Воспитание ребенка – это многогранный процесс, в котором большую роль играет сотрудничество родителей и образовательного учреждения. Одним из важных направлений социально-педагогической деятельности художественного отдела ДТДМ города Ростова-на-Дону является взаимодействие с семьей.
Стратегия сотрудничества администрации отдела с родителями не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно.
Среди таких проблем: совместная забота о здоровье детей; развитие познавательного отношения к миру, познавательных интересов; установление взаимопонимания между поколениями; формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности; содействие в достижении ребенком благоприятного статуса в творческом коллективе; развитие способностей и выявление одаренности ребенка; определение сути (индивидуальный подход к каждому ребенку) в целостном педагогическом процессе; предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми (педагогами, родителями и др.); совместная деятельность по созданию в отделе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата.
В процессе многолетнего сотрудничества педагогов художественного отдела и родителей сложилась система работы, в основу которой положено: изучение образовательных запросов родителей; изучение контингента родителей; анализ эффективных форм совместной деятельности.
Педагогическая система взаимодействия художественного отдела и семьи имеет многоцелевой характер: побуждает педагогический коллектив художественного отдела к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процесса; стимулирует у педагогов заботу об авторитете ДТДМ среди других учреждений дополнительного образования детей и молодёжи города Ростова-на-Дону; формирует критическое мышление педагогического коллектива по отношению к образовательным программам, к учебно-воспитательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совершенствованию.
Системный подход в деле взаимодействия педагогов и родителей помогает профессионально решать многие вопросы, связанные с актуализацией позиции семьи по отношению к образовательному процессу: создать у родителей положительную мотивацию в содействии жизнедеятельности художественного отдела; заинтересовать родителей делами детей (перевести их нейтральное отношение в активный интерес к образовательному процессу).
В основу работы с родителями воспитанников художественного отдела положен принцип равноценного участия родителей и педагогов в воспитательном процессе. Он означает, что семья признается равноправным партнером педагогов отдела в деле развития ребенка. Реализация данного принципа осуществляется по трём основным направлениям взаимодействия педагогов с родителями:
1. участие родителей в образовательной деятельности;
2. участие родителей в досуговой деятельности детских и подростковых коллективов и творческих объединений;
3. повышение педагогической компетентности родителей.
Для воспитанников, занимающихся в художественном отделе ДТДМ,
администрацией отдела организован режим благоприятствия:
- созданы необходимые условия для эффективного проведения учебных занятий;
- широко используются творческие возможности обучающихся в подготовке внеурочных и обще дворцовых досуговых мероприятий;
- активно демонстрируются личные достижения воспитанников: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.
Первое впечатление о художественном отделе создаётся у родителей во время набора детей в творческие объединения. Для родителей очень важно, чтобы их ребёнок был услышан с первого дня его пребывания в ДТДМ. Волнение родителей проходит тогда, когда они осознают, что их ребёнку предоставляется свободный выбор вида и сферы деятельности. В начале учебного года в отделе проводится общее родительское собрание. На собрании заведующая отделом знакомит родителей и их детей с педагогами, творческими объединениями, общими организационными вопросами, особенностями организации образовательного процесса. Просвещение родителей по вопросу организации учебного – воспитательного процесса строится по следующим направлениям:
- знакомство с концепцией развития художественного отдела;
- знакомство с общей научно-методической исследовательской темой, над которой работает педагогический коллектив отдела;
- знакомство с основными проектами (международные, всероссийские, областные, городские, районные, обще дворцовые) в которых участвует отдел.
Организация образовательного процесса художественного отдела отвечает главным принципам организации дополнительного образования детей ДТДМ, которая соответствует приоритетным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. В течение учебного года педагоги дополнительного образования проводят групповые родительские собрания, на которых:
- совместно решают организационные вопросы;
- знакомят родителей с содержанием изучаемых курсов (целями и задачами, уровнями усвоения образовательных программ);
- знакомят родителей с методами (способами) проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка (с учетом его индивидуальных интересов и склонностей);
- проводят социально-педагогический анализ вновь принятого контингента обучающихся.
Целью такого анализа является выявление социальных групп обучающихся, коррекция методов воспитания и обучения с учетом полученной информации.
В 2012-13 учебном году произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования воспитанников художественного отдела. Педагогические работники отдела, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал, переработали программное обеспечение учебно-воспитательного процесса с учётом последних примерных требований, предъявляемых к разработке дополнительных образовательных программ. Кроме того, новые редакции образовательных программ разработаны с учётом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в сфере образования, в области прав и охраны здоровья ребёнка. Они учитывают возрастные психологические особенности развития детей и включают в себя региональный компонент (программа народного ансамбля песни и пляски «Дон», народного вокального ансамбля «Родничок», творческого объединения «Феникс», сольного и ансамблевого академического пения «Поющие сердца» и др.).
Соответственно меняются и формы педагогического взаимодействия с семьей. Они самые разнообразные, одни из них педагоги используют давно, а многие формы являются инновационными и учитывают современные требования к процессу воспитания и обучения. Работа художественного отдела с семьей выстраивается через непосредственное взаимодействие с родителями посредством организации совместной досуговой деятельности. Например, на учебных занятиях и внеурочных мероприятиях обучающиеся и их родители узнают страницы истории Донского края, знакомятся с семейным укладом и бытом, символами и обрядами, традициями и обычаями, песенной культурой и костюмом донских и кубанских казаков.
Одним из видов деятельности, который помогает сделать взаимодействие с семьей более плодотворным, является создание и внедрение целевых социально-педагогических проектов. Вот, некоторые из них:
- «Славься, великий Дон!»;
- Фестиваль искусств «Созвездие таланов»;
- «Звонкие вечёрки».
Проектная деятельность позволяет сформировать коллектив единомышленников, который объединён общим творческим практико-деятельностным процессом. Его участники – педагоги, воспитанники и их родители оказывают посильную помощь:
- в разработке сценариев, постановке театрализованных представлений («Рождественские встречи», «Детские хороводные игры», «Сластёна масленица» и др.);
- в пошиве костюмов, в подготовке реквизита;
- участвуют в работе круглых столов («Легендарный Дон», «Знаете, каким он парнем был!»);
- помогают вести фотолетопись художественно-эстетической и образовательной деятельности отдела.
Все вместе они выезжают на:
- городские театрализованные, концертные мероприятия (День города, День самоуправления, День Победы и др.);
- международные творческие соревнования (г. Архангльск, г. Лоо, г. Анапа, Адыгея);
- фольклорные праздники и экскурсии (г. Азов, г. Новочеркасск, ст. Пухляковская, ст. Старочеркасская и др.).
Перед выездными концертными выступлениями проводятся информативные родительские собрания, целевой инструктаж безопасности о правилах поведения в городе и на дорогах. С целью само рефлексии результаты выступлений анализируются и обсуждаются с юными артистами, их родителями и педагогами. Осуществляя обратную связь через «треугольник сотрудничества: педагог, обучающийся, родитель», взаимодействуя друг с другом, педагоги не только делают важные выводы и умозаключения, но и соответственно им корректируют свою педагогическую деятельность, стремясь тем самым улучшить психологический климат и создать творческую атмосферу в детском коллективе.
Под руководством опытных педагогов силами детских творческих коллективов ежегодно организуются отчётные концерты и творческие вечера для родителей (цирковая студия «Поиск», творческое объединение «Радуга», ансамбль спортивного бального танца и др.).
Отдельной строкой необходимо отметить новогодний театрализованный праздник для детей, который давно уже стал семейным праздником. В его подготовке заняты все: педагоги с воспитанниками готовят концертные номера, которые войдут в праздничный новогодний спектакль, родители помогают шить костюмы, участвуют в постановочном и репетиционном процессах. В итоге все вместе разделяют радость общего успеха во время и после новогодних представлений.
В 2013-2014 учебном году художественный отдел не только продолжит реализацию целевых социальных проектов: «Славься, великий Дон!», Фестиваль искусств «Созвездие таланов», «Звонкие вечорки», но и откроет новый «Вёшенская весна». Проект «Вёшенская весна» планируется реализовать в три этапа, на каждом из которых предполагается совместная деятельность педагогов, воспитанников и их родителей. Это организация экскурсий по шолоховским местам, выставки творческих работ обучающихся, постановка театрализованного представления, семейный просмотр художественных фильмов по произведениям М. Шолохова и др.
Важной составляющей частью в организации взаимодействия между родителями и художественным отделом является психолого-диагностическая работа. Она выстраивается совместно с психологической службой ДТДМ самыми различными формами и методами (анкетирование, тестирование, беседа), что обеспечивает выявление волнующих проблем, темы которых могут быть обсуждены с родителями. Администрация отдела совместно с психологической службой ДТДМ организует и проводит для родителей проблемные тематические консультации, например по следующим вопросам:
- источники развития интересов ребенка;
- воспитание познавательного интереса к различным сферам культуры;
- проявление и развитие способностей, виды одаренности детей разного возраста;
- неравномерность развития в той или иной сфере личности;
- участие родителей в личностно-творческом развитии ребенка.
Вовлечение семьи в процесс создания воспитательного пространства художественного отдела создаёт предпосылки для успешного формирования благоприятной психологической атмосферы и ценностно-смысловой среды, способствующей становлению гражданской идентификации и духовной консолидации воспитанников средствами художественно-эстетического воспитания. Занимаясь общим делом, чувствуя поддержку и заботу, внимание и интерес со стороны педагогов, родителей, бабушек и дедушек, детские души полностью раскрываются, устанавливаются прочные связи между поколениями. Коллективная учебная и досуговая деятельность содействует достижению ребенком благоприятного статуса в творческом коллективе, развивает его познавательные интересы и способности, формирует интересы и ценностные ориентации в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности. Дети начинают идентифицировать себя на уровне семьи, учебной группы, творческого коллектива. Выезжая на соревнования, фестивали, фольклорные праздники самого различного статуса, делясь своим творчеством и мастерством, они не только обогащают свой личный опыт, но и учатся позиционировать себя на уровне города, края, страны.
Библиографический список
- Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования//Российский психологический журнал. 2010. №3. Т.7. С.9-17
- Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
- Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно -художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека».//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795
- Летучева С.К. Ценностно-смысловая среда художественного отдела как фактор формирования творческой направленности.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1794
- Погонцева Д.В. Мать как образ женской красоты у женщин // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 1 (1). С. 4.
Количество просмотров публикации: Please wait