УДК 339.138

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Удалова Ирина Борисовна1, Самохвалова Евгения Борисовна2
1Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Компьютерные информационные системы финансовых расчетов"
2Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, старший преподаватель кафедры менеджмента и управления персоналом

Аннотация
Статья посвящена особенностям маркетинговой деятельности негосударственных учреждений дополнительного образования на рынке образовательных услуг. В статье представлены направления развития рынка услуг в сфере дополнительного образования.

Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений, маркетинговая деятельность, негосударственные учреждения дополнительного образования, повышение квалификации, потребительская ценность, рынок услуг дополнительного образования


SPECIFICS OF MARKETING ACTIVITY OF NON-STATE INSTITUTIONS ADDITIONAL EDUCATION IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Udalova Irina Borisovna1, Samokhvalova Evgeniya Borisovna2
1Lobachevsky State University of Nizhnу Novgorod, Candidate of Economics, Associate Professor of "Computer information systems for financial settlements» Department"
2Nizhny Novgorod Institute of management and business, senior lecturer of the chair of management and personnel management

Abstract
The article is devoted to the peculiarities of the marketing activities of non-state institutions of additional education at the market of educational services. The article presents directions of development of the market of services in the sphere of additional education.

Keywords: customer value, marketing, non-state institutions of additional education, relationship marketing, the market of extended educational services, training


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Удалова И.Б., Самохвалова Е.Б. Особенности маркетинговой деятельности негосударственных учреждений дополнительного образования на рынке образовательных услуг // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6586 (дата обращения: 28.05.2017).

В условиях динамично меняющейся внешней среды значение деятельности негосударственных учреждений дополнительного образования, предоставляющих услуги в области повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров, на рынке образовательных услуг становится все более существенным. Такие учебные заведения часто представляют собой относительно небольшие учебные центры, отличающиеся:

-        сравнительно немногочисленным штатом сотрудников;

-        «слабой» ресурсной базой и «слабым» информационно-методическим обеспечением.

Услуги, предлагаемые данными учреждениями рынку, представляют собой, как правило, краткосрочные программы повышения квалификации  или реже программы профессиональной переподготовки. Результаты экспресс-анализа набора («ассортимента») образовательных программ, предлагаемых негосударственными образовательными учреждениями, позволяют сделать вывод о том, что спектр  этих программ достаточно однообразен.

Продуктовая  политика этих учреждений строится, как правило, на принципах «подражания» конкурентам, а не на основе изучения явных и «скрытых» потребностей рынка и умении образовательного учреждения воплощать имеющиеся возможности и внутренний потенциал в образовательные услуги и программы, обладающие потребительской ценностью, удовлетворяющие покупателей и приносящие прибыль.

Клиентами данных образовательных учреждений являются, как правило, физические лица, самостоятельно оплачивающие свою переподготовку и повышение квалификации. Обучение в таких центрах, по их мнению, даёт возможность продвинуться по карьерной лестнице или получить новую работу. Действующие и потенциальные клиенты весьма чувствительны к  цене образовательной программы и заинтересованы в получении признанного сертификата (диплома, удостоверения), дающего право выполнять определенные виды работ или занимать определенные должности. Между тем ценовая политика учреждений дополнительного образования также в основном строится на принципах «подражания» конкурентам без учёта особенностей целевой группы потребителей.

Вне поля зрения руководителей учебных центров, как правило, остаётся ещё одна группа потенциальных клиентов  –  предприятия, заинтересованные в обучении своих сотрудников. «Современной экономической системе, находящейся в стадии модернизации, требуются компетентные, инициативные, готовые к инновационной деятельности специалисты различного уровня образования. Их подготовка может осуществляться лишь при условии тесного взаимодействия образовательных учреждений и производства» [1, с.11]. Следует отметить, что этот сегмент рынка услуг дополнительного образования является наиболее перспективным с точки зрения его дальнейшего развития.

Ещё одной особенностью данного рынка является стремительно растущая конкуренция, не всегда в полной мере оцениваемая руководителями центров дополнительного образования. Менеджеры в лучшем случае представляют себе, какие организации являются их конкурентами и какие образовательные продукты они предлагают рынку, при этом не анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, не изучается их рыночная стратегия. В такой ситуации невозможно предсказать реакцию конкурентов на выведение на рынок новых программ или подготовить адекватный ответ на их рыночные инициативы.

Дальнейшее развитие рынка услуг в сфере дополнительного образования связано, прежде всего, с осознанием руководителями учебных центров необходимости эффективной работы с рынком. Совершенно очевидно, что залогом успеха такой работы является объективный анализ основных составляющих рынка образовательных услуг, а также адекватное применение инструментов маркетинга на основе результатов исследований внешней среды  образовательных учреждений. Подвижность внешней среды может в значительной степени влиять на содержание программ дополнительного образования, предлагаемых рынку. Например, ситуация экономического кризиса требует подготовки специалистов, умеющих «грамотно управлять организацией, ибо неверные управленческие решения способны привести к банкротству или ликвидации хозяйствующего субъекта» [2, c.62].

При разработке стратегии маркетинговой деятельности учреждений дополнительного образования необходимо учитывать происходящий в XXI веке «сдвиг маркетинговой парадигмы» [3, c.81] – от трансакционного (традиционного маркетинга) к маркетингу взаимоотношений (маркетингу отношений) [4, c.687], обладающему следующими характеристиками:

-        во-первых, маркетинг отношений сконцентрирован не на продукции, а на потребителях и их удержании через развитие отношений с ними [5, c.688];

-        во-вторых, маркетинг взаимоотношений ориентирован на долгосрочные отношения с клиентами [6, c.688].

-        в-третьих, маркетинг отношений нацелен на развитие взаимоотношений с разными участниками рынка: потребителями, сотрудниками, поставщиками, дилерами, общественными организациями с целью повышения потребительской ценности товаров и услуг [7, c.689].

В рамках маркетинга взаимоотношений руководители учебных центров должны максимально сконцентрироваться на построении долгосрочных отношений со всеми участниками рынка с целью достижения максимального уровня удовлетворенности и лояльности потребителей.


Библиографический список
  1. Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. №7. C. 11-19
  2. Удалова Н.М., Удалова И.Б., Новопашина В.Л. Подготовка управленческого персонала к работе в условиях кризиса: интегрированная модель  // Труд и социальные отношения. 2012. № 12. C. 62-66
  3. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер; пер. с англ. М.: Альпина Паблишес, 2012. 211 с
  4. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Современный маркетинг: выбор между традиционным маркетингом и маркетингом взаимоотношений // Экономика и предпринимательство. 2013. №12 ч.3. С. 687-689.
  5. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Современный маркетинг: выбор между традиционным маркетингом и маркетингом взаимоотношений // Экономика и предпринимательство. 2013. №12 ч.3. С. 687-689.
  6. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Современный маркетинг: выбор между традиционным маркетингом и маркетингом взаимоотношений // Экономика и предпринимательство. 2013. №12 ч.3. С. 687-689.
  7. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Современный маркетинг: выбор между традиционным маркетингом и маркетингом взаимоотношений // Экономика и предпринимательство. 2013. №12 ч.3. С. 687-689.


Все статьи автора «Удалова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: