УДК 37:001.12

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Старкова Дарья Владимировна
Томский Государственный педагогический университет
аспирант

Аннотация
В статье в рамках историко - педагогического анализа предлагается описание взаимодействия детей в разновозрастном коллективе, выявляются: особенности, специфика, содержание и результаты данного процесса.

Ключевые слова: взаимодействие детей, разновозрастный коллектив


HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE INTERACTION OF CHILDREN IN MULTI-AGE TEAM

Starkova Daria Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University
graduate student

Abstract
In an article in the framework of the historical - pedagogical analysis with a description of interaction of children in multi-age team, revealed: features, specific, content and results of the process.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Старкова Д.В. Историко-педагогический анализ взаимодействия детей в разновозрастном коллективе // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5187 (дата обращения: 26.05.2017).

В работах ученых России и зарубежья наблюдается повышенный интерес к проблеме разновозрастного коллектива, в котором педагогическое взаимодействие выступает интегрирующим фактором всех внутришкольных отношений, является основополагающим в системе взаимосвязей учебного заведения. Несмотря на это, по версии Байбородовой Л. В. «формирование положительного опыта взаимодействия педагогов и детей не решает в полной мере проблемы подготовки школьников к системе социальных отношений. Самым популярным в существующем обилии человеческих связей является взаимодействие человека с людьми разного возраста» [1]. Данное взаимодействие распространяется в семье, в школе, центрах дополнительного образования и в любых производственных коллективах. Впоследствии, автор подчеркивает, что в образовательных учреждениях взаимодействие учеников часто замыкается в рамках объединения ровесников, а взаимодействие учителей и учеников, хоть и является межвозрастным, происходит и исследуется с позиций взаимодействия учитель-ученик. Насколько удачно дети осваивают социальные роли, зависит вхождение их в социум в процессе непосредственного контакта с людьми разных возрастов. Труды именитых педагогов-исследователей Макаренко А. С., Сухомлинского В. А., Шацкого С. Т., Кон И. С., Конникова Т. Е., Новикова Л. И. подтверждают значимость регулярного общения детей разных возрастов. Воспитательное же влияние разновозрастных групп благоприятно влияет на формирование личности и индивидуальности. Взаимодействие в разновозрастных группах формирует опыт разносторонних отношений и непредвиденных практик, а также создает предпосылки для развития важнейших качеств, таких как нравственность, инициирует процесс освоения культурных ценностей.

А. С. Макаренко внес большую лепту в решение проблемы разновозрастного взаимодействия в детском коллективе. Теоретические и практические разработки автора, в положение сущности организационных связей, представляются ценными в современной педагогике. «Хороший воспитательный результат даёт разновозрастная организация, она создает наиболее узкое взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Разнообразные сведения получают младшие дети, они усваивают привычки, отражают поведение, приучаются уважать старших и равняться на их авторитет.  У старших ребят проявляется забота о младших и ответственность, воспитываются внимание к человеку, великодушие и требовательность, а также, качества будущего семьянина и пр. [4]».. Основное значение придается именно деловым связям индивидуумов коллектива, педагог-исследователь грамотно сочетает воздействие деловых отношений на личные и, в обратном направлении, Макаренко А. С. акцентирует внимание на тех условиях, при которых деловые отношения становятся эффективными. Частая замена и обогащение взаимозависимостей позволяют освободиться от длительной односторонности во взаимоотношениях и способствуют формированию и развитию гармоничности взаимодействия людей, активно развивали навык и привычку «подчиняться и уметь приказывать товарищу». А. С. Макаренко описывал, что суть воспитания в том, что более взрослое поколение передает накопленный опыт, свою страсть, убеждения младшему поколению. Весьма важным является его примечание о том, что создание первичных разновозрастных коллективов сообразно лишь в тех учреждениях, где создан верный дисциплинированный тон и есть качественно организованный педагогический коллектив.

В. А. Сухомлинский большую часть внимания уделял взаимодействию между воспитанниками старшего и младшего возраста, выявляя в них неплохую школу гражданской ответственности «человек- за-человека» [6].

Будучи новатором, педагог подчеркивал, что устройство отношений между учениками разного возраста обязано включать в себя основные посылы идейно-воспитательной работы в школе. Наиболее длительными и крепкими интеллектуальными взаимоотношениями, он считал те, что возникают как результат организации и проведения предметных кружков старшими учащимися, которыми обусловлена познавательно-исследовательская активность учеников. Совместная трудовая практика является наиболее эффективной стратегией построения межвозрастного взаимодействия, в условиях которой более старшие ученики транслируют своим младшим товарищам трудовые умения и навыки, а у младших наблюдаются значительный рост самостоятельности и активное расширение кругозора. Важность постоянной деятельности с детьми разных возрастов заключается в том, выделяет Божович Л. И. что оно зарождает у ребенка опыт многообразных отношений: младшему он должен уступить, защитить его, проявить заботу о нем; старшему он должен подчиниться, он может подражать его поступкам, учиться у него ответственности, организованности [2].

Данный опыт отношений влечет становление у детей характера и способствует их многостороннему развитию. Л. В. Байбородова видит характеристики разновозрастного взаимодействия учащихся, используя в качестве теоретического основания анализа системно-ролевую теорию создания личности, разработанную Н. М. Таланчуком. Согласно данной теории любой человек, входя в разные общности людей, объединения, социумы, проецирует на себя определенные общественные роли, которые объективно обусловлены системой ценностей данного социума.

Обосновывая системно-ролевую гипотезу произрастания личности, Н. М. Таланчук показывает, что при обычном развитии индивидуум, независимо от возраста достигает своей гармонии в разрезе меры освоения и качества выполнения им социальных ролей. Социальные роли проявляются и преобразовываются с происхождением развития общности, объединения людей. Моноролевой подход является ограниченным в процессе воспитания, когда общность выделяет освоение ребенком обособленной роли в социуме. Понятие «старшего» при взаимодействии имеет не только иллюстрирующее, но и ценностное, социально-статусное наполнение, определяет некое неравенство, асимметрию позволенного и обязанностей. Понятие «младший» указывает на зависимый, подчиняющийся статус. На характер взаимодействия в разновозрастной группе, существенным образом, влияет: расслоение по возрасту, стандарты, проецирование свойств и возможностей индивидов того или иного возраста.[3].

Ролевая деятельность ученика, как младшего или старшего в групповой задаче, постоянно меняется во времени и в пространстве, поэтому ротируются и механизмы, задействующие различное поведение личности. По исследованиям Байбородовой Л. В., становится понятно, что если ученик включен во взаимодействие как младший, то вероятнее всего действует механизм копирвания, при этом ребенок как бы сориентирован на «зону ближайшего развития». Механизм «социального взросления» действует тогда, когда ученик во взаимодействие вовлекается как старший. Важное место в структуре развития индивида занимает разновозрастное взаимодействие, так как только в нем реализуется несравнимо большое количество социальных ролей.

Ученик, при непосредственном общении со взрослыми, со старшими и младшими детьми, существуя то в позиции «старшего», то «младшего», впитывает объемный жизненный опыт. Такой багаж знаний и навыков во является производной от характера взаимодействия. При включении ребенка в межвозрастную коммуникацию детского объединения структурируется и упрощается его приобщение к объективированному опыту социума, так как взаимодействуя со взрослым, ребенок потребляет знания, умения, методы деятельности, ценности, основой которых является взрослый. Активное и разнонаправленное исполнение различных ролей в рамках детского объединения раскрывает возможности ребенка к самореализации, для поиска личной особенности, способствует существенному расширению ролевого репертуара ребенка, а тем самым помогает проявлять многогранное восприятие мира и позволяет мыслить критически. Появляется и увеличивается возможность быть единицей различных коллективов и сообществ, что при социально одобряемой направленности этих общностей положительно влияет на развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер индивидуальности, стимулирует становление и закрепление позитивных норм поведения. В общем, суть межвозрастной коммуникации – это объединение усилий в воспитании подрастающего поколения не только преподавателей, но и широких слоев полипрофессионального сообщества, отличающегося позитивной субкультурой, а это определяет эффективность действий по формированию социального опыта. В педагогической практике сейчас превалирует взаимодействие в моновозрастном коллективе. Изучение опыта массовой школы иллюстрирует, что такое взаимодействие в большинстве случаев наблюдается как функционально-ролевое в ходе учебной деятельности, кружковой, факультативной практики.

. С большей частотой, чем в школе и центрах дополнительного образования, в учреждениях для детей сирот мы видим организованное межвозрастное взаимодействие. Одним из главных обстоятельств, ввиду которого следует проявлять существенную осторожность, применяя воспитательный потенциал разновозрастного сообщества в процессе работы педагога является риск возникновения «негативного» тренда отношений между воспитанниками разного возраста, что может провоцировать проявление «силы», исходящей от более взрослых; страх и трепет у младших. Предупредить или прекратить такие отношения можно посредством чуткого воспитательного руководства и практики совместных дел и досуга старших и младших. Наиболее важным в этой связке следует считать понимание разновозрастного взаимодействия как течения одновременного взаимного влияния субъекта и в деятельности и в общении при условии, что эмоциональный контакт положителен, происходит реализация личностных потребностей детей разного возраста и объективных социальных потребностей [5].

При педагогически логично определенном выделении детей разных возрастов достигаются внушительные воспитательные итоги: аккумулируются лидерские навыки, напрямую связанные с совершенствованием гуманной требовательности и заботы о сверстниках, как к младшим, так и к старшим, исчезает замкнутость одновозрастного коллектива. Реализация принципа возрастного подхода при этом говорит о том, что наряду с учётом особенностей детей разного возраста, также важны перспективы развития ребёнка, т. е. учитывает особенности развития личности ребенка как цельного процесса.


Библиографический список
  1. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс … док. пед. наук. – Казань,1994.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  3. Куракин А.Т. Педагогические проблемы общения в воспитательном коллективе. – Тарту, 1974.
  4. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Изд. 2-е. Изд. АПН РС, 1957-58. – Т.5.
  5. Новикова Л.И. Коллектив и личность. – М.: «Знание», 1974.
  6. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: “Молодая гвардия”, 1975.


Все статьи автора «Старкова Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: