В условиях современной действительности проблема социализации молодежи обретает особую остроту и значимость. Стабильность России зависит от жизнеспособности молодого поколения, реализации его творческого потенциала, активной социальной позиции. Основной целью государственной политики в области развития благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества. В 2008 году Правительством РФ была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, содействующая развитию и распространению добровольческой; 2009 год официально объявлен в России Годом молодежи; была разработана Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 г. 1054-р.
Добровольный безвозмездный труд на благо общества во все времена рассматривался как естественная, органичная форма проявления гражданского самосознания личности, как действенная практика социального воспитания.
Проблема: в чем заключаются социокультурный опыт и воспитательные возможности благотворительности в деле успешной социализации современной молодежи?
Объект исследования – благотворительность, как современное социальное явление.
Предмет исследования – роль благотворительности в социализации молодежи.
Цель исследования – методолого-теоретическое обоснование и разработка практико-ориентированной концепции социализации молодежи средствами благотворительной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Определить теоретические основания исследования социализации молодежи путем благотворительной деятельности
2. Обобщить исторический и современный опыт отечественного добровольческого движения и осуществить педагогическую трактовку основных категорий благотворительной деятельности.
3. Прокомментировать результаты исследования и провести операционализацию основных понятий исследования.
4. Разработать практико-ориентированную концепцию социализации молодежи средствами благотворительной деятельности.
Основная гипотеза исследования: Добровольческая деятельность может обладать значительным педагогическим потенциалом, который проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций субъектов, самостоятельных инициативных действий в обществе, способствующих становлению личности в качестве компетентного, дееспособного и полноправного члена социума, обладающего готовностью и способностью вносить личный вклад в его развитие.
Вспомогательные гипотезы:
- Молодые люди считают благотворительность нужным и полезным делом.
- Молодежь готова к благотворительной деятельности, но не знает каким образом реализовать свой добровольческий потенциал.
- Актуализация воспитательного потенциала благотворительной деятельности в социализации современной молодежи будет успешной, если будет создан комплекс организационно-педагогических условий для реализации такого потенциала.
При анализе литературы были выделены и использованы в ходе исследования следующие определения:
Благотворительная деятельность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.[1]
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяющаяся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленная социально-психологическими свойствами.[3]
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.[2]
Молодежное добровольчество – практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.[4]
Итак, в рамках данного исследования мною были опрошены 30 человек в возрасте от 18 до 29 лет, из них — 22 студента, 6— работающих, 2 – безработных. Опрос проводился путем анкетирования. Данные об образовании респондентов: 57% – высшее, 30% – среднее специальное, 13% – начальное. На вопрос «Как Вы относитесь к благотворительной деятельности?» 70% респондентов ответили «положительно», 27% – «нейтрально» и 3% – «отрицательно». Данный показатель говорит о положительном настрое молодежи в отношении добровольчества, о развитом чувстве толерантности, взаимопомощи. При этом благотворительностью занимаются лишь 63% молодых людей. Из них 47% указали, что они оказывали финансовую помощь, 22% – помогали одеждой, 26% – сдавали кровь, а 5% помогали пищей. Благодаря этим ответам мы видим, что гипотеза о положительном отношении молодежи к благотворительности подтвердилась.
На вопрос «Нужно ли афишировать благотворительность?» 63% опрошенных ответили – «нет» и лишь 37% – «да». Эта неосведомленность хорошо показана при результатах ответа на вопрос о количестве известных респонденту благотворительных организациях: 17% – «не знают ни одной организации»; 80% – ответили, что знают «5-10 организаций» и лишь 3% знают «11-15 организаций». Тем самым гипотезу о том, что молодежь не знает каким способом реализовать свой добровольческий потенциал также можно считать достоверной.
И все же молодые люди видят полезность благотворительности для данной социальной группы. На вопрос «Полезны ли для молодежи занятия благотворительной деятельностью?» 63% ответили – «да, полезны», 33% считают, что «иногда, полезны», и только 4% отрицали полезность. Но на вопрос «Принимали ли Вы благотворительную помощь?» многие отвечали «нет» – 67%, «да» – ответили лишь 33%. Из этих результатов можно сделать вывод, что молодежь видит благотворительность как высокоморальную, позитивную деятельность, проявляет интерес к оказанию добровольческой помощи, но становиться объектом такой помощи не стремится. На основании всех выводов можем судить, что главная гипотеза исследования о том, что добровольческая деятельность может обладать значительным педагогическим потенциалом, находит свое подтверждение в данном исследовании.
Необходимость создания комплекса организационно-педагогических условий для реализации добровольческого потенциала обусловлена малой информированностью молодежи о реализации благотворительных проектов, слабым осознанием студентами своих добровольческих возможностей, неактивной социальной позицией молодых людей.
В целом результаты исследования интересны, познавательны, т.к. затрагивают актуальные проблемы социализации молодежи и благотворительный потенциал данной социальной группы. Эмпирическое исследование может быть использовано, как фактический материал при изучении общих социальных проблем общества и проблем молодежи в частности.
Библиографический список
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/104232.
- Иконникова, С.Н., Кон, И.С. Молодёжь как социальная категория / С.Н. Иконникова, И.С. Кон.— М.: Прогресс, 1970. – 256 с.
- Андреева, Г. М., Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс., 2003. с.338.
- Сборник методических материалов в сфере государственной молодежной политики. Росмолодежь. Федеральное агентство по делам молодежи. М., 2009. – С. 189-190.