УДК 311- 364.2

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «РОЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)»

Иваницкая Марина Сергеевна
Алтайский Государственный Университет

Аннотация
Данная статья содержит теоретический анализ роли благотворительной деятельности в социализации современной российской молодежи и практическое исследование отношения молодежи к благотворительности. Эта проблема актуальна в наше время, т.к. волонтерство имеет огромное влияние на современную молодежь.

Ключевые слова: благотворительность, волонтерство, молодежь, общество, педагогический потенциал, социализация, социальное явление., социологическое исследование


CASE STUDY: "THE ROLE OF CHARITIES IN THE SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH (FOR EXAMPLE, ALTAI KRAI)"

Ivanitskaya Marina Sergeevna
Altai State University

Abstract
This article contains a theoretical analysis of the role of charities in modern Russian youth socialization and practical study of young people's attitudes towards charity. This problem is actual in our time, because Volunteering has a huge impact on today's youth.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Иваницкая М.С. Социологическое исследование: «Роль благотворительной деятельности в социализации современной российской молодежи (на примере Алтайского края)» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6462 (дата обращения: 26.05.2017).

В условиях современной действительности проблема социализации молодежи обретает особую остроту и значимость. Стабильность России зависит от жизнеспособности молодого поколения, реализации его творческого потенциала, активной социальной позиции. Основной целью государственной политики в области развития благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества. В 2008 году Правительством РФ была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, содействующая развитию и распространению добровольческой; 2009 год официально объявлен в России Годом молодежи; была разработана Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 г. 1054-р.

Добровольный безвозмездный труд на благо общества во все времена рассматривался как естественная, органичная форма проявления гражданского самосознания личности, как действенная практика социального воспитания.

Проблема: в чем заключаются социокультурный опыт и воспитательные возможности благотворительности в деле успешной социализации современной молодежи?

Объект исследования – благотворительность, как современное социальное явление.

Предмет исследования – роль благотворительности в социализации молодежи.

Цель исследования – методолого-теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированной концепции социализации молодежи средствами благотворительной  деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Определить теоретические основания  исследования социализации молодежи путем благотворительной деятельности

2. Обобщить исторический и современный опыт отечественного добровольческого движения и осуществить педагогическую трактовку основных категорий благотворительной деятельности.

3. Прокомментировать результаты исследования и провести операционализацию основных понятий исследования.

4. Разработать практико-ориентированную концепцию социализации молодежи средствами благотворительной  деятельности.

Основная гипотеза исследования: Добровольческая деятельность может обладать значительным педагогическим потенциалом, который проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций субъектов, самостоятельных инициативных действий в обществе, способствующих становлению личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена социума, обладающего готовностью и способностью вносить личный вклад в его развитие.

Вспомогательные гипотезы:

  • Молодые люди считают благотворительность нужным и полезным делом.
  • Молодежь готова к благотворительной деятельности, но не знает каким образом реализовать свой добровольческий потенциал.
  • Актуализация воспитательного потенциала благотворительной деятельности в социализации современной молодежи будет успешной, если будет создан комплекс организационно-педагогических условий для реализации такого потенциала.

При анализе литературы были выделены и использованы в ходе исследования следующие определения:

Благотворительная деятельность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.[1]

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяющаяся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленная социально-психологическими свойствами.[3]

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.[2]

Молодежное добровольчество – практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.[4]

Итак, в рамках данного исследования мною были опрошены 30 человек в возрасте от 18 до 29 лет, из них — 22 студента, 6— работающих, 2 – безработных. Опрос проводился путем анкетирования. Данные об образовании респондентов: 57% – высшее, 30% – среднее специальное, 13% – начальное. На вопрос «Как Вы относитесь к благотворительной деятельности?» 70% респондентов ответили «положительно», 27% – «нейтрально» и 3% – «отрицательно». Данный показатель говорит о положительном настрое молодежи в отношении добровольчества, о развитом чувстве толерантности, взаимопомощи. При этом благотворительностью занимаются лишь 63% молодых людей. Из них 47% указали, что они оказывали финансовую помощь, 22% – помогали одеждой, 26% – сдавали кровь, а 5% помогали пищей. Благодаря этим ответам мы видим, что гипотеза о положительном отношении молодежи к благотворительности подтвердилась.

На вопрос «Нужно ли афишировать благотворительность?» 63% опрошенных ответили – «нет» и лишь 37% – «да».  Эта неосведомленность хорошо показана при результатах ответа на вопрос о количестве известных респонденту благотворительных организациях: 17% – «не знают ни одной организации»; 80% – ответили, что знают «5-10 организаций» и лишь 3% знают «11-15 организаций». Тем самым гипотезу о том, что молодежь не знает каким способом реализовать свой добровольческий потенциал также можно считать достоверной.

И все же молодые люди видят полезность благотворительности для данной социальной группы. На вопрос «Полезны ли для молодежи занятия благотворительной деятельностью?» 63% ответили – «да, полезны», 33% считают, что «иногда, полезны», и только 4% отрицали полезность. Но на вопрос «Принимали ли Вы благотворительную помощь?» многие отвечали «нет» – 67%, «да» – ответили лишь 33%. Из этих результатов можно сделать вывод, что молодежь видит благотворительность как высокоморальную, позитивную деятельность, проявляет интерес к оказанию добровольческой помощи, но становиться объектом такой помощи не стремится. На основании всех выводов можем судить, что главная гипотеза исследования о том, что добровольческая деятельность может обладать значительным педагогическим потенциалом, находит свое подтверждение в данном исследовании.

Необходимость создания комплекса организационно-педагогических условий для реализации добровольческого потенциала обусловлена малой информированностью молодежи о реализации благотворительных проектов, слабым осознанием студентами своих добровольческих возможностей, неактивной социальной позицией молодых людей.

В целом результаты исследования интересны, познавательны, т.к. затрагивают актуальные проблемы социализации молодежи и благотворительный потенциал данной социальной группы. Эмпирическое исследование может быть использовано, как фактический материал при изучении общих социальных проблем общества и проблем молодежи в частности.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/104232.
  2. Иконникова, С.Н., Кон, И.С. Молодёжь как социальная категория / С.Н. Иконникова, И.С. Кон.— М.: Прогресс, 1970. – 256 с.
  3. Андреева, Г. М., Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс., 2003. с.338.
  4. Сборник методических материалов в сфере государственной молодежной политики. Росмолодежь. Федеральное агентство по делам молодежи. М., 2009. – С. 189-190.


Все статьи автора «Marina.Ivanitskaya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: