УДК 165.23;159.9.015.7

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГНОСЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ. (ЧАСТЬ 2)

Филиппов Леонид Иванович
Кисловодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18 3 и 4 видов
воспитатель

Аннотация
Статья акцентирует внимание на значимость и роль физиологии в деле научного становления и развития теории познания (гносеологии) и психологии. На основе разработок в теории познания и физиологии предлагается новый подход в разрешении проблем в психологической науке. Выдвинуты обоснованные гипотезы.

Ключевые слова: доминанта, информация, мышление, предмет изучения гносеологии, условные и безусловные рефлексы


PHYSIOLOGICAL ASPECT OF EPISTEMOLOGY AND PSYCHOLOGY. (PART 2)

Filippov Leonid Ivanovich
Kislovodsk special (correctional) boarding school № 18 of 3 and 4 types
educator

Abstract
Article focuses on the importance and role of physiology in the scientific establishment and development of the theory of knowledge (epistemology) and psychology. On the basis of developments in the theory of knowledge and physiology, a new approach in the resolution problems in psychological science. Put forward reasonable hypotheses.

Keywords: conditioned and unconditioned reflexes, dominant, information, subject matter of epistemology, thinking


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппов Л.И. Физиологический аспект гносеологии и психологии. (Часть 2) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6519 (дата обращения: 25.09.2018).

Посвящается 150-летию со дня выхода

работы Ивана Михайловича Сеченова

«Рефлексы головного мозга» и

100-летию со дня написания

Владимиром Ильичом Лениным

конспекта «Философские тетради».

 

Вторая часть [8, Филиппов 2014].

Постараемся совместить некоторые положения И.П.Павлова с разработками А.А.Ухтомского. Тем более, сам Ухтомский призывал к этому. Далее мы получим новые выводы. «Соперничать нам не в чем!» – писал он. «…Ухтомский сравнивал научные искания этих школ с работой в двух шахтах, в единой горной породе пробивающих себе дорогу навстречу друг другу. Из шахты, в которой шли разработки школы И.П.Павлова, с годами стали слышны через породу отзвуки того, что делалось во встречной шахте работников университетской школы. И рано или поздно эти школы должны встретиться и пойти одной дорогой»[3, с. 52]. (Мы же будем в данной статье этому способствовать).

Развивая идеи Сеченова о рефлексах у животных и человека, Павлов предложил все рефлексы разделить на два вида: безусловные и условные. Безусловные рефлексы формировались миллионы лет. Их центры расположены в глубинных слоях ствола головного и спинного мозга – это говорит нам об их древнем происхождении. Условные рефлексы формируются и исчезают в течение всей жизни в коре головного мозга – сравнительно молодого нервного образования, но они закладываются на основе безусловных рефлексов. В человеке различают четыре безусловных рефлекса: пищевой, оборонительный, половой и ориентировочный.

Если следовать теории доминант, то все эти безусловные рефлексы так или иначе проявляют себя у каждого человека (видовая принадлежность) и создают основу для формирования множества других временных связей – условных рефлексов. Безусловные рефлексы появляются с рождением человека и сопровождают его на протяжении всей жизни. Условно рефлекторная деятельность предполагает реакцию организма на уже знакомую ситуацию. Павлов не раз указывал на то, что все явления высшей нервной деятельности не укладываются только в понятие условного рефлекса. Способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью. Российский учёный Л.В.Крушинский обнаружил, что, чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления. Рассудочная деятельность – это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения и учитывать их в своём поведении. В эволюции  у человека появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга – речь. Слова произносимые, слышимые и видимые – это символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает всё, что воспринимает с помощью органов чувств. Вместе с тем  слово обладает обобщающей функцией. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления. А вот мышление строится по логическим законам.

Эти законы сложились в результате многовековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определённость, несовместимость в одном и том же предмете одновременно наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы самих вещей и явлений мира.

  Гипотеза №1. Всё поведение человека укладывается в проявлении условного и безусловного рефлексов. Одновременно с проявлением этих рефлексов осуществляется мышление, которое направляет и корректирует условно-рефлекторную деятельность по мере своего становления и развития.

Нам необходимо разграничить поле функционирования понятий «практика», «деятельность» и «поведение». В «поведение», как в самое широкое по объёму понятие из трёх названых, укладывается и «практика» и «деятельность». В свою очередь «деятельность» включает в себя «практику». «Практика – специфически человеческая, сознательная, целесообразная, чувственно-предметная деятельность [6, с. 377]». Получается, что практика – это вид деятельности. В психологии «деятельность» является основным понятием, хотя само понятие относится к общенаучному термину.

Выделим ряд наиболее важных понятий психологии, проанализируем их и выдвинем ряд гипотез.

В 20-х – 30-х годах прошлого века было выработано Л.С.Выготским одно из наиболее влиятельных направлений в психологии под названием «культурно-историческая теория». Он стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику мира человека и определить механизмы его формирования. Наиболее удачно эту теорию разрабатывал его ученик А.Н.Леонтьев. С его слов: «Думаю, что одной из центральных проблем в психологии сегодня является понятие личности. Здесь сталкиваются противоречивые воззрения, и от того, в чей лагерь записывает себя тот или иной исследователь, зависит, какую психологию он будет строить. Водораздел проходит по двум линиям. Прежде всего, надо решить, как соотносятся потребности, свойственные любой личности, и та деятельность, которой личность эта занята. Можно считать, что влечения и потребности (по сути – мотив и цель – уточнение автора) как раз и диктуют человеку те или иные поступки, они – тот двигатель, который заставляет личность расти, развиваться, добиваться успеха в том или ином деле. Но существует и прямо противоположная точка зрения: развитие самой человеческой деятельности, её мотивов, средств, с помощью которых она осуществляется, преобразует потребности, порождает новые, меняет всю иерархию влечений и желаний таким образом, что удовлетворение некоторых из них становится всего-навсего необходимым условием для деятельности человека, для его существования как личности» [4, с. 103]. У Леонтьева деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях развития личности. Деятельность соотносится с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом [5, с. 73]. У него цель и мотив взаимно «сдвигаются» в процессе деятельности организма, то есть цель может стать мотивом, а мотив порождает цель.

Проанализируем научную позицию А.Н.Леонтьева. Рассматривая структуру деятельности личности, Леонтьев допускает вынужденную ошибку, так как он исходил в своей теории из узконаучных интересов психологии. Вот его слова: «… те, чьему сердцу близок и доступен редукционизм всякого сорта, то есть сведение психологии к простейшим явлениям. На мой взгляд, опаснее для психологии ничего нет – это её смерть, ведь психика уходит из подобных исследований начисто. Логический редукционизм – изучение одних лишь логических операций, редукционизм кибернетический – то есть психология, поглощённая схемой, физиологический, неврологический, семантический редукционизм – несть им числа …» [4, с. 102].

Объектом изучения многих научных дисциплин является человек. При этом каждая наука освещает свою узкую сторону, создавая свой, специфический поток информации. Вместо того чтобы воспользоваться научными данными из разных наук, А.Н.Леонтьев отсекает (под видом редукционизма) психологию от других наук. Поэтому психология и попадает в тупик. Своей узконацеленностью психология входит в противоречие со своим философским воззрением – диалектическим материализмом, который всегда предполагает многогранность рассмотрения объекта изучения. Следовать Леонтьеву в психологии – значит занять принципиально ошибочную позицию. Рассматривая структуру деятельности личности, он абсолютно верно  акцентирует наше внимание на важные и обязательные понятия «мотив» и «цель» – в этом и состоит исключительная ценность его научных предложений. У него и «цель» и «мотив» могут взаимно обращаться друг в друга, не выходя из круга психологических понятий. А вот с последним мы не согласимся. Обратимся к выводам, полученным в физиологии. Здесь используем наработки Павлова и Ухтомского для разъяснения психологических понятий «мотив» и «цель». Предложим своё определение понятия «мотив».

Определение. Мотив – это побуждающий выбор деятельности, который, с точки зрения физиологии, проявляется как констелляция нервных центров, в основе которых лежит только один из возбуждённых безусловных рефлексов.

Пояснения. Все безусловные рефлексы – это постоянно действующие рефлексы. Они «ждут» своего проявления либо в результате гормонального отклонения в организме (например, пищевой и половой), либо в результате воздействия внешней среды на человека (например, оборонительный и ориентировочный).

Гипотеза №2. Мотивационные предпосылки деятельности человека основываются на четырёх безусловных рефлексах.

Определение. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека [7, с. 440].

Гипотеза №3. Целевая деятельность человека основывается на законах формальной логики и представляет собой рассудочную деятельность.

Отметим, что мышление и рассудочная деятельность для нас – идентичные понятия.

Если центры мотивационной деятельности находятся в глубинных слоях ствола головного и спинного мозга, то целевая деятельность задействует только кору больших полушарий. Даже здесь, для уточнения важнейших психологических понятий, вопреки предостережениям А.Н.Леонтьева, требуется вовлечение другой научной дисциплины – нейрофизиологии.

Для «понимания огромного разнообразия поведенческих реакций организма» мы обратимся к процессу письма. «Ведь каждое действие живого организма – это не результат деятельности одного какого-либо органа, а результат плодотворной работы многих и многих звеньев нашего организма. В процессе письма задействованы не только мышцы руки, то есть наш моторный аппарат, но и зрительный и речевой аппараты (ведь мы не только следим за движением пера по бумаге, но и проговариваем всё то, что должно быть написано). (Следует обратить внимание ещё и на мышление, которое сопровождает процесс письма, осуществляя тем самым управленческую целевую деятельность организма – замечание автора). Выходит, что за одним внешним действием (в данном случае письмом) стоит целая совокупность отдельных разнородных действий, объединённых в данный момент в какую-то целостность, направленную на решение одной задачи. В результате формируется некий временный, динамический орган, каждый из компонентов которого по выполнении данного определённого действия может принимать участие в других работах»[3, с. 54].

Подведём промежуточные разъяснительные итоги. Всё поведение человека, в том числе и деятельность, и практику, «обслуживают» безусловные рефлексы. Эти рефлексы, имея жизненно важный характер для индивида или для его потомства, постоянно подвергаются, в зависимости от вида, либо  внешними, либо  внутренними воздействиями. «Доминирование» того или иного безусловного рефлекса подразумевает в психологии понятие «мотив». Порождённый мотив вовлекает рассудочную деятельность для того, чтобы «удовлетворить» тот или иной безусловный рефлекс. Это «вовлечение рассудочной деятельности» психологи называют «целью». Из-за сложности внешнего мира поведение человека не всегда «удовлетворяет тот или иной безусловный рефлекс», то есть цель может противоречить мотиву.  В процессе работы рассудочного аппарата на выполнение целевой направленности личности, вовлекаются условные рефлексы. Это позволяет организму значительно экономить внутреннюю энергию. До 25% энергии, используемой человеком, уходит на поддержание работы головного мозга. Все навыки, привычки, умения – это условно-рефлекторная деятельность на «знакомую» ситуацию и представляет собой констелляцию зон коры головного мозга. Кора головного мозга хранит в памяти всё это. Но среда обитания человека очень изменчива. Индивиду необходимо быстро и адекватно реагировать на эти изменения. На знакомую ситуацию среагирует условный рефлекс. А вот на незнакомую ситуацию человек реагирует следующим образом: поворачивает голову в сторону возникшей ситуации, замирает, зрение и слух максимально готовы к восприятию незнакомой ситуации, предмета. (Все эти действия человека на незнакомую ситуацию обусловлены ориентировочным безусловным рефлексом). Далее происходит оценка значимости возникшей ситуации на предмет опасности (здесь возможно включение и доминирование оборонительного безусловного рефлекса), пользы, вреда, нейтрального отношения, узнаваемости и другие виды.

Павлов называл этот рефлекс «что такое?». Вот где истоки, генезис, познавательных особенностей человека!

Гипотеза №4. Познавательная деятельность человека обусловлена ориентировочным безусловным рефлексом.

И педагогика, и психология, и даже философия, желают они того или нет, обязаны учитывать данный факт!

Проанализируем ряд важных направлений в психологии через призму наших разработок.

  Психоанализ. «Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искажённом виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.)» [5, с. 35].

Зигмунд Фрейд, как один из основоположников психоанализа, утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений – стремления к любви и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо.

Получается: с точки зрения общей психологии, «мотивом» для психоанализа является либидо и стремление к смерти. Если с либидо (по сути – это половой безусловный рефлекс) можно согласиться, то стремление к смерти  следует понимать как тенденцию любого организма на определённом этапе развития к замедлению процесса деления клеток, а отсюда к пониманию старения и смерти целого организма. С точки зрения физиологии поведение индивида определяется и другими безусловными рефлексами, которые не просматриваются у Фрейда.

  Бихевиоризм. Основоположник – американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. И такие понятия как «осознание», «переживание», «страдание» и тому подобные не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, то есть субъективны. Наука, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Этот эмпирический подход приводит к недооценке роли научных абстракций и теорий. Уотсон предложил схему исследований, которая представляется как S – R, где стимул (S) порождает некоторое поведение организма, то есть реакцию (R). Эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения универсальны, как для человека, так и для животных. Бихевиористы одобрительно относились к теории условного рефлекса , часто делали ссылки. Мы уже отмечали ранее, что Павлов неоднократно отмечал недостаточность теории условного рефлекса для описания поведения человека. Например, бивехиористы не смогут объяснить незапланированную реакцию организма на определённый стимул. На что и обратил внимание Ухтомский в 1904 году. Это несоответствие и было отражено в «принципе очень широкого применения» – доминанте.

Гуманистическая психология. «Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму». Основатель – Абрахам Маслоу. « «Сердце» концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

  1. Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).
  2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).
  3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включённости в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).
  4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.
  5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной самостоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших.»[5, с. 58].

В этой системе психологии эклектично (в смысле беспринципности) перемешаны и понятия «мотив», «цель», коммуникативные особенности личности в социальной среде,  нормальные условия жизни для человека как биологического индивида.

Следует указать ещё одно важное направление в отечественной психологии, которое связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева. «Б.Г.Ананьев развивал некоторые важные положения В.М.Бехтерева (его идеи, в своё время, горячо поддерживал А.А.Ухтомский – замечание автора), инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, медицины, физиологии и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества» [5, с. 80].

В целом, рассматривая все наиболее важные психологические системы, в том числе и отечественные, можно заключить: во многих системах нарушается мера соотношения субъективного и объективного. Объективное «объясняется» посредством физиологических фактов, субъективное – непротиворечивыми выводами по этим фактам. Здесь наука физиологии должна проявлять себя словно экспериментальный полигон критерия истины для науки психологии.

У Сеченова в его «Рефлексах» сделано очень смелое, полезное, но неполное утверждение: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности (по сути – психической – уточнение автора) сводится, окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» [6, с.2].  Под «мышечным движением» можно понимать и практику, и деятельность, и поведение. Указав на «внешнее проявление мозговой деятельности», последовательно было бы указать и на внутреннюю  работу мозговой деятельности, которую мы в наше время называем рассудочной деятельностью либо мышлением (правда, часть работы может производиться неосознанно), которое, в свою очередь, влияет на мышечное движение. В статье [1, Филиппов 2013] было показано, как наше мышление осуществляется с помощью информации.

Гипотеза №5. Вся психическая деятельность человека осуществляется посредством информации.

Вот ещё один повод для вовлечения других наук при изучении психики человека.

Выводы.

Дано определение предмета гносеологии, как раздела общей философии.

Обнаружилась концептуальная схожесть основания гносеологии и теории рефлексов человека. Физиологию человека интересует его поведение, а понятие «поведение» включает в себя и общенаучное понятие «деятельность», и даже философское понятие «практика». Но понятие «практика» связано с общим пониманием критерия истины, по крайней мере, в диалектическом материализме – одной из последовательных, хорошо продуманных философских систем. В свою очередь понятие «деятельность» включает в себя «практику». В психологии «деятельность» является основным понятием. Получается, что психология в своих доводах обязана опираться на физиологию, соблюдая при этом меру между «субъективным и объективным».

Выдвинута гипотеза: вся психическая деятельность человека осуществляется посредством информации.

Все предложенные гипотезы носят условный и согласительный характер – своего рода конвенция, которая позволит психологам на естественнонаучной основе обосновывать свои выводы. В противном случае та или иная психологическая система, незаметно для себя, будет неполной, либо – сбиваться на откровенный субъективизм.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Филиппов Л.И.  Исследование философских категорий методами формальной логики. Основы метафилософии. Новые требования к критерию объективной истины. Информация и «слабая энергия». //Гуманитарные научные исследования. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: human.snauka.ru/2013/05/3165
  2. Сеченов И.М.  Рефлексы головного мозга. С-Петербург: 1863. – 57 с.
  3. Соколова Л.В.  «А.А.Ухтомский» М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  4. Левитин К.Е.  Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. – 208 с.
  5. Гриншпун И.Б.  Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.
  6. Фролов И.Т.  Философский словарь.  М.: ИПЛ, 1987. – 590 с.
  7. КарпенкоЛ.А. (составитель). Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  8. Филиппов Л.И. Физиологический аспект гносеологии и психологии. ( Часть 1) // Гуманитарные научные исследования. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6177 (дата обращения: 09.03.2014).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Филиппов Леонид Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация