Современный этап развития России характеризуется реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и модернизацией системы образования. В условиях модернизации системы образования, в частности, высшей военной школы Российской Федерации, особую актуальность приобретают задачи подготовки кадровых офицеров и совершенствование подготовки офицеров запаса в гражданских вузах.
Кардинальные изменения в государственном устройстве не могли не отразиться на принципах комплектования Вооруженных Сил РФ, на системе подготовки военных кадров и, следовательно, на системе военного образования, включая подготовку офицеров запаса в гражданских вузах.
Реформирование Вооруженных Сил РФ направлено на достижение необходимого уровня профессиональной компетентности военных специалистов и обеспечение высокого уровня их профессиональной подготовки в системе профессионального образования. В настоящее время одним из источников восполнения кадрового ресурса Вооруженных Сил РФ, в первую очередь по должностям младшего офицерского состава, являются военные кафедры гражданских вузов. Так, в настоящее время Минобороны РФ разрабатывает проект постановления, согласно которому на военных кафедрах гражданских вузов будут готовить не только офицеров запаса, но и сержантов. [8]. Из этого следует актуальность профессиональной подготовки офицеров запаса и сержантов на факультетах военного обучения в гражданских вузах.
В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации система военно-профессионального образования нуждается в поиске педагогических средств и методов, позволяющих качественно готовить военных специалистов − офицеров запаса. Решить эту задачу возможно внедрением компетентностного подхода в систему подготовки военных специалистов в гражданских вузах на основе синтеза современных тенденций высшего профессионального образования и дистанционных технологий поддержки обучения [6].
Главной функцией системы военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров мобилизационного резерва на случай возникновения войны. Эти офицеры могут быть призваны в Вооруженные Силы РФ в качестве вынужденной меры по указам Президента РФ или добровольно заключить контракт для прохождения военной службы.
Система военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах является составной частью системы высшего профессионального образования, которая позволяет студентам получить военно-профессиональную подготовку по выбранной военно-учетной специальности. Факультеты военного обучения являются структурными подразделениями гражданских вузов и сформированы для обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса, формирования мобилизационного ресурса младших офицеров на период военного времени (рис.1) [3].
Основные образовательные программы подготовки военных специалистов должны обеспечивать реализацию квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников и требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию обучения по конкретной специальности.
Целью и результатом обучения является формирование готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности, т.е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задачами учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные действия, приводящие к профессиональной самореализации, личностному самосовершенствованию и саморазвитию [2]. Следовательно, на основе профессионально важных знаний, умений и навыков формируется личность, способная к решению практических учебных и профессиональных задач.
Таким образом, офицер запаса должен быть всесторонне развитой личностью с высоким уровнем общей и военно-технической культуры; быть физически подготовленным и обладать высокими патриотическими, морально-психологическими, нравственными качествами и способностями к выполнению обязанностей военной службы.
К отличиям обучения студентов на военных кафедрах можно отнести:
1) формирование знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых будущим офицерам;
2) овладение соответствующей военной специальностью на базе и параллельно с соответствующей гражданской основной образовательной программой;
3) сочетание индивидуальных (подготовка отдельного студента) и коллективных (подготовка взвода) форм обучения;
4) выраженная практическая направленность подготовки военных специалистов, осуществляемая с использованием реального вооружения и военной техники;
5) ориентация процесса обучения на требования руководящих документов (военной присяги, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации), которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания;
6) проведение учебных сборов (стажировок).
Рисунок 1 − Модель подготовки офицеров запаса на военной кафедре
В условиях реформирования ВС РФ система военно-профессионального образования нуждается в поиске педагогических средств и методов, позволяющих качественно готовить офицеров запаса. Решить эту задачу возможно внедрением компетентностного подхода в систему подготовки военных специалистов в гражданских вузах на основе синтеза дистанционных технологий поддержки обучения и современных технологий обучения высшего профессионального образования.
В современных условиях возросли требования не только к глубоким теоретическим знаниям военного специалиста, но и к его профессиональной компетентности [7]. Поэтому ключевой задачей, которую необходимо решать при подготовке офицеров запаса на военных кафедрах, является формирование у обучаемых профессиональной компетентности, т.е. умения качественно, в соответствии с требованиями осуществлять определенную профессиональную деятельность [9]. Решить эту задачу и осуществлять качественную подготовку военных специалистов возможно при реализации компетентностного подхода, ориентированного на [1]:
− системный подход к формированию целей образовательных программ и планируемых результатов обучения;
− разработку критериев и методик оценивания;
− деятельностную направленность целей и планируемых результатов обучения;
− действующие государственные образовательные стандарты;
− достижение главной цели – подготовку компетентного военного специалиста.
Компетентность как интегративная характеристика качеств личности представляет собой результат подготовки выпускника и выражается в присущем личности интегративном, сложном, комплексном умении успешно осуществлять какую-либо деятельность в конкретной профессиональной ситуации. Военно-профессиональная компетентность проявляется в готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности и успешном решении учебных и военно-профессиональных задач.
С позиций компетентностного подхода выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию, но и умеет принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях. Военно-профессиональная компетентность определяет подготовленность и способность отдельного офицера запаса к выполнению боевых задач и обязанностей военной службы. Таким образом, военно-профессиональная компетентность состоит из военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, готовности и способности решать задачи. Компетентностный подход направлен не на содержание, а на результат образования, выраженный в виде компетенций. А результатом образования является не объем усвоенной информации, а умение продуктивно действовать в различных профессиональных ситуациях.
Поэтому система подготовки офицеров запаса на военных кафедрах должна формировать у учащихся компетенции, необходимые для решения разнообразных учебных и профессиональных задач и выполнения функциональных обязанностей по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью. Решить эту задачу и осуществлять качественную подготовку военных специалистов возможно при реализации компетентностного подхода.
Развитие и совершенствование учебного процесса не перестает быть основной задачей, особенно в условиях развивающейся информатизации. Под влиянием процесса реформирования Вооруженных Сил РФ неизбежно обозначились новые тенденции развития форм, методов и средств обучения будущих офицеров запаса. На военных кафедрах имеются тексты лекций, слайды, методические пособия и рекомендации, планы проведения занятий − это просто информативные методы обучения. Применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе способствует повышению эффективности и качества подготовки военных специалистов. Цель информатизации заключается в обеспечении требуемого уровня подготовки военных кадров для Вооруженных Сил РФ, повышения эффективности научно-педагогической и управленческой деятельности на основе внедрения информационных технологий в учебные заведения. В органах управления военного образования Министерства обороны и военно-учебных заведениях давно осознали важность информатизации образовательного процесса и создали довольно развитую информационную инфраструктуру, позволяющую значительно повысить эффективность и качество образовательного процесса [5].
Современный период развития системы образования совпал с повсеместным внедрением вычислительной техники и технических средств обучения в учебный процесс вузов. Появляются различные автоматизированные обучающие программы и целые учебные курсы, позволяющие добиться значительного повышения результативности учебного процесса за счет активной и продуктивной работы обучаемых, обеспечения наглядности результатов их деятельности, а также предоставления преподавателям возможности сосредоточиться на творческой и организационной работе.
Использование современных информационных технологий актуально и в условиях учебного процесса по программам подготовки офицеров запаса, так как способствует увеличению объема учебной информации, повышению интереса обучающихся к изучению военных дисциплин, применению индивидуального подхода, созданию сред дистанционной поддержки обучения для подготовки студентов на военных кафедрах [4].
Решение этих и других задач возлагается на современные технологии обучения. До сих пор очная форма с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлась самой результативной формой обучения, а использование только дистанционных технологий не рассматривалось как приемлемая форма подготовки офицеров запаса. Однако в настоящее время дистанционные образовательные технологии достигли такого уровня развития, что представляется целесообразным использовать системы управления обучением для эффективной поддержки традиционного обучения и при подготовке офицеров запаса.
На современном этапе развития педагогической теории и практики в особую группу выделяют методы активного и интерактивного обучения, среди которых различные военные игры, инновационные методы и др. Они предназначены для развития у будущих офицеров запаса творческого мышления и формирования у них умения принимать обоснованные и инициативные решения.
Разрабатывая или применяя уже испытанные технологии обучения в системе военно-профессионального образования, следует исходить из того, что учебный процесс должен строиться так, чтобы учащиеся самостоятельно учились получать, обрабатывать и использовать информацию. Система знаний, умений и навыков, приобретаемых будущим офицером запаса, – основа его учебной деятельности. Это требует от обучающихся прочности знаний, умений и навыков, а также поддержания их в постоянной готовности к использованию.
Компетентностный подход обладает значительным потенциалом для совершенствования системы военной подготовки в гражданских вузах. Основные идеи компетентностного подхода реализуются при использовании дистанционных образовательных технологий и современных тенденций высшего профессионального образования, обеспечивающих формирование знаний, умений, навыков и опыта учебной и профессиональной деятельности. Учебный процесс приобретает практико-ориентированный характер.
Внедрение в разработанные учебные курсы (дисциплины) технологий дистанционной поддержки обучения на основе компетентностного подхода позволяет расширить возможности системы военного образования в области подготовки офицеров запаса и способствует формированию компетенций, необходимых будущему офицеру запаса. Среда дистанционной поддержки обучения позволяет облегчить внедрение балльно-рейтинговой системы, которая является перспективной и отвечающей современным требованиям системой контроля учебных достижений. Модульно-рейтинговая технология обучения в наибольшей степени позволяет выполнить условия полноты реализации функций контроля знаний, умений и навыков. Система модульного обучения предоставляет обучающемуся возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию при поэтапном представлении материала учебного курса для эффективного усвоения с учетом его индивидуальных возможностей. Модульное обучение способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и побуждает их к повседневной работе над учебным материалом. Важной особенностью использования модулей является возможность оперативной корректировки учебной программы с учетом интересов главных участников образовательного процесса − студентов.
Таким образом, модульное обучение может быть эффективно реализовано с помощью современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, в арсенале которых в настоящее время имеются такие мощные средства, как системы управления обучением (LearningManagementSystem), в частности, специально разработанные под модульный принцип организации обучения и балльно-рейтинговую систему оценивания.
Формирующее оценивание является важным средством осмысления и оценивания деятельности по достижению поставленных целей. Формирующее оценивание в учебном курсе реализуется за счет:
− оценивания каждого модуля (темы) на основе известных и понятных студентам критериев;
− контроля индивидуальных достижений каждого учащегося как преподавателем, так и самим студентом;
− ориентации студентов на самостоятельное выявление пробелов в освоении учебного материала на основе анализа выполненных и проверенных заданий;
− обеспечения регулярной обратной связи между преподавателем и обучающимися;
− организации самостоятельной работы студентов, включающей опережающую и текущую самостоятельную работу, выполнение заданий, а также восполнение пробелов, выявленных в результате анализа учебной работы.
При этом у учащихся развиваются навыки рефлексивного мышления в результате осмысления, оценивания и анализа своих результатов, трудностей и достижений в освоении модуля и дисциплины в целом.
Таким образом, основными направлениями совершенствования системы военной подготовки на военных кафедрах в гражданских вузах для повышения эффективности учебного процесса в современных условиях высшего профессионального образования являются:
− внедрение компетентностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
− комплексное применение современных методов обучения: активных и интерактивных методов обучения; балльно-рейтинговой системы; формирующего оценивания; модульного принципа обучения; организации самостоятельной работы и развития рефлексивных навыков учащихся;
− использование средств дистанционной поддержки современных методов обучения в вузе.
Библиографический список
- Сержанты из вуза // Петербургский дневник. – 2014. – 22.01. – С. 7.
- Поршнева Е.Г. Учебный курс на основе компетентностного подхода для подготовки офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». — 2011. — № 3 (73) — С. 166-169.
- Добрицкий В.Я. Подготовка военных специалистов на военных кафедрах в многоуровневой системе высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.08). – Санкт – Петербург, 2007. – 28 с.
- Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
- Самохвалов Ю.П. О некоторых аспектах повышения качества подготовки офицеров в учебном военном центре гражданского вуза // Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции (Екатеринбург, 8-10 февраля 2010 г.). – Екатеринбург, 2010. – С. 399-402.
- Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия, определения: учеб.-методическое пособие / В. И. Никифоров, А. И. Сурыгин.– СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 141 с.
- Арсеньев Д.Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 82 с.
- Мордвинов Е.Ф. Концептуальные подходы к информатизации системы военного образования // Открытое образование. – 2005. – № 4. – С. 85-89.
- Кабакович Г.А., Николаева Ю.Э. Применение инновационных технологий в учебном процессе – основа подготовки военных специалистов в вузах // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 6. – С. 73.