УДК 378.1.096 (045)

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

Поршнева Елена Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности

Аннотация
В статье рассмотрено использование современных технологий обучения высшего профессионального образования на военных кафедрах в гражданских вузах с позиций компетентностного подхода.

Ключевые слова: военная подготовка, военныя кафедра, гражданский вуз


THE STATE AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF MILITARY TRAINING AT CIVILIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Porshneva Elena Gennadjevna
Federal State-Funded Educational Institution of Higher Vocational Education «St. Petersburg State Polytechnical University»
candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research

Abstract
This article reviews theuse of contemporary technologies of higher vocational education at military sub-faculties of civilian educational institutions in terms of a competent approach.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/5853 (дата обращения: 28.05.2017).

 Современный этап развития России характеризуется реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и модернизацией системы образования. В условиях модернизации системы образования, в частности, высшей военной школы Российской Федерации, особую актуальность приобретают задачи подготовки кадровых офицеров и совершенствование подготовки офицеров запаса в гражданских вузах.

Кардинальные изменения в государственном устройстве не могли не отразиться на принципах комплектования Вооруженных Сил РФ, на системе подготовки военных кадров и, следовательно, на системе военного образования, включая подготовку офицеров запаса в гражданских вузах.

Реформирование Вооруженных Сил РФ направлено на достижение необходимого уровня профессиональной компетентности военных специалистов и обеспечение высокого уровня их профессиональной подготовки в системе профессионального образования. В настоящее время одним из источников восполнения кадрового ресурса Вооруженных Сил РФ, в первую очередь по должностям младшего офицерского состава, являются военные кафедры гражданских вузов. Так, в настоящее время Минобороны РФ разрабатывает проект постановления, согласно которому на военных кафедрах гражданских вузов будут готовить не только офицеров запаса, но и сержантов. [8]. Из этого следует актуальность профессиональной подготовки офицеров запаса и сержантов на факультетах военного обучения в гражданских вузах.

В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации система военно-профессионального образования нуждается в поиске педагогических средств и методов, позволяющих качественно готовить военных специалистов − офицеров запаса. Решить эту задачу возможно внедрением компетентностного подхода в систему подготовки военных специалистов в гражданских вузах на основе синтеза современных тенденций высшего профессионального образования и дистанционных технологий поддержки обучения [6].

Главной функцией системы военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров мобилизационного резерва на случай возникновения войны. Эти офицеры могут быть призваны в Вооруженные Силы РФ в качестве вынужденной меры по указам Президента РФ или добровольно заключить контракт для прохождения военной службы.

Система военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах является составной частью системы высшего профессионального образования, которая позволяет студентам получить военно-профессиональную подготовку по выбранной военно-учетной специальности. Факультеты военного обучения являются структурными подразделениями гражданских вузов и сформированы для обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса, формирования мобилизационного ресурса младших офицеров на период военного времени (рис.1) [3].

Основные образовательные программы подготовки военных специалистов должны обеспечивать реализацию квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников и требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию обучения по конкретной специальности.

Целью и результатом обучения является формирование готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности, т.е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задачами учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные действия, приводящие к профессиональной самореализации, личностному самосовершенствованию и саморазвитию [2]. Следовательно, на основе профессионально важных знаний, умений и навыков формируется личность, способная к решению практических учебных и профессиональных задач.

Таким образом, офицер запаса должен быть всесторонне развитой личностью с высоким уровнем общей и военно-технической культуры; быть физически подготовленным и обладать высокими патриотическими, морально-психологическими, нравственными качествами и способностями к выполнению обязанностей военной службы.

К отличиям обучения студентов на военных кафедрах можно отнести:

1) формирование знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых будущим офицерам;

2) овладение соответствующей военной специальностью на базе и параллельно с соответствующей гражданской основной образовательной программой;

3) сочетание индивидуальных (подготовка отдельного студента) и коллективных (подготовка взвода) форм обучения;

4) выраженная практическая направленность подготовки военных специалистов, осуществляемая с использованием реального вооружения и военной техники;

5) ориентация процесса обучения на требования руководящих документов (военной присяги, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации), которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания;

6) проведение учебных сборов (стажировок).

Рисунок 1 − Модель подготовки офицеров запаса на военной кафедре

 В условиях реформирования ВС РФ система военно-профессионального образования нуждается в поиске педагогических средств и методов, позволяющих качественно готовить офицеров запаса. Решить эту задачу возможно внедрением компетентностного подхода в систему подготовки военных специалистов в гражданских вузах на основе синтеза дистанционных технологий поддержки обучения и современных технологий обучения высшего профессионального образования.

В современных условиях возросли требования не только к глубоким теоретическим знаниям военного специалиста, но и к его профессиональной компетентности [7]. Поэтому ключевой задачей, которую необходимо решать при подготовке офицеров запаса на военных кафедрах, является формирование у обучаемых профессиональной компетентности, т.е. умения качественно, в соответствии с требованиями осуществлять определенную профессиональную деятельность [9]. Решить эту задачу и осуществлять качественную подготовку военных специалистов возможно при реализации компетентностного подхода, ориентированного на [1]:

− системный подход к формированию целей образовательных программ и планируемых результатов обучения;

− разработку критериев и методик оценивания;

− деятельностную направленность целей и планируемых результатов обучения;

− действующие государственные образовательные стандарты;

− достижение главной цели – подготовку компетентного военного специалиста.

Компетентность как интегративная характеристика качеств личности представляет собой результат подготовки выпускника и выражается в присущем личности интегративном, сложном, комплексном умении успешно осуществлять какую-либо деятельность в конкретной профессиональной ситуации. Военно-профессиональная компетентность проявляется в готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности и успешном решении учебных и военно-профессиональных задач.

С позиций компетентностного подхода выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию, но и умеет принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях. Военно-профессиональная компетентность определяет подготовленность и способность отдельного офицера запаса к выполнению боевых задач и обязанностей военной службы. Таким образом, военно-профессиональная компетентность состоит из военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, готовности и способности решать задачи. Компетентностный подход направлен не на содержание, а на результат образования, выраженный в виде компетенций. А результатом образования является не объем усвоенной информации, а умение продуктивно действовать в различных профессиональных ситуациях.

Поэтому система подготовки офицеров запаса на военных кафедрах должна формировать у учащихся компетенции, необходимые для решения разнообразных учебных и профессиональных задач и выполнения функциональных обязанностей по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью. Решить эту задачу и осуществлять качественную подготовку военных специалистов возможно при реализации компетентностного подхода.

Развитие и совершенствование учебного процесса не перестает быть основной задачей, особенно в условиях развивающейся информатизации. Под влиянием процесса реформирования Вооруженных Сил РФ неизбежно обозначились новые тенденции развития форм, методов и средств обучения будущих офицеров запаса. На военных кафедрах имеются тексты лекций, слайды, методические пособия и рекомендации, планы проведения занятий − это просто информативные методы обучения. Применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе способствует повышению эффективности и качества подготовки военных специалистов. Цель информатизации заключается в обеспечении требуемого уровня подготовки военных кадров для Вооруженных Сил РФ, повышения эффективности научно-педагогической и управленческой деятельности на основе внедрения информационных технологий в учебные заведения. В органах управления военного образования Министерства обороны и военно-учебных заведениях давно осознали важность информатизации образовательного процесса и создали довольно развитую информационную инфраструктуру, позволяющую значительно повысить эффективность и качество образовательного процесса [5].

Современный период развития системы образования совпал с повсеместным внедрением вычислительной техники и технических средств обучения в учебный процесс вузов. Появляются различные автоматизированные обучающие программы и целые учебные курсы, позволяющие добиться значительного повышения результативности учебного процесса за счет активной и продуктивной работы обучаемых, обеспечения наглядности результатов их деятельности, а также предоставления преподавателям возможности сосредоточиться на творческой и организационной работе.

Использование современных информационных технологий актуально и в условиях учебного процесса по программам подготовки офицеров запаса, так как способствует увеличению объема учебной информации, повышению интереса обучающихся к изучению военных дисциплин, применению индивидуального подхода, созданию сред дистанционной поддержки обучения для подготовки студентов на военных кафедрах [4].

Решение этих и других задач возлагается на современные технологии обучения. До сих пор очная форма с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлась самой результативной формой обучения, а использование только дистанционных технологий не рассматривалось как приемлемая форма подготовки офицеров запаса. Однако в настоящее время дистанционные образовательные технологии достигли такого уровня развития, что представляется целесообразным использовать системы управления обучением для эффективной поддержки традиционного обучения и при подготовке офицеров запаса.

На современном этапе развития педагогической теории и практики в особую группу выделяют методы активного и интерактивного обучения, среди которых различные военные игры, инновационные методы и др. Они предназначены для развития у будущих офицеров запаса творческого мышления и формирования у них умения принимать обоснованные и инициативные решения.

Разрабатывая или применяя уже испытанные технологии обучения в системе военно-профессионального образования, следует исходить из того, что учебный процесс должен строиться так, чтобы учащиеся самостоятельно учились получать, обрабатывать и использовать информацию. Система знаний, умений и навыков, приобретаемых будущим офицером запаса, – основа его учебной деятельности. Это требует от обучающихся прочности знаний, умений и навыков, а также поддержания их в постоянной готовности к использованию.

Компетентностный подход обладает значительным потенциалом для совершенствования системы военной подготовки в гражданских вузах. Основные идеи компетентностного подхода реализуются при использовании дистанционных образовательных технологий и современных тенденций высшего профессионального образования, обеспечивающих формирование знаний, умений, навыков и опыта учебной и профессиональной деятельности. Учебный процесс приобретает практико-ориентированный характер.

Внедрение в разработанные учебные курсы (дисциплины) технологий дистанционной поддержки обучения на основе компетентностного подхода позволяет расширить возможности системы военного образования в области подготовки офицеров запаса и способствует формированию компетенций, необходимых будущему офицеру запаса. Среда дистанционной поддержки обучения позволяет облегчить внедрение балльно-рейтинговой системы, которая является перспективной и отвечающей современным требованиям системой контроля учебных достижений. Модульно-рейтинговая технология обучения в наибольшей степени позволяет выполнить условия полноты реализации функций контроля знаний, умений и навыков. Система модульного обучения предоставляет обучающемуся возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию при поэтапном представлении материала учебного курса для эффективного усвоения с учетом его индивидуальных возможностей. Модульное обучение способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и побуждает их к повседневной работе над учебным материалом. Важной особенностью использования модулей является возможность оперативной корректировки учебной программы с учетом интересов главных участников образовательного процесса − студентов.

Таким образом, модульное обучение может быть эффективно реализовано с помощью современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, в арсенале которых в настоящее время имеются такие мощные средства, как системы управления обучением (LearningManagementSystem), в частности, специально разработанные под модульный принцип организации обучения и балльно-рейтинговую систему оценивания.

Формирующее оценивание является важным средством осмысления и оценивания деятельности по достижению поставленных целей. Формирующее оценивание в учебном курсе реализуется за счет:

− оценивания каждого модуля (темы) на основе известных и понятных студентам критериев;

− контроля индивидуальных достижений каждого учащегося как преподавателем, так и самим студентом;

− ориентации студентов на самостоятельное выявление пробелов в освоении учебного материала на основе анализа выполненных и проверенных заданий;

− обеспечения регулярной обратной связи между преподавателем и обучающимися;

− организации самостоятельной работы студентов, включающей опережающую и текущую самостоятельную работу, выполнение заданий, а также восполнение пробелов, выявленных в результате анализа учебной работы.

При этом у учащихся развиваются навыки рефлексивного мышления в результате осмысления, оценивания и анализа своих результатов, трудностей и достижений в освоении модуля и дисциплины в целом.

Таким образом, основными направлениями совершенствования системы военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах для повышения эффективности учебного процесса в современных условиях высшего профессионального образования являются:

− внедрение компетентностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

− комплексное применение современных методов обучения: активных и интерактивных методов обучения; балльно-рейтинговой системы; формирующего оценивания; модульного принципа обучения; организации самостоятельной работы и развития рефлексивных навыков учащихся;

− использование средств дистанционной поддержки современных методов обучения в вузе.


Библиографический список
  1. Сержанты из вуза // Петербургский дневник. – 2014. – 22.01. – С. 7.
  2. Поршнева Е.Г. Учебный курс на основе компетентностного подхода для подготовки офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». — 2011. — № 3 (73) — С. 166-169.
  3. Добрицкий В.Я. Подготовка военных специалистов на военных кафедрах в многоуровневой системе высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.08). – Санкт – Петербург, 2007. – 28 с.
  4. Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
  5. Самохвалов Ю.П. О некоторых аспектах повышения качества подготовки офицеров в учебном военном центре гражданского вуза // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2010 г.). – Екатеринбург, 2010. – С. 399-402.
  6. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения: учеб.-методическое пособие / В. И. Никифоров, А. И. Сурыгин.– СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 141 с.
  7. Арсеньев Д.Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 82 с.
  8. Мордвинов Е.Ф. Концептуальные подходы к информатизации системы военного образования // Открытое образование. – 2005. – № 4. – С. 85-89.
  9. Кабакович Г.А., Николаева Ю.Э. Применение инновационных технологий в учебном процессе – основа подготовки военных специалистов в вузах // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 6. – С. 73.


Все статьи автора «Поршнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: