МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ИТ-СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Масленникова Ольга Евгеньевна1, Назарова Ольга Борисовна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем

Аннотация
В данной статье представлены ключевые идеи методики формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров Прикладной информатики, которые нашли отражение в содержательных составляющих учебника «Моделирование бизнес-процессов».

Ключевые слова: информационные системы, ИТ-специалист, методика профессионального обучения, моделирование бизнес-процессов


METHOD OF COMPETENCES FORMATION OF IT-EXPERTS IN THE FIELD OF INFORMATION SYSTEMS BY THE EDUCATIONAL PROGRAM «APPLIED COMPUTER SCIENCE»

Maslennikova Olga Yevgenyvna1, Nazarova Olga Borisovna2
1Magnitogorsk State University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Information Systems Department
2Magnitogorsk State University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Information Systems Department

Abstract
This article presents the key ideas of the methodology for formation of common cultural and professional competences Bachelor of Applied Informatics, which is reflected in the substantial components of the textbook "Business Process Modeling.

Keywords: Case-средство


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Методика формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/12/5375 (дата обращения: 24.02.2024).

Профессиональный успех сегодняшнего студента (бакалавра и в последующем магистра) кроется в специально организованном образовательном процессе. Основу последнего для достижения этой цели должны составлять с одной стороны, современные педагогические подходы, принципы и средства (компетентностный и комплексный подходы, принцип преемственности, средства автодидактики), собранные воедино в рамках личностно-ориентированной методики обучения, а с другой – мотивация (осознанная необходимость) самого студента на высокие достижения в избранной профессии, осознающего свои способности и возможности.

В этом отношении Федеральные Государственные Образовательные Стандарты третьего поколения (ФГОС 3-го поколения) по отдельным направлениям подготовки, в разработке которых принимали непосредственное участие и представители работодателей, дают широкие возможности. Это обусловлено в большей степени тем, что в основе этих возможностей лежат принципы компетентностного подхода, реализация которых рассматривается как развитие новой образовательной парадигмы (И.А.Зимняя, А.А. Вербицкий), как ориентация всех компонентов учебного процесса на приобретение выпускником вуза компетентности и компетенций, необходимых для осуществления его профессиональной деятельности.

Этот подход, целью которого становится формирование профессиональной компетентности, представлен в работах Л. С. Гребнева, И.А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Т. Д. Макаровой, Дж. Равена, Н. А. Селезневой, Ю. Г. Татура, Г. Хутмахера и многих других и определяет одно из направлений модернизации образования. Негативное отношение к данному явлению чаще всего связано с его восприятием как следствия технологизации образования и сужения образовательных целей (В.С. Сенашенко).

В исследованиях О.В.Акуловой, И.С.Батраковой, В.И.Байденко, А.Г.Бермуса, Е.С.Заир-Бек, Е.Ф.Зеера, И.А.Зимней, В.А.Козырева, Н.Ф.Радионовой, Н.А.Селезневой, А.П.Тряпицыной и др. раскрыта сущность профессиональной компетентности будущих специалистов, обозначены пути и условия ее формирования.

Полный перечень видов трудовой деятельности, определяемый профессиональным стандартом для специалиста по информационным системам, должен периодически обновляться и служить ориентиром для разработки университетами различного рода практико-ориентированных занятий, включая лабораторные, проектные и курсовые работы, учебные и производственные практики и т.п. При этом, формирование той или иной компетенции согласно ФГОС ВПО третьего поколения осуществляется в целом ряде дисциплин, в рамках каждой, приобретая свою «специфическую окраску». Таким образом, сегодня, просто необходимо при организации образовательного процесса учитывать взаимосвязь преподаваемых курсов, выстраивая непрерывную цепочку создания и развития общекультурных и профессиональных компетенций. И здесь свою огромную роль играют комплексный подход и принцип преемственности, что обеспечивает согласованность и связанность между отдельными звеньями и, далее образовательными ступенями.

При этом получаемый эффект может рассматриваться как дважды положительный. С одной стороны, студент в процессе обучения приобретает целостную картину по ряду курсов, особенно специальных, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, преподаватели, кафедры, факультеты и вуз в целом создают строго сбалансированные взаимосвязанные образовательные платформы, подкрепленные соответствующими информационно-технологическими ресурсами, в том числе программными.

Одной из составляющих таких платформ является и методика организации занятий и соответствующее сопровождение в виде учебников, учебных пособий, лабораторных практикумов и др.

Ключевые положения представляемой в рамках данной работы методики нашли отражение в содержательных составляющих учебника «Моделирование бизнес-процессов». Он представляет собой теоретико-практическое руководство по моделированию бизнес-процессов с использованием современных подходов и методологий. Структурно включает в себя три раздела – два теоретических и один прикладной.

Первые два раздела подробно знакомят читателя с современными методологическими подходами и методологиями моделирования, методиками описания предметных областей. Третий раздел содержательно представляет возможности использования всех представленных в теоретической части методологий для практики моделирования бизнес-процессов конкретного предприятия. Структурно это выражается в комплексе лабораторных работ и семинаров, деловых игр, дающих не только полную картину возможностей современных методологий и технологий моделирования, но и развивающих самостоятельность у студентов, повышающих профессиональные интересы.

Остановимся на вопросе о компетенциях, которые формируются у студентов при использовании данной методики (и почему именно они), а также в рамках каких дисциплин этот процесс организован?

Более детальное изучение государственных образовательных стандартов третьего поколения и учебных планов по ОП «Прикладная информатика» позволил выделить, на наш взгляд, сущностные компетенции, а также дисциплины, в рамках которых они формируются у бакалавров и магистров.

В качестве критериев для определения сущностных компетенций и дисциплин были выделены следующие позиции:

1)      отражение области профессиональной деятельности согласно государственным образовательным стандартам по выбранному направлению (системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов ИС, разработка требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов, разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях и др. [1]);

2)      отражение профессиональных задач, решение которых обеспечивает обучение бакалавра и магистра по выбранному направлению (проведение обследования прикладной области, моделирование прикладных и информационных процессов, формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов и т.д. [1]);

3)      возможность построения цепочки «компетенция-дисциплина-компетенция» в развитии среди дисциплин учебных планов выбранных направлений подготовки.

Анализ перечня областей профессиональной деятельности и профессиональных задач будущих выпускников позволяют сделать предварительный вывод о том, что без компетенций в области моделирования бизнес-процессов и информационных систем профессиональная деятельность бакалавра и магистра по выбранным направлениям подготовки будет несостоятельна.

В этой связи в перечень так называемых сущностных дисциплин вошли такие курсы как:

−        Методологии и инструментальные средства моделирования ИС, Методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов (Направление 090303.62 “Прикладная информатика”);

−        Методология и технология проектирования информационных систем, Методология создания, внедрения и сопровождения КИС (Направление 090303.68 “Прикладная информатика” магистерская программа «Корпоративные информационные системы»).

Логика определения сущностных компетенций такова: 1) за основу был взят перечень формируемых компетенций в рамках выбранных дисциплин (П1); 2) далее список дисциплин расширялся по области профессиональной деятельности и строился перечень компетенций, соответствующий каждой из них (П2); 3) рассматривалось пересечение П1 и П2 для каждой «дисциплины-приемника» и строилось объединение всех таких пересечений.

Следующий шаг – подбор теоретико-практических составляющих для формирования выделенных сущностных компетенций. Они и были положены в основу разрабатываемого учебника «Моделирование бизнес-процессов». Первое приближение такого согласования между дисциплинами, компетенциями и учебно-методическим материалом представлено в табл. 1 на примере дисциплин направлений подготовки бакалавров.

Таблица 1 – Согласование компетенций, дисциплин и учебно-методического материала

№ п/п

Сущностные компетенции

Дисциплины-приемники

Учебно-методический материал

1

2

3

4

Направление 090303.62 “Прикладная информатика”

Методологии и инструментальные средства моделирования ИС

1.

ОК-1 Стандартизация, сертификация и управление качеством ПО. Стандарты и профили ИС

Упражнения и задания по всем разделам, индивидуальные домашние задания

2.

ПК-3 Методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов

Упражнения и задания по разделам 1 и 2, индивидуальные домашние задания

3.

ПК-4 Проблемы автоматизированного создания и адаптации ИС, Проектирование ИС, Документационное обеспечение разработки ИС

Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов

Лабораторные работы 1-11, индивидуальные домашние задания

4.

ПК-19 Информационные системы и технологии, Теория экономических ИС

Упражнения и задания к разделу 1 Теоретические основы моделирования бизнес-процессов (по параграфам 1.1.4. Сравнительный анализ методологических подходов моделирования бизнес-процессов, 1.2.1. Анализ существующих методик описания предметных областей деятельности).

Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов

Семинар №1. Case-технологии: классификация, проблемы внедрения; Семинар №2. Сравнительная характеристика возможностей современных инструментальных средств моделирования, Семинар№ 3. Практическое применение методов сбора и анализа информации о предметной области деятельности, индивидуальные домашние задания

Методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов

5.

ПК-3 Методологии и инструментальные средства моделирования ИС

Упражнения и задания по всем разделам, индивидуальные домашние задания

6.

ПК-5 Информационные системы и технологии

Упражнения и задания по разделу 2. Методологии моделирования бизнес-процессов.

Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов

Лабораторные работы 3-11, индивидуальные домашние задания

7.

ПК-7 Стандартизация, сертификация и управление качеством ПО. Стандарты и профили ИС

Упражнения и задания по разделу 2. Методологии моделирования бизнес-процессов.

Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов Лабораторная работа №11.

Разработка регламента бизнес-процессов предприятия «Автосалон», индивидуальные домашние задания

8.

ПК-14 Внедрение, сопровождение и адаптация ИС

Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов

Задания к параграфу 3.1.1. Автоматизированные технологии моделирования бизнес-процессов: современность, проблемы, перспективы.

Лабораторная работа №1. Постановка задачи «Автосалон». Построение модели организационной структуры. Лабораторная работа №11.

Разработка регламента бизнес-процессов предприятия «Автосалон», индивидуальные домашние задания

9.

ПК-17

Проектирование ИС

Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов (задания по всем семинарам и лабораторным работам), индивидуальные домашние задания

Комментарии к табл. 1.:

1)      в столбце 3 перечислены не все дисциплины, в рамках которых осуществляется формирование указанной компетенции, а только те, которые, по мнению авторов, содержательно важны для профессиональных навыков в области моделирования бизнес-процессов и систем;

2)      расшифровка компетенций, перечисленных в столбце 2:

−        способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

−        способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);

−        способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

−        способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

−        способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

−        способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);

−        использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-8);

−        использовать современные стандарты и методики, разрабатывать  регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-9);

−        способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);

−        способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

−        способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);

−        использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20).

Стоит отметить, что представленное видение методики формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» не является полным. Недостаточность фактического материала не позволяет нам говорить о результатах обучения. На сегодняшний день еще не все дисциплины в цепочке формирования компетенций состоялись как учебные курсы в установленных планом семестрах. Кроме того, сам критериально-оценочный аппарат находится на стадии разработки. Тем не менее, третий год обучения по ФГОС ВПО третьего поколения позволяет констатировать  положительную динамику  обучения студентов согласно представленной методике.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) “бакалавр”) (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 n 1975).


Все статьи автора «koy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: