Вовлечение школьников в волонтерскую деятельность оказывает большое влияние не только на их личностное развитие, но и на развитие лидерских способностей. В соответствии с исследованием Роджерса Гарольда [2] по крайней мере дюжина специфических умений может быть развита через участие в общественной и поисковой деятельности. Эти способности обладают ценностью не только в настоящем опыте волонтерского движения, но и позднее в собственном профессиональном росте [1]. К таким способностям можно отности: лидерские, способности межперсонального взаимодействия, способности планирования программ, способности принятия решений, разрешения проблем и конфликтных ситуаций, способности к критическому мышлению, способности постановки целей, привлечение к сотрудничеству, способности к общественной деятельности. Вовлечение в волонтерское движение влияет и на внутренний мир ученика. Волонтерство учит важности и ценности служения людям, гражданской ответственности и этике. Оно дает возможность практиковать личностную гражданскую ответственность через сотрудничество с другими и развивать такие ценности как честность, гражданское самосознание, ценность культурного разнообразия.
Последние годы в современном мире человеческие отношения постепенно отодвигаются на второй план, уступая место рыночной экономике. Но всегда существуют незащищенные слои населения, такие как старики, инвалиды, одинокие матери и просто люди ненашедшие свое место в обществе. Особенно сложно без поддержки живут дети оказавшиеся в разных тяжелых жизненных ситуациях. С каждым годом увеличивается количество подростков с асоциальным поведением, которые уклоняются от учебы, распространяют и употребляют спиртные напитки и наркотические средства. Наличие беспризорных детей сдерживает социальное и интеллектуальное развитие общества. Эти люди не станут созидателями, они изначально не могут иметь такую цель, так как привыкли довольствоваться малым. Все это остро ставит вопрос о разработке системы мер по преодолению и профилактике подобных явлений. Помочь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обрести альтернативу жизни на улице, поддержать и упрочить их положение усилиями только социально–реабилитационных центров для несовершеннолетних по месту жительства в полном объеме чрезвычайно трудно. Поэтому необходимо активизировать волонтерское движение с целью оказания помощи каждому нуждающемуся человеку.
Основой движения волонтеров является его интеграция в сферу социальной работы. Сегодня как никогда важна подготовка лидеров добровольческого движения, особенно из числа будущих социальных работников. Развитие волонтерского движения – это пространство пересечения социальной работы и культурно-воспитательного взаимодействия людей. Включение школьников в это пространство можно рассматривать не только как их профессиональную социализацию и личностную подготовку, но и как одно из условий обеспечения социально-педагогической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
С этой целью на базе Вачской средней школы в Вачском районе осенью 2012 г. был создан школьный отряд «Новое поколение», который имеет выраженную социально-педагогическую направленность, поскольку предполагает добровольное участие школьников в жизни детей из неблагополучных семей в Вачском районе. Отряд является самостоятельным общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления школьников в интересах достижения социально-педагогических целей. Подобная форма объединения школьников создает необходимые условия для формирования не только гражданской позиции учеников, но и лидерского звена в структуре учреждения, способствует профессиональному росту будущих социальных работников и поддержке их деловой активности и творческой самореализации. На данный момент отряд объединяет 22 школьника 2-х – 11-х класса. В основу организации жизнедеятельности «Новое поколение» включены следующие направления: духовно-нравственная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации за счет их включения в социально-значимые виды деятельности; оказание шефской помощи особо нуждающимся детям и подросткам; включение в круг общения ребенка из неблагополучной семьи подростков, имеющих устойчивые морально-нравственные принципы и др. Особенностью работы студенческого отряда «Новое поколение» является организация «Дворовых площадок».
Школьниками разработаны проекты и программы позволяющее разрешать социальные задачи в соответствии с направлениями деятельности. Помимо проектов школьный отряд «Новое поколение» проводит традиционные акции: «1 декабря в день борьбы со СПИДом»; акция «Детского телефона доверия». Для того, чтобы поддержать добровольческую инициативу школьников в отряде сложилась особая система жизнедеятельности, основу которой составляют интерактивные формы ее организации. Они рассматриваются нами как значительные «воспитательные дозы». Их воспитательная эффективность, влияние на развитие взаимосвязей в школьном объединении высока, поскольку предложенные формы имеют комплексный характер, охватывая различные направления добровольческой деятельности, и формируя отношения диалога между учениками.
Анализ жизнедеятельности «Новое поколение» позволяет выявить несколько особенностей проявления интегративных процессов, оказывающих влияние на организацию процесса социального воспитания школьников:
- активизируется чувство «МЫ», которое является проявлением своеобразного менталитета, сложившегося в отряде; происходит обострение процессов групповой идентификации и референтности на уровне межличностного общения;
- наблюдается заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия между школьниками и их высокая мотивация не только к оказанию безвозмездной помощи нуждающимся, но и к участию в коллективных формах жизнедеятельности общественного объединения.
Библиографический список
- Лоуренс А. Первин, Оливер П. Джон. Психология Личности. Теория и исследования. — М.: 607 с., 2001
- Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. [Электронный ресурс] URL: http://www.ligis.ru/librari_2/049/36.html (дата обращения: 3.12.2013)