Профессиональный успех сегодняшнего студента (бакалавра и в последующем магистра) кроется в специально организованном образовательном процессе. Основу последнего для достижения этой цели должны составлять с одной стороны, современные педагогические подходы, принципы и средства (компетентностный и комплексный подходы, принцип преемственности, средства автодидактики), собранные воедино в рамках личностно-ориентированной методики обучения, а с другой – мотивация (осознанная необходимость) самого студента на высокие достижения в избранной профессии, осознающего свои способности и возможности.
В этом отношении Федеральные Государственные Образовательные Стандарты третьего поколения (ФГОС 3-го поколения) по отдельным направлениям подготовки, в разработке которых принимали непосредственное участие и представители работодателей, дают широкие возможности. Это обусловлено в большей степени тем, что в основе этих возможностей лежат принципы компетентностного подхода, реализация которых рассматривается как развитие новой образовательной парадигмы (И.А.Зимняя, А.А. Вербицкий), как ориентация всех компонентов учебного процесса на приобретение выпускником вуза компетентности и компетенций, необходимых для осуществления его профессиональной деятельности.
Этот подход, целью которого становится формирование профессиональной компетентности, представлен в работах Л. С. Гребнева, И.А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Т. Д. Макаровой, Дж. Равена, Н. А. Селезневой, Ю. Г. Татура, Г. Хутмахера и многих других и определяет одно из направлений модернизации образования. Негативное отношение к данному явлению чаще всего связано с его восприятием как следствия технологизации образования и сужения образовательных целей (В.С. Сенашенко).
В исследованиях О.В.Акуловой, И.С.Батраковой, В.И.Байденко, А.Г.Бермуса, Е.С.Заир-Бек, Е.Ф.Зеера, И.А.Зимней, В.А.Козырева, Н.Ф.Радионовой, Н.А.Селезневой, А.П.Тряпицыной и др. раскрыта сущность профессиональной компетентности будущих специалистов, обозначены пути и условия ее формирования.
Полный перечень видов трудовой деятельности, определяемый профессиональным стандартом для специалиста по информационным системам, должен периодически обновляться и служить ориентиром для разработки университетами различного рода практико-ориентированных занятий, включая лабораторные, проектные и курсовые работы, учебные и производственные практики и т.п. При этом, формирование той или иной компетенции согласно ФГОС ВПО третьего поколения осуществляется в целом ряде дисциплин, в рамках каждой, приобретая свою «специфическую окраску». Таким образом, сегодня, просто необходимо при организации образовательного процесса учитывать взаимосвязь преподаваемых курсов, выстраивая непрерывную цепочку создания и развития общекультурных и профессиональных компетенций. И здесь свою огромную роль играют комплексный подход и принцип преемственности, что обеспечивает согласованность и связанность между отдельными звеньями и, далее образовательными ступенями.
При этом получаемый эффект может рассматриваться как дважды положительный. С одной стороны, студент в процессе обучения приобретает целостную картину по ряду курсов, особенно специальных, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, преподаватели, кафедры, факультеты и вуз в целом создают строго сбалансированные взаимосвязанные образовательные платформы, подкрепленные соответствующими информационно-технологическими ресурсами, в том числе программными.
Одной из составляющих таких платформ является и методика организации занятий и соответствующее сопровождение в виде учебников, учебных пособий, лабораторных практикумов и др.
Ключевые положения представляемой в рамках данной работы методики нашли отражение в содержательных составляющих учебника «Моделирование бизнес-процессов». Он представляет собой теоретико-практическое руководство по моделированию бизнес-процессов с использованием современных подходов и методологий. Структурно включает в себя три раздела – два теоретических и один прикладной.
Первые два раздела подробно знакомят читателя с современными методологическими подходами и методологиями моделирования, методиками описания предметных областей. Третий раздел содержательно представляет возможности использования всех представленных в теоретической части методологий для практики моделирования бизнес-процессов конкретного предприятия. Структурно это выражается в комплексе лабораторных работ и семинаров, деловых игр, дающих не только полную картину возможностей современных методологий и технологий моделирования, но и развивающих самостоятельность у студентов, повышающих профессиональные интересы.
Остановимся на вопросе о компетенциях, которые формируются у студентов при использовании данной методики (и почему именно они), а также в рамках каких дисциплин этот процесс организован?
Более детальное изучение государственных образовательных стандартов третьего поколения и учебных планов по ОП «Прикладная информатика» позволил выделить, на наш взгляд, сущностные компетенции, а также дисциплины, в рамках которых они формируются у бакалавров и магистров.
В качестве критериев для определения сущностных компетенций и дисциплин были выделены следующие позиции:
1) отражение области профессиональной деятельности согласно государственным образовательным стандартам по выбранному направлению (системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов ИС, разработка требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов, разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях и др. [1]);
2) отражение профессиональных задач, решение которых обеспечивает обучение бакалавра и магистра по выбранному направлению (проведение обследования прикладной области, моделирование прикладных и информационных процессов, формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов и т.д. [1]);
3) возможность построения цепочки «компетенция-дисциплина-компетенция» в развитии среди дисциплин учебных планов выбранных направлений подготовки.
Анализ перечня областей профессиональной деятельности и профессиональных задач будущих выпускников позволяют сделать предварительный вывод о том, что без компетенций в области моделирования бизнес-процессов и информационных систем профессиональная деятельность бакалавра и магистра по выбранным направлениям подготовки будет несостоятельна.
В этой связи в перечень так называемых сущностных дисциплин вошли такие курсы как:
− Методологии и инструментальные средства моделирования ИС, Методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов (Направление 090303.62 “Прикладная информатика”);
− Методология и технология проектирования информационных систем, Методология создания, внедрения и сопровождения КИС (Направление 090303.68 “Прикладная информатика” магистерская программа «Корпоративные информационные системы»).
Логика определения сущностных компетенций такова: 1) за основу был взят перечень формируемых компетенций в рамках выбранных дисциплин (П1); 2) далее список дисциплин расширялся по области профессиональной деятельности и строился перечень компетенций, соответствующий каждой из них (П2); 3) рассматривалось пересечение П1 и П2 для каждой «дисциплины-приемника» и строилось объединение всех таких пересечений.
Следующий шаг – подбор теоретико-практических составляющих для формирования выделенных сущностных компетенций. Они и были положены в основу разрабатываемого учебника «Моделирование бизнес-процессов». Первое приближение такого согласования между дисциплинами, компетенциями и учебно-методическим материалом представлено в табл. 1 на примере дисциплин направлений подготовки бакалавров.
Таблица 1 – Согласование компетенций, дисциплин и учебно-методического материала
№ п/п |
Сущностные компетенции |
Дисциплины-приемники |
Учебно-методический материал |
1 |
2 |
3 |
4 |
Направление 090303.62 “Прикладная информатика” Методологии и инструментальные средства моделирования ИС |
|||
1. |
ОК-1 | Стандартизация, сертификация и управление качеством ПО. Стандарты и профили ИС |
Упражнения и задания по всем разделам, индивидуальные домашние задания |
2. |
ПК-3 | Методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов |
Упражнения и задания по разделам 1 и 2, индивидуальные домашние задания |
3. |
ПК-4 | Проблемы автоматизированного создания и адаптации ИС, Проектирование ИС, Документационное обеспечение разработки ИС |
Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов Лабораторные работы 1-11, индивидуальные домашние задания |
4. |
ПК-19 | Информационные системы и технологии, Теория экономических ИС |
Упражнения и задания к разделу 1 Теоретические основы моделирования бизнес-процессов (по параграфам 1.1.4. Сравнительный анализ методологических подходов моделирования бизнес-процессов, 1.2.1. Анализ существующих методик описания предметных областей деятельности). Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов Семинар №1. Case-технологии: классификация, проблемы внедрения; Семинар №2. Сравнительная характеристика возможностей современных инструментальных средств моделирования, Семинар№ 3. Практическое применение методов сбора и анализа информации о предметной области деятельности, индивидуальные домашние задания |
Методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов |
|||
5. |
ПК-3 | Методологии и инструментальные средства моделирования ИС |
Упражнения и задания по всем разделам, индивидуальные домашние задания |
6. |
ПК-5 | Информационные системы и технологии |
Упражнения и задания по разделу 2. Методологии моделирования бизнес-процессов. Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов Лабораторные работы 3-11, индивидуальные домашние задания |
7. |
ПК-7 | Стандартизация, сертификация и управление качеством ПО. Стандарты и профили ИС |
Упражнения и задания по разделу 2. Методологии моделирования бизнес-процессов. Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов Лабораторная работа №11. Разработка регламента бизнес-процессов предприятия «Автосалон», индивидуальные домашние задания |
8. |
ПК-14 | Внедрение, сопровождение и адаптация ИС |
Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов Задания к параграфу 3.1.1. Автоматизированные технологии моделирования бизнес-процессов: современность, проблемы, перспективы. Лабораторная работа №1. Постановка задачи «Автосалон». Построение модели организационной структуры. Лабораторная работа №11. Разработка регламента бизнес-процессов предприятия «Автосалон», индивидуальные домашние задания |
9. |
ПК-17 |
Проектирование ИС |
Раздел 3. Практикум по моделированию бизнес-процессов (задания по всем семинарам и лабораторным работам), индивидуальные домашние задания |
Комментарии к табл. 1.:
1) в столбце 3 перечислены не все дисциплины, в рамках которых осуществляется формирование указанной компетенции, а только те, которые, по мнению авторов, содержательно важны для профессиональных навыков в области моделирования бизнес-процессов и систем;
2) расшифровка компетенций, перечисленных в столбце 2:
− способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
− способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);
− способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
− способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
− способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);
− способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);
− использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-8);
− использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий (ПК-9);
− способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);
− способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);
− способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);
− использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20).
Стоит отметить, что представленное видение методики формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» не является полным. Недостаточность фактического материала не позволяет нам говорить о результатах обучения. На сегодняшний день еще не все дисциплины в цепочке формирования компетенций состоялись как учебные курсы в установленных планом семестрах. Кроме того, сам критериально-оценочный аппарат находится на стадии разработки. Тем не менее, третий год обучения по ФГОС ВПО третьего поколения позволяет констатировать положительную динамику обучения студентов согласно представленной методике.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) “бакалавр”) (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 n 1975).
Количество просмотров публикации: Please wait