Научная мысль в педагогике среднего профессионального образования (СПО) сегодня повернулась в сторону работодателя, от которого напрямую зависит будущее квалифицированного специалиста.
Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентно способного и мобильного специалиста.
Профессиональное образование всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Одновременно меняются профессиональная среда, характер действия экономических и социальных факторов влияющих на состояние профессионального образования. Стихийно растёт рынок образовательных услуг, требовательней становятся его потребители – обучающиеся и их родители.
Основная цель социального партнёрства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения СПО, основанной на интересах общества, работников и работодателей.
Цель современных российских колледжей и техникумов – подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» приступить к работе. В связи с этим формирование социального партнёрства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны муниципальных органов власти, а так же воли, желания и возможностей руководителей предприятий.
Постепенно развивая эти отношения, сегодня российское профессиональное образование находится на том этапе, когда руководители предприятий увидели и оценили все преимущества социального партнёрства. Они приглашают на производственную практику целые группы, идут на то, что предоставляют свои мастерские не только для прохождения практики, но и для проведения производственного обучения, организуют экскурсии, предусмотренные учебно-воспитательным процессом колледжа или техникума. Помимо этого они устанавливают дополнительные стипендии лучшим студентам, оказывают посильную материальную помощь образовательному учреждению не только в денежном эквиваленте, но и материалами, инструментами и приспособлениями малой механизации. Некоторые предприятия организуют питание студентов, обеспечивают транспортом в утреннее и вечернее время. Все эти льготы повышают интерес студентов не только к профессии, но и к самому предприятию. Представители предприятий присутствуют на итоговой аттестации выпускников, где у них есть возможность не только оценить уровень подготовки выпускников, но и пригласить их к себе на работу.
Социальное партнёрство для многих учебных заведений СПО стало естественной формой существования, которое открывает следующее дополнительные возможности:
- упрощается доступ к информации о рынке труда;
- обеспечивается учёт требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;
- расширяются возможности трудоустройства выпускников;
- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами.
Прежде чем добиться таких результатов необходимо пройти три основных этапа развития системы социального партнёрства.
I этап – подготовительный. Его цель – мотивация педагогических работников на необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям работодателей на рынке труда. Задачи, которые стоят перед образовательным учреждением СПО:
- исследовать потребности регионов в специалистах;
- определить тенденции развития рынка труда;
- определить потребности рынка труда в кадрах, с точки зрения качества и количества;
- определить перечень социальных партнёров;
- провести обучение инженерно – педагогических работников методам изучения рынка труда.
Ожидаемые и полученные результаты:
- определение ёмкости рынка труда в разрезе профессий;
- оценка спроса на профессии, по которым осуществляется подготовка;
- установление видов деятельности и перечня навыков, необходимых работнику конкретной профессии;
- определение квалификационных требований к работнику со стороны работодателей;
- соответствие УПД и материальной базы задачам подготовки специалистов.
II этап – содержательный, его цель – корректировка содержания и форм обучения квалифицированных рабочих и специалистов, разработка программ с ориентацией на потребности рынка труда, на отражение требований федерального государственного стандарта СПО, тарифно–квалификационных характеристик. Отработка технологий взаимодействия с социальными партнёрами. Задачи, стоящие перед образовательным учреждением СПО на этом этапе:
- установление положительной динамики показателей трудоустройства выпускников;
- расширение образовательных услуг в СПО;
- привлечение дополнительных источников финансирования;
- создание нормативно – правовой базы социального партнёрства;
- повышение профессионализма работников;
- оценка работы учебного заведения со стороны социальных партнёров.
Ожидаемые и полученные результаты:
- Наличие договоров с представителями разных категорий социальных партнёров по:
- созданию постоянных мест производственной практики;
- повышению квалификации инженерно – педагогических работников на предприятиях;
- трудоустройству выпускников;
аттестации выпускников с привлечением социальных партнёров.
- Наличие экспертной оценки учебно-программной документации со стороны представителей предприятий.
- Установление устойчивого контакта со службой занятости.
- Создание комплектов учебно-программной документации по профессиям.
III этап – заключительный. Его цель – создание устойчивой и постоянной системы социального партнёрства. Задачи, стоящие перед образовательным учреждением СПО на этом этапе:
- организация системы непрерывного образования;
- исключение противоречий между различными уровнями профессиональной подготовки.
Ожидаемые и полученные результаты:
- улучшение материальной – технической базы учебного заведения СПО;
- приведение в соответствие должностных инструкций работников учебного заведения СПО;
- создание механизма постоянного сотрудничества с социальными партнёрами.
Анализ открытых источников разных учебных заведений СПО позволяет сделать вывод о том, что администрацией и инженерно-педагогическими коллективами российских образовательных учреждений проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.