УДК 316.722

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДА: АНТИЧНОСТЬ

Лопаткин Герман Васильевич
Марийский государственный университет
Соискатель кафедры философии и политологии

Аннотация
В публикации содержится исследование особенностей экономической культуры античного Запада. Указывая на памятники письменности греко-римского мира, автор обращает внимание на единство их фундамента – материального производства, чья специфика и обусловила появление общества западного типа. Дополнительные основания авторской позиции придает соотнесение полученных результатов с работами ученых XX–XXI веков. Это позволяет автору достичь цели работы – показать те черты, что отделили Запад от Востока. Обращено внимание на роль мореплавания, экономические предпосылки рабства и причины генезиса той кредитно-финансовой сферы, что многие века спустя стала одним из важнейших инструментов экспансии западного мира.

Ключевые слова: античное производство, античность, древнегреческая экономика, древнеримская экономика, рабовладельческий строй, социология культуры, философия экономики, экономическая история, экономическая культура


ECONOMIC CULTURE OF THE WEST: ANCIENT

Lopatkin German Vasilevich
Mari El State University
Researcher of the Department of Philosophy and Political Science

Abstract
The publication contains a study of the peculiarities of economic culture of the ancient West. Pointing to the written records of the Greco-Roman world, the author draws attention to the unity of their foundation - material production, whose specificity and led to the emergence of Western-type society. Additional grounds for the author's position gives the correlation of the results with the work of scientists XX-XXI centuries. This allows the author to achieve the objectives of the work - to show the traits that separated the West from the East. Attention is paid to the role of navigation, economic background of slavery and the reasons for the genesis of the credit and financial sphere, many centuries later, became one of the most important instruments of expansion of the Western world.

Keywords: antique production, antiquity, culture, economic culture, economic history, economics, philosophy, sociology, the Roman economy, the slave system and the ancient Greek economy


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Лопаткин Г.В. Экономическая культура Запада: античность // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3702 (дата обращения: 29.03.2019).

В данной работе мы предпримем попытку показать особенное в экономической культуре народов Запада. Для достижения этой цели с высокой степенью достоверности нам следует помнить что «самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, – самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» [Ленин, 1970, с. 67].

 

Западный мир берет свое начало в древнегреческих городах-государствах. Там зародились западная демократия, философия и многие другие фундаментальные основания западного мира. Экономическая культура древних греков зародилась в ахейский период. Балканский полуостров тех лет являлся одним из немногих центров бронзолитейной металлургии [Блаватская, 1966, с. 3]. К XVIII веку до нашей эры ремесло обособляется от сельского хозяйства, формируются города; к середине второго тысячелетия специализированное ремесло начинает превалировать над домашним [Ibid, с. 84, 115]. Центрами ремесла становятся города-государства – Микены, Тиринф, Пилос и др. Развитие производства открывал пути к торговле. По всей видимости, первоначально внешнеторговые связи были сосредоточены в руках минойцев. К середине XV века до нашей эры минойское общество сливается с ахейским, образуя Микенскую цивилизацию. Соединение экспансионного потенциала ахейцев с минойскими технологиями мореходства позволило уже к XIII веку до нашей эры охватить экспансией все Средиземноморье и достичь севера черноморского побережья [Головнев, 2009, с. 172]. Во время раскопок на территории мессенского Пилоса были обнаружены многочисленные письменные свидетельства, позволяющие восстановить некоторые из особенностей хозяйственной жизни его жителей. Ремесленное производство в пилосском обществе контролировалось государством, распределяющим сырье для мастерских и обеспечивающим трудящихся необходимыми для жизни товарами [Полякова, 1978, с. 259]. Земля находилась в государственной собственности, практиковалось выделение земель для возделывания в аренду [Ibid, с. 267]. Системный кризис, начавшийся в конце XIII в. до н.э. привел к гибели Микенской цивилизации и наступлению длительного периода темных веков в истории Балканского полуострова. Как видно, ахейская Греция мало чем отличалась от обществ Востока. Единственным же значительным отличием её от обществ Китая, Индии или Египта можно считать ту важную роль, которую играло в их жизни мореплавание. Морская торговля, морская колонизация и сопутствующий им синкретизм оказали значительное влияние на греков еще на заре эллинистического мира, когда ахейцы сумели вобрать культуру критян. Захват ионийцами Милета также позволил обогатить греческий народ высокой эгейской культурой [Дюрант, 1997, с. 143]. К VII веку до нашей эры Милет становится одним из главных центров возрождения греческого мира. Житель Милета Фалес положил начало западной философии и науке. Он известен своим предположением о воде как первооснове всего. Вода, море может со всеми основаниями могут быть отнесены к основам эллинистического мира. Морская тематика занимает центральное место в древнейшем из известных памятников древнегреческой литературы – Илиаде. В Одиссее неоднократно упоминается международная морская торговля и её роль в обретении богатства. О важности морской торговли пишет и Платон [Платон, 1994, с. 132]. Аристотель помимо розничной и морской торговли выделяет третий вид – транзитную торговлю; кроме торговли и ростовщичества он обозначает еще четыре пути приумножения своего состояния – наемный труд, добыча природных ресурсов, война и монополизм [Аристотель, 1983, С. 396–397]. Интересен тот факт, что  Аристотель не упоминает ни ремесла, ни производства. Одним из важнейших экспортных продуктов Эллады были деньги [Agricola, 1912, p. 27; Кулишер, 1925, с. 148]. Возможность чеканки монет, подкрепленная обширными запасами золота и серебра, будучи соединенной с возможностями ведения международной торговли и мощью войск сформировали особую модель хозяйствования. Модель, где, за исключением военной и военно-транспортной сфер, практически отсутствует собственное крупное производство. Где обеспечение общества необходимыми для жизни товарами во многом зависит от импорта. Эта система – «система избыточных денег» стала фундаментом западной экономической культуры. Благодаря столь необычному основанию экономики, уже к IV веку до нашей эры эллинистическое общество обладало развитой системой кредитования, договорного права и доверительного управления капиталом [Кулишер, 1925, с. 229–232]. Имелась у греков и письменная система учета движения капиталов, вероятно, использовался метод двойного счета [Ibid, с. 225]. Производство денег играло важнейшую роль в развитии античного мира. Доходы от него положили начало афинскому флоту [Геродот, 1972, с. 350–351]. Захват рудников Фракии позволил Филиппу II подчинить себе Грецию, а его сын Александр расширил эти владения на Восток вплоть до Индии.

Римляне, впитавшие экономическую культуру греков, установили свою обширную власть тем же путем. Победа над финикийцами в битве за Новый Карфаген конца III века до нашей эры принесла Риму контроль над богатейшими иберийскими рудниками. Обретение собственного эмиссионного потенциала, совпавшее с истощением рудников Эллады, изменило расклад сил античного мира. Разрешение вопроса об основаниях экономического процветания и последующего упадка римлян чрезвычайно важно для нас. Такая важность обусловлена тем, что при ошибочном определении этих оснований становится невозможной и объективная интерпретация возведенного на них культурологического массива. Подобная ошибка может привести к тому, что место экономической культуры в исследовании займет некая субъективная идеализация одного из второстепенных элементов хозяйственной системы. Рассмотрим в качестве примера одну из классических работ, написанную М.И. Ростовцевым. В этом труде можно встретить упоминание о торговле, как основном способе достижения богатства; капиталы созданные торговлей затем направлялись в менее рискованные сферы ссудного кредитования и ипотеки [Ростовцев, 2000, т. 1, с. 149]. Там же автор упоминает о производстве как второстепенном факторе в хозяйственной системе римлян. Если взглянуть на особенности размещения производства, то мы увидим, что в самой Италии оно практически отсутствует [Ibid, с. 163].

М.И. Ростовцев отмечает два основных фактора экономического развития раннего Рима – торговлю и земледелие [Ibid, с. 74]. Далее он пишет уже об эксплуатации природных богатств, но при этом особое внимание уделяет вновь земледелию [Ibid, с. 198–199, 212–213]. Однако Италия, как и Греция, не могла обеспечить себя необходимым продовольствием и зависела от поставок из Азии [Ibid, с. 75]. Основными потребителями в империи был сам Рим и его армия [Ibid, с. 153]. Этот товаропоток был, в значительной мере, односторонним. Своему благосостоянию купцы нередко были обязаны поставкам снабжающим армию [Ibid, с. 76, 205, 210]. Полученные на рудниках и в ходе завоеваний драгоценные металлы направлялись на содержание армии и римских граждан, которые впоследствии формировали спрос. Горнорудное дело было наиболее высокотехнологичным производством для своего времени, возможно, единственным производством, где использовался комплекс примитивных машин [Витрувий, 1936, с. 303–307]. Оно требовало проведения сложных ирригационных мероприятий – строительства акведуков. Рудники были главной производственной единицей Рима и основным местом приложения рабского труда. Только на иберийских рудниках было задействовано сорок тысяч рабов, приносивших ежедневный доход в двадцать пять тысяч драхм [Полибий, с. 408]. Заметим, что для ремесленных и аграрных производств такая численность используемых рабов была немыслима. Рабовладение, как ведущая форма производственных отношений – прямое следствие такой системы. Использование рабского труда в сельском хозяйстве сомнительно с точки зрения экономической целесообразности. За рабами необходим надзор вооруженных людей, что делало использование рабского труда в аграрном секторе весьма затратным, когда поместья и плантации находились вдали от городов и иных мест расположения войск. Это подтверждается словами Аппиана Александрийского: «Или всю эту землю мы пустим в аренду? Но охраняющее ее войско поглотит весь доход: мы будем нуждаться в большом войске, как это естественно в окружении многих соседей, которые все варвары» [Аппиан, 1998, с. 139]. В первом веке нашей эры Плиний Младший писал, что сельское хозяйство едва обеспечивает достойную жизнь владельца имения, а иногда и приводит к его разорению [Плиний, 1982, с. 27, 58, 63, 99, 176, 194]. Немаловажную роль играла и низкая стоимость продуктов в совокупности с пресечением попыток спекуляций ими [Штаерман, 1996, с. 61]. Однако, на закате Римской империи происходит переход главенствующих ролей в обществе к землевладельцам [Корсунский, Гюнтер, 1984, с. 8–13]. Вместе с этим падали объемы выпуска ремесленной продукции и росли цены, вынуждая власти проводить политику фиксированных цен [Ibid, с. 14–16]. Причинами инфляции стало снижение количества драгоценных металлов, содержащихся в римских монетах. Оно возникло ввиду исхода денежной массы в страны Востока, так в Индии нередко находили клады с Римскими монетами. Механизм такого исхода денег из государства был описан Гельвецием [Гельвеций, 1974, с. 341]. К началу нашей эры римляне достигли предела экспансии, что прекратило приток драгоценных металлов добываемых путем прямого грабежа. Рудники уже не могли в полной мере обеспечивать потребности империи, как это было во времена Сципиона. Императоры для исполнения своих трат повышали налоги, прежде всего в захваченных провинциях. Изъятию подвергались накопления и доходы как элит, так и целых городов [Светоний, 1993, с. 91]. Такие меры позволяли лишь на время продлить жизнь государства. С утратой рудничных доходов и они потеряли свою значимость. Мы не можем согласиться с позицией М.И. Ростовцева согласно которой кризис римского общества был связан не с истощением рудников, а с некоей «общей смутой того времени» [Ростовцев, 2000, т. 2, с. 64]. Он не отрицает истощения обширных иберийских рудников в этом периоде, но ссылается на рудники Дакии, где по данным императорских записей были рудные запасы [Ibid, с. 322]. Однако богатые дакийские рудники были брошены в конце III века до нашей эры и потому не могли поддерживать экономическую систему римлян [Petkovic, 2009, p. 189]. Так, мы с достаточными основаниями можем утверждать, что производство денег является важнейшей особенностью экономической культуры античного Запада. Заметим, что сходный элемент играл важную роль и на Востоке, при становлении и распаде Халифата. Однако он не имел того количественного значения, чтобы стать качеством, как это происходило в античном Западе.

Вышеприведенные данные позволяют нам говорить о существовании глобального рынка и международного разделения труда уже в античную эпоху. Специализацией Запада того времени было горнорудное дело, особенностью которого являлась достаточная рентабельность использования рабского труда. Совокупность этих факторов и привела к формированию рабовладельческого общества. На Востоке ситуация была несколько иной, так Страбон писал, что «индийцы не сведущи в рудокопном деле и по части плавки металлов и даже не знают о своих богатствах» [Страбон, 1964, с. 651]. Хозяйственную систему античного Запада, обусловившую все особенности характерные черты греко-римской экономической культуры, следует относить к системам профицита капитала. Избыток капитала благотворно сказывается на развитии отношений обмена, торговли, кредита и ипотеки. Если же в такой системе возникает дефицит капитала, то, ввиду глубокой зависимости от внешней торговли, система приходит в упадок. Существенными отличиями античного Запада от многих восточных обществ были сравнительно небольшая численность населения и происходящая из неё незначительная роль зернового аграрного производства в экономике. Эти факторы обуславливали совершенно иной характер отношений земельной собственности и статус земледельческого слоя. Таковы основные черты экономической культуры античного Запада, позволившие выделиться этой цивилизационной общности из ряда традиционных обществ Востока. Эти особенности не остались в прошлом вместе с породившей их эпохой но возродились, питаемые энергией Ренессанса и в наше время остаются фундаментальными основания западного мира.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Ленин В.И. Собрание сочинений: в 55 т. М.: Издательство политической литературы, 1970. Т. 39.
  2. Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э. – М.: «Наука», 1966.
  3. Головнёв А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; «Волот», 2009.
  4. Полякова Г.Ф. Социально-политическая структура пилосского общества (по данным линейного письма В). М.: «Наука», 1978.
  5. Дюрант В. Жизнь Греции. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.
  6. Платон Собрание сочинений: В 4 т. М.: «Мысль», 1994. Т.3.
  7. Аристотель Собрание сочинений: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т.4.
  8. Agricola G. De re metallica. London: Salisbure house, 1912.
  9. Кулишер И.М. Очерки экономической истории Древней Греции.  Л: «Сеятель», 1925.
  10. Геродот История.  Л.: «Наука», 1972.
  11. Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи: в 2 т.  СПб.: «Наука», 2000. Т. 1, 2.
  12. Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. М.: Издательство Академии архитектуры, 1936.
  13. Полибий Всеобщая история: в 2 т. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. Т. 2.
  14. Аппиан Александрийский Римская история. М.: «Наука», 1998.
  15. Письма Плиния Младшего. М.: «Наука», 1982.
  16. Штаерман Е.М. История крестьянства в древнем Риме. М.: «Наука», 1996.  С. 61.
  17. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М.: МГУ, 1984.
  18. Гельвеций. Сочинения: в 2 т. М.: «Мысль», 1974. Т. 2.
  19. Светоний Жизнь двенадцати цезарей. М.: «Наука», 1993. С. 91.
  20. Petkovic S. The traces of roman metallurgy in Eastern Serbia // Journal of Mining and Metallurgy B: Metallurgy 2009. Vol.45.
  21. Страбон География. Л.: «Наука», 1964.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лопаткин Герман Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация