, которые с одним показателем-аргументом имеют , затем для каждого такого  выбирался  с наибольшей информацией, то есть:
.
Исключив ранее отобранные переменные из рассмотрения множества показателей-функций, были найдены те, для которых существует ровно два показателя-аргумента, сравнивая информации . Выбрав для каждого такого  пару индексов , которая дает наибольшую информацию, то есть:
,
сформировали еще один набор – пары смежных наиболее информативных показателей.
Среди оставшегося набора индикаторов, аналогично предыдущему, были найдены показатели, имеющие три смежных наиболее информативных показателя.
В итоге для каждой переменной, выступающей в определенный момент в качестве показателя-функции, удалось выделить набор, содержащий от 1-го до 3-х показателей-аргументов (табл. 2).

Таблица 2 – Матрица максимальных информаций

 

x1

x2

x3

x4

F1

F2

x1

 

x2

x3

0,208

0,208

0,208

x4

F1

0,205

0,205

0,205

F2

Источник: рассчитано в СИАРД. Связи менее 0,2 в таблице не показаны.

В виде графа структуры взаимосвязей показателей представлены на рис. 1. Это информативная структура, построенная на основе расчета информаций. Вершинами графа являются исследуемые показатели и показатели, наиболее информативные для них, исходя из критерия установленного уровня значимости. Энтропия переменных изменяется от 1,416 до 2,289.

Рисунок 1. Схема взаимофункционирования между социокультурными составляющими

Примечание: Построено автором на основе расчета коэффициентов информативности. Связь (стрелка), показанная пунктиром, является слабой (менее установленного порога информативности ).

С целью разделения респондентов на слои (типы), имеющие схожие характеристики и не выходящие за значения некоторого порога, отделяющего один кластер от другого, был применен кластерный анализ (метод К-средних). Экспериментальным путем было установлено, что оптимальное количество выделенных кластеров пять. Во-первых, это обеспечивает достаточную дифференциацию массива и различие кластеров по характеристикам попавших в них респондентов; во-вторых, сохраняет наполняемость кластеров: в самом меньшем из них получилось 9,9% опрошенных. Дальнейшее увеличение числа кластеров привело бы к необоснованному сокращению их объема. По характеристикам респондентов в выделенных кластерах можно заключить, что мы имеем дело с социокультурными стратами, различающимися между собой иерархическим местом в социальной системе, пространственной локализацией, субъективными характеристиками, мировосприятием, ценностными установками, интересами. Таким образом, отличительные признаки выделенных кластеров (страт) следующие:
1 кластер (гуманисты): 29,9% респондентов – люди с высшим (незаконченным высшим) образованием (100%), не имеющие подчиненных на работе (75,5%) или имеющие не более 5 человек в подчинении (24,5%), хорошо материально обеспеченные (82,6), относящие себя в основном к среднему социальному слою и выше (77,3%). Наиболее значимые ценности – это человеческая жизнь: «Личная безопасность человека должна обеспечиваться законом и правоохранительными органами» (79,8%), «Люди и государство должны больше всего заботиться о детях» (79,9%) и «Самое ценное на свете – это человеческая жизнь и никто не вправе лишать человека жизни ни при каких обстоятельствах» (86%).
2 кластер (обыватели): 28,6% респондентов – люди в основном со средним и средним специальным образованием (89,6%), не имеющие подчиненных на работе (90,3%), среднеобеспеченные (76%), относящие себя в основном к среднему социальному слою и ниже (91,6). Наиболее значимые ценности – это человеческая жизнь.
3 кластер (реалисты): 21,7% респондентов – люди со средним, средним специальным (61,2%) и высшим образованием (24,7%), в основном не имеющие подчиненных на работе (89,6%), бедные (100%), относящие себя к среднему социальному слою и ниже (96,7%). Наиболее значимые ценности – это человеческая жизнь, а также семья и дружба («В жизни главное внимание нужно уделять тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения» – 75,2%).
4 кластер (активисты): 10% респондентов – люди с высшим образованием (70,3%), имеющие подчиненных на работе (100%), хорошо материально обеспеченные (84,8%), относящие себя в основном к среднему социальному слою и выше (92,2%). Наиболее значимые ценности – это человеческая жизнь, а также трудолюбие и стремление к самопродвижению («Я стал таким, какой я есть, главным образом благодаря собственным усилиям» – 71,3%).
5 кластер (скептики): 9,9% респондентов – люди в основном со средним специальным образованием (65,8%), не имеющие подчиненных на работе (85,9%) или имеющие не более 5 человек в подчинении (14,1%), среднеобеспеченные (66,5), относящие себя к среднему социальному слою (86,6%). Наиболее значимые ценности – это человеческая жизнь. Они не ценят обычаи и традиции (64,4%), не приветствуют инициативу, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, если оказываются в меньшинстве.
Таким образом, социокультурная стратификация связывает объем материальных благ, объем властных полномочий, образовательный уровень, а также ценностные ориентиры населения, характер познавательных потребностей, отношение к традициям. Именно принятие населением тех или иных ценностно-мотивационных аспектов, норм морали, нравственных императивов, традиционных устоев позволяет говорить о наличии в разных сферах социальной деятельности страт с разными культурными признаками. На эмпирическом уровне зафиксировав и проанализировав социокультурную стратификацию, можно констатировать, что страты имеют более выраженные характеристики материального положения и статусно-слоевой самоидентификации, и менее выраженные нравственно-ценностные ориентиры.
Следует отметить, что особенности менталитета современного общества не сильно подвержены изменениям и имеют общий вектор социальных и индивидуальных ценностей. Подавляющему большинству населения наиболее понятна и близка патерналистская форма общественно-политического устройства, где государство берет на себя всестороннюю заботу о благополучии граждан, но вместе с тем они привержены либеральным гуманистическим ценностям, в соответствии с которыми человеческая личность представляет собой наивысшую ценность для государства. На основе проведенного анализа социокультурной стратификации населения можно констатировать, что в обществе не потеряно чувство ответственности, оптимизма и коллективизма. Существуют социокультурные явления, сплачивающие людей и препятствующие распаду российского общества, и это происходит на фоне социального расслоения общества (по уровню дохода, образования, этническому составу, классам, слоям и т.д.).


Библиографический список
  1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, Юрайт, 2001. С. 45.
  2. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. – M., 1972.
  3. Беляева Л.А. Социальные слои в России. Опыт кластерного анализа // Социс. 2005. №12.
  4. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. – 2-е изд., стер. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. 640 с.
  5. Ковалиско Н., Савчинский Р. Многомерный анализ социальной стратификации современного украинского общества (региональный аспект) // Социология: теория, методы, маркетинг, 2007, № 3. С. 5–37.
  6. Офман Ю.П., Черемных Е.Н. Система интегрированного анализа региональных данных. // Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. Сборник статей под ред. Ю.Н. Гаврильца. – М.: ЦЭМИ РАН, 1997. С. 69–84.


Все статьи автора «Ласточкина Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: