УДК 37.013.42

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ ОТРЯД КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Шмелева Софья Михайловна
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (Муромский институт)

Аннотация
В статье рассматриваются влияние волонтерства на воспитание школьников, приводятся результаты социологического исследования.

Ключевые слова: волонтеры, межличностное взаимодействие, социальное воспитание, социальные технологии.


VOLUNTARY SCHOOL SQUAD AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF IMPLEMENTATION TECHNOLOGIES OF SOCIAL EDUCATION OF YOUTH

Shmeleva Sofya Mihaylovna
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs (Murom Institute)

Abstract
The article examines the impact of volunteering on the education of schoolchildren, the results of sociological research.

Рубрика: Педагогика, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Шмелева С.М. Добровольческий школьный отряд как организационная форма реализации технологий социального воспитания молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5265 (дата обращения: 28.05.2017).

Вовлечение школьников в волонтерскую деятельность оказывает большое влияние не только на их личностное развитие, но и на  развитие лидерских способностей. В соответствии с исследованием Роджерса Гарольда [2] по крайней мере дюжина специфических умений может быть развита через участие в общественной и поисковой деятельности. Эти способности обладают ценностью не только в настоящем опыте волонтерского движения, но и позднее в собственном профессиональном росте [1]. К таким способностям можно отности: лидерские, способности межперсонального взаимодействия, способности планирования программ, способности принятия решений, разрешения проблем и конфликтных ситуаций, способности к критическому мышлению, способности постановки целей, привлечение к сотрудничеству, способности к общественной деятельности. Вовлечение в волонтерское движение влияет и на внутренний мир ученика.  Волонтерство учит важности и ценности служения людям, гражданской ответственности и этике. Оно дает возможность практиковать личностную гражданскую ответственность через сотрудничество с другими и развивать такие ценности как честность, гражданское самосознание, ценность культурного разнообразия.

Последние годы в современном мире человеческие отношения постепенно отодвигаются на второй план, уступая место рыночной экономике. Но всегда существуют незащищенные слои населения, такие как старики, инвалиды, одинокие матери и просто люди ненашедшие свое место в обществе. Особенно сложно без поддержки живут дети оказавшиеся в разных тяжелых жизненных ситуациях. С каждым годом увеличивается количество подростков с асоциальным поведением, которые уклоняются от учебы,  распространяют и употребляют спиртные напитки и наркотические средства. Наличие беспризорных детей сдержи­вает социальное и интеллектуальное развитие общества. Эти люди не ста­нут созидателями, они изначально не могут иметь такую цель, так как привыкли довольствоваться малым. Все это ост­ро ставит вопрос о разработке системы мер по преодолению и профилактике подобных явлений. Помочь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обрести альтернативу жизни на улице, поддержать и упрочить их положение усилиями только социально–реабилитационных центров для несо­вершеннолетних по месту жительства в полном объеме чрезвычайно трудно. Поэтому необходимо активизировать волонтерское движение с целью оказания помощи  каждому нуждающемуся человеку.

Основой движения волонтеров является его интеграция в сферу социальной работы. Сегодня как никогда важна подготовка лидеров добровольческого движения, особенно из числа будущих социальных работников. Развитие волонтерского движения – это пространство пересечения социальной работы и культурно-воспитательного взаимодействия людей. Включение школьников в это пространство можно  рассматривать не только как их профессиональную социализацию и личностную подготовку, но и как одно из условий обеспечения социально-педагогической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

С этой целью на базе Вачской средней школы в Вачском районе осенью 2012 г. был создан школьный отряд «Новое поколение», который имеет выраженную социально-педагогическую направленность, поскольку предполагает добровольное участие школьников в жизни детей из неблагополучных семей в  Вачском районе. Отряд является самостоятельным общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления школьников в интересах достижения социально-педагогических целей. Подобная форма объединения школьников создает необходимые условия для формирования не только гражданской позиции учеников, но и лидерского звена в структуре учреждения, способствует профессиональному росту будущих социальных работников и поддержке их деловой активности и творческой самореализации. На данный момент отряд объединяет 22 школьника 2-х – 11-х класса. В основу организации жизнедеятельности «Новое поколение» включены следующие направления: духовно-нравственная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации за счет их включения в социально-значимые виды деятельности; оказание шефской помощи особо нуждающимся детям и подросткам; включение в круг общения ребенка из неблагополучной семьи  подростков, имеющих устойчивые морально-нравственные принципы и др. Особенностью работы студенческого отряда «Новое поколение» является организация  «Дворовых площадок».

Школьниками разработаны проекты и программы  позволяющее разрешать социальные задачи в соответствии с направлениями деятельности. Помимо проектов школьный  отряд «Новое поколение»  проводит традиционные акции: «1 декабря в день борьбы со СПИДом»; акция «Детского телефона доверия». Для того, чтобы поддержать добровольческую инициативу школьников в отряде сложилась особая система жизнедеятельности, основу которой составляют интерактивные формы ее организации. Они рассматриваются нами как значительные «воспитательные дозы». Их воспитательная эффективность, влияние на развитие взаимосвязей в школьном объединении высока, поскольку предложенные формы имеют комплексный характер, охватывая различные направления добровольческой деятельности, и формируя отношения диалога между учениками.

Анализ жизнедеятельности «Новое поколение» позволяет выявить несколько особенностей проявления интегративных процессов, оказывающих влияние на организацию процесса социального воспитания школьников:

- активизируется чувство «МЫ», которое является проявлением своеобразного менталитета, сложившегося в отряде; происходит обострение процессов групповой идентификации и референтности на уровне межличностного общения;

- наблюдается заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия между школьниками и их высокая мотивация не только к оказанию безвозмездной помощи нуждающимся, но и к участию в коллективных формах жизнедеятельности общественного объединения.


Библиографический список
  1. Лоуренс А. Первин, Оливер П. Джон. Психология Личности. Теория и исследования. — М.: 607 с., 2001
  2. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. [Электронный ресурс] URL: http://www.ligis.ru/librari_2/049/36.html (дата обращения: 3.12.2013)


Все статьи автора «Elizaveta»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: