УДК 37

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Пупенкова Татьяна Петровна
Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды
заместитель директора по учебно-производственной работе

Аннотация
Данная статья посвящена социальному партнерству в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: профессиональное образование, социальное партнерство, трудоустройство выпускников


SOCIAL PARTNERSHIP IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Pupenkova Tatyana Petrovna
Smolensk College of light industry and the fashion industry
Deputy Director on teaching and production work

Abstract
This article focuses on social partnership in secondary vocational education.

Keywords: professional education and employment of graduates, social partnership


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Пупенкова Т.П. Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3049 (дата обращения: 31.03.2019).

Научная мысль в педагогике среднего профессионального образования (СПО) сегодня повернулась в сторону работодателя, от которого напрямую зависит будущее квалифицированного специалиста.

Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентно способного и мобильного специалиста.

Профессиональное образование всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Одновременно меняются профессиональная среда, характер действия экономических и социальных факторов влияющих на состояние профессионального образования. Стихийно растёт рынок образовательных услуг, требовательней становятся его потребители – обучающиеся и их родители.

Основная цель социального партнёрства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения СПО, основанной на интересах общества, работников и работодателей.

Цель современных российских колледжей и техникумов – подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» приступить к работе. В связи с этим формирование социального партнёрства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны муниципальных органов власти, а так же воли, желания и возможностей руководителей предприятий.

Постепенно развивая эти отношения, сегодня российское профессиональное образование находится на том этапе, когда руководители предприятий увидели и оценили все преимущества социального партнёрства. Они приглашают на производственную практику целые группы, идут на то, что предоставляют свои мастерские не только для прохождения практики, но и для проведения производственного обучения, организуют экскурсии, предусмотренные учебно-воспитательным процессом колледжа или техникума. Помимо этого они устанавливают дополнительные стипендии лучшим студентам, оказывают посильную материальную помощь образовательному учреждению не только в денежном эквиваленте, но и материалами, инструментами и приспособлениями малой механизации. Некоторые предприятия организуют питание студентов, обеспечивают транспортом в утреннее и вечернее время. Все эти льготы повышают интерес студентов не только к профессии, но и к самому предприятию. Представители предприятий присутствуют на итоговой аттестации выпускников, где у них есть возможность не только оценить уровень подготовки выпускников, но и пригласить их к себе на работу.

Социальное партнёрство для многих учебных заведений СПО стало естественной формой существования, которое открывает следующее дополнительные возможности:

- упрощается доступ к информации о рынке труда;

- обеспечивается учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;

- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;

- открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;

- расширяются возможности трудоустройства выпускников;

- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с  новейшими типами оборудования и технологическими процессами.

Прежде чем добиться таких результатов необходимо пройти три основных этапа развития системы социального партнёрства.

I этап – подготовительный. Его цель – мотивация педагогических работников на необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям работодателей на рынке труда. Задачи, которые стоят перед образовательным учреждением СПО:

- исследовать потребности регионов в специалистах;

- определить тенденции развития рынка труда;

- определить потребности рынка труда в кадрах, с точки зрения качества и количества;

- определить перечень социальных партнёров;

- провести обучение инженерно – педагогических работников методам изучения рынка труда.

Ожидаемые и полученные результаты:

- определение ёмкости рынка труда в разрезе профессий;

- оценка спроса на профессии, по которым осуществляется подготовка;

- установление видов деятельности и перечня навыков, необходимых работнику конкретной профессии;

- определение квалификационных требований к работнику со стороны работодателей;

- соответствие УПД и материальной базы задачам подготовки специалистов.

 

II этап – содержательный, его цель – корректировка содержания и форм обучения квалифицированных рабочих и специалистов, разработка программ с ориентацией на потребности рынка труда, на отражение требований федерального государственного стандарта СПО, тарифно–квалификационных характеристик. Отработка технологий взаимодействия с социальными партнёрами. Задачи, стоящие перед образовательным учреждением СПО на этом этапе:

- установление положительной динамики показателей трудоустройства выпускников;

- расширение образовательных услуг в СПО;

- привлечение дополнительных источников финансирования;

- создание нормативно – правовой базы социального партнёрства;

- повышение профессионализма работников;

- оценка работы учебного заведения со стороны социальных партнёров.

Ожидаемые и полученные результаты:

  1. Наличие договоров с представителями разных категорий социальных партнёров по:

- созданию постоянных мест производственной практики;

- повышению квалификации инженерно – педагогических работников на предприятиях;

- трудоустройству выпускников;

аттестации выпускников с привлечением социальных партнёров.

  1. Наличие экспертной оценки учебно-программной документации со стороны представителей предприятий.
  2. Установление устойчивого контакта со службой занятости.
  3. Создание комплектов учебно-программной документации по профессиям.

 

III этап – заключительный. Его цель – создание устойчивой и постоянной системы социального партнёрства. Задачи, стоящие перед образовательным учреждением СПО на этом этапе:

- организация системы непрерывного образования;

- исключение противоречий между различными уровнями профессиональной подготовки.

Ожидаемые и полученные результаты:

- улучшение материальной – технической базы учебного заведения СПО;

- приведение в соответствие должностных инструкций работников учебного заведения СПО;

- создание механизма постоянного сотрудничества с социальными партнёрами.

Анализ открытых источников разных учебных заведений СПО позволяет сделать вывод о том, что администрацией и инженерно-педагогическими коллективами  российских образовательных учреждений проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.

 

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «stlpiim»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация