УДК 371.8

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА МБОУ ДОД ДТДМ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Михнев Виктор Иванович
МБОУ ДОД ДТДМ

Аннотация
В статье рассматривается стратегия сотрудничества администрации отдела с родителями на примере работы художественного отдела МБОУ ДОД ДТДМ г. Ростова-на-Дону. Отмечается, что вовлечение семьи в процесс создания воспитательного пространства художественного отдела создаёт предпосылки для успешного формирования благоприятной психологической атмосферы и ценностно-смысловой среды, способствующей становлению гражданской идентификации и духовной консолидации воспитанников средствами художественно-эстетического воспитания.

Ключевые слова: воспитательное пространство, педагогика, работа с родителями, сотрудничество


SYSTEM OF INTERACTION OF PARENTS AND TEACHING STAFF OF THE ART DEPARTMENT MBOU DOD DTDM ROSTOV-ON-DON

Mihnev Victor Ivanovich
MBOU DOD DTDM

Abstract
The article discusses the strategy of cooperation administration department with parents on the example of the art department MBOU DOD DTDM Rostov-on-Don. Noted that family involvement in the creation of educational space art department creates the preconditions for successful formation of a favorable psychological atmosphere and value-semantic environment conducive to the establishment of civil identification and spiritual consolidation of pupils means artistic and aesthetic education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Михнев В.И. Система взаимодействия родителей и педагогических работников художественного отдела МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5275 (дата обращения: 16.09.2020).

Воспитание ребенка – это многогранный процесс, в котором большую роль играет сотрудничество родителей и образовательного учреждения. Одним из важных направлений социально-педагогической деятельности художественного отдела ДТДМ города Ростова-на-Дону является взаимодействие с семьей.

Стратегия сотрудничества администрации отдела с родителями не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно.

Среди таких проблем: совместная забота о здоровье детей; развитие познавательного отношения к миру, познавательных интересов; установление взаимопонимания между поколениями; формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности; содействие в достижении ребенком благоприятного статуса в творческом коллективе; развитие способностей и выявление одаренности ребенка; определение сути (индивидуальный подход к каждому ребенку) в целостном педагогическом процессе; предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми (педагогами, родителями и др.); совместная деятельность по созданию в отделе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата.

В процессе многолетнего сотрудничества педагогов художественного отдела и родителей сложилась система работы, в основу которой положено: изучение образовательных запросов родителей; изучение контингента родителей; анализ эффективных форм совместной деятельности.

Педагогическая система взаимодействия художественного отдела и семьи имеет многоцелевой характер: побуждает педагогический коллектив художественного отдела к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процесса; стимулирует у педагогов заботу об авторитете ДТДМ среди других учреждений дополнительного образования детей и молодёжи города Ростова-на-Дону; формирует критическое мышление педагогического коллектива по отношению к образовательным программам, к учебно-воспитательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совершенствованию.

Системный подход в деле взаимодействия педагогов и родителей помогает профессионально решать многие вопросы, связанные с актуализацией позиции семьи по отношению к образовательному процессу: создать у родителей положительную мотивацию в содействии жизнедеятельности художественного отдела; заинтересовать родителей делами детей (перевести их нейтральное отношение в активный интерес к образовательному процессу).

В основу работы с родителями воспитанников художественного отдела положен принцип равноценного участия родителей и педагогов в воспитательном процессе. Он означает, что семья признается равноправным партнером педагогов отдела в деле развития ребенка. Реализация данного принципа осуществляется по трём основным направлениям взаимодействия педагогов с родителями:
1. участие родителей в образовательной деятельности;
2. участие родителей в досуговой деятельности детских и подростковых коллективов и творческих объединений;
3. повышение педагогической компетентности родителей.

Для воспитанников, занимающихся в художественном отделе ДТДМ,

администрацией отдела организован режим благоприятствия:

  1. созданы необходимые условия для эффективного проведения учебных занятий;
  2. широко используются творческие возможности обучающихся в подготовке внеурочных и обще дворцовых досуговых мероприятий;
  3. активно демонстрируются личные достижения воспитанников: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.

Первое впечатление о художественном отделе создаётся у родителей во время набора детей в творческие объединения. Для родителей очень важно, чтобы их ребёнок был услышан с первого дня его пребывания в ДТДМ. Волнение родителей проходит тогда, когда они осознают, что их ребёнку предоставляется свободный выбор вида и сферы деятельности. В начале учебного года в отделе проводится общее родительское собрание. На собрании заведующая отделом знакомит родителей и их детей с педагогами, творческими объединениями, общими организационными вопросами, особенностями организации образовательного процесса. Просвещение родителей по вопросу организации учебного – воспитательного процесса строится по следующим направлениям:

- знакомство с концепцией развития художественного отдела;

- знакомство с общей научно-методической исследовательской темой, над которой работает педагогический коллектив отдела;

- знакомство с основными проектами (международные, всероссийские, областные, городские, районные, обще дворцовые) в которых участвует отдел.

Организация образовательного процесса художественного отдела отвечает главным принципам организации дополнительного образования детей ДТДМ, которая соответствует приоритетным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. В течение учебного года педагоги дополнительного образования проводят групповые родительские собрания, на которых:

- совместно решают организационные вопросы;

- знакомят родителей с содержанием изучаемых курсов (целями и задачами, уровнями усвоения образовательных программ);

- знакомят родителей с методами (способами) проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка (с учетом его индивидуальных интересов и склонностей);

- проводят социально-педагогический анализ вновь принятого контингента обучающихся.

Целью такого анализа является выявление социальных групп обучающихся, коррекция методов воспитания и обучения с учетом полученной информации.

В 2012-13 учебном году произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования воспитанников художественного отдела. Педагогические работники отдела, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал, переработали программное обеспечение учебно-воспитательного процесса с учётом последних примерных требований, предъявляемых к разработке дополнительных образовательных программ. Кроме того, новые редакции образовательных программ разработаны с учётом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в сфере образования, в области прав и охраны здоровья ребёнка. Они учитывают возрастные психологические особенности развития детей и включают в себя региональный компонент (программа народного ансамбля песни и пляски «Дон», народного вокального ансамбля «Родничок», творческого объединения «Феникс», сольного и ансамблевого академического пения «Поющие сердца» и др.).

Соответственно меняются и формы педагогического взаимодействия с семьей. Они самые разнообразные, одни из них педагоги используют давно, а многие формы являются инновационными и учитывают современные требования к процессу воспитания и обучения. Работа художественного отдела с семьей выстраивается через непосредственное взаимодействие с родителями посредством организации совместной досуговой деятельности. Например, на учебных занятиях и внеурочных мероприятиях обучающиеся и их родители узнают страницы истории Донского края, знакомятся с семейным укладом и бытом, символами и обрядами, традициями и обычаями, песенной культурой и костюмом донских и кубанских казаков.

Одним из видов деятельности, который помогает сделать взаимодействие с семьей более плодотворным, является создание и внедрение целевых социально-педагогических проектов. Вот, некоторые из них:

  • «Славься, великий Дон!»;
  • Фестиваль искусств «Созвездие таланов»;
  • «Звонкие вечёрки».

Проектная деятельность позволяет сформировать коллектив единомышленников, который объединён общим творческим практико-деятельностным процессом. Его участники – педагоги, воспитанники и их родители оказывают посильную помощь:

  • в разработке сценариев, постановке театрализованных представлений («Рождественские встречи», «Детские хороводные игры», «Сластёна масленица» и др.);
  • в пошиве костюмов, в подготовке реквизита;
  • участвуют в работе круглых столов («Легендарный Дон», «Знаете, каким он парнем был!»);
  • помогают вести фотолетопись художественно-эстетической и образовательной деятельности отдела.

Все вместе они выезжают на:

  • городские театрализованные, концертные мероприятия (День города, День самоуправления, День Победы и др.);
  • международные творческие соревнования (г. Архангльск, г. Лоо, г. Анапа, Адыгея);
  • фольклорные праздники и экскурсии (г. Азов, г. Новочеркасск, ст. Пухляковская, ст. Старочеркасская и др.).

Перед выездными концертными выступлениями проводятся информативные родительские собрания, целевой инструктаж безопасности о правилах поведения в городе и на дорогах. С целью само рефлексии результаты выступлений анализируются и обсуждаются с юными артистами, их родителями и педагогами. Осуществляя обратную связь через «треугольник сотрудничества: педагог, обучающийся, родитель», взаимодействуя друг с другом, педагоги не только делают важные выводы и умозаключения, но и соответственно им корректируют свою педагогическую деятельность, стремясь тем самым улучшить психологический климат и создать творческую атмосферу в детском коллективе.

Под руководством опытных педагогов силами детских творческих коллективов ежегодно организуются отчётные концерты и творческие вечера для родителей (цирковая студия «Поиск», творческое объединение «Радуга», ансамбль спортивного бального танца и др.).

Отдельной строкой необходимо отметить новогодний театрализованный праздник для детей, который давно уже стал семейным праздником. В его подготовке заняты все: педагоги с воспитанниками готовят концертные номера, которые войдут в праздничный новогодний спектакль, родители помогают шить костюмы, участвуют в постановочном и репетиционном процессах. В итоге все вместе разделяют радость общего успеха во время и после новогодних представлений.

В 2013-2014 учебном году художественный отдел не только продолжит реализацию целевых социальных проектов: «Славься, великий Дон!», Фестиваль искусств «Созвездие таланов», «Звонкие вечорки», но и откроет новый «Вёшенская весна». Проект «Вёшенская весна» планируется реализовать в три этапа, на каждом из которых предполагается совместная деятельность педагогов, воспитанников и их родителей. Это организация экскурсий по шолоховским местам, выставки творческих работ обучающихся, постановка театрализованного представления, семейный просмотр художественных фильмов по произведениям М. Шолохова и др.

Важной составляющей частью в организации взаимодействия между родителями и художественным отделом является психолого-диагностическая работа. Она выстраивается совместно с психологической службой ДТДМ самыми различными формами и методами (анкетирование, тестирование, беседа), что обеспечивает выявление волнующих проблем, темы которых могут быть обсуждены с родителями. Администрация отдела совместно с психологической службой ДТДМ организует и проводит для родителей проблемные тематические консультации, например по следующим вопросам:

- источники развития интересов ребенка;

- воспитание познавательного интереса к различным сферам культуры;

- проявление и развитие способностей, виды одаренности детей разного возраста;

- неравномерность развития в той или иной сфере личности;

- участие родителей в личностно-творческом развитии ребенка.

Вовлечение семьи в процесс создания воспитательного пространства художественного отдела создаёт предпосылки для успешного формирования благоприятной психологической атмосферы и ценностно-смысловой среды, способствующей становлению гражданской идентификации и духовной консолидации воспитанников средствами художественно-эстетического воспитания. Занимаясь общим делом, чувствуя поддержку и заботу, внимание и интерес со стороны педагогов, родителей, бабушек и дедушек, детские души полностью раскрываются, устанавливаются прочные связи между поколениями. Коллективная учебная и досуговая деятельность содействует достижению ребенком благоприятного статуса в творческом коллективе, развивает его познавательные интересы и способности, формирует интересы и ценностные ориентации в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности. Дети начинают идентифицировать себя на уровне семьи, учебной группы, творческого коллектива. Выезжая на соревнования, фестивали, фольклорные праздники самого различного статуса, делясь своим творчеством и мастерством, они не только обогащают свой личный опыт, но и учатся позиционировать себя на уровне города, края, страны.


Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования//Российский психологический журнал. 2010. №3. Т.7. С.9-17
  2. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  3. Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно -художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека».//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795
  4. Летучева С.К. Ценностно-смысловая среда художественного отдела как фактор формирования творческой направленности.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1794
  5. Погонцева Д.В. Мать как образ женской красоты у женщин // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 1 (1). С. 4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «svekolet13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация