УДК 070.1:613.2.000.28

НАПИСАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ: СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНЫХ СМИ

Балаклицкий Максим Анатольевич
Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина
Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

Аннотация
Особость религиозных медиа определяется мотивацией в выборе темы публикации, типом коммуникации и спецификой инфоповода.

Ключевые слова: религиозные медиа, религиозные СМИ


WRITING OF JOURNALISTIC TEXTS: THE PECULIARITIES OF RELIGIOUS MEDIA

Balaklytskyi Maksym Anatoliyovich
Karazin Kharkiv National University
Ph.D. in Philology, Associate Professor of Journalism Department

Abstract
The specifics of religious media is defined by motivation in the choice of publication's topic, type of communication and distinctive newsbreak.

Рубрика: Журналистика, Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Балаклицкий М.А. Написание журналистских текстов: специфика религиозных СМИ // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3047 (дата обращения: 29.05.2017).

Коммуникация всегда направлена на поиск понимания (не обязательно согласия). Это созидание общности с адресатом сообщения, взаимодействие, отождествление с ним. Без этой частицы авторской сущности, участия в жизни адресата общение выродится в передачу информации «в пространство» или циничную манипуляцию.

Выбор темы определяется:

- целевой аудиторией. Нельзя писать «для всех». Не пытаясь сузить аудиторию своего текста, журналист рискует потерять всякую.

- профилем издания. Чем у́же профиль, тем глубже влияние на заинтересованных лиц. «Универсальное» издание обречено постоянно формировать аудиторию «из ниоткуда».

- задачей публикации. Чем конкретней цель, тем больше шансов ее достичь. Кроме того, есть возможность и измерить эффективность своего выступления. Творчество религиозного журналиста — не благоговение перед каждым написанным словом, а постоянный труд и внимание к критике.

РАЗНЫЕ ТИПЫ ИЗДАНИЙ

Большинство типов коммуникации (не только религиозной) относятся к следующим категориям:

1) апологетика — доказательство теоремы: вывод предопределен, осталось подгонять аргументы под готовый ответ.

2) пропаганда / реклама: черно-белый мир, стереотипы («мы — они»), упрощение, давление на инстинкты (принцип «5 С»: страх, секс, смех, сенсация, смерть), используя которые, человека вынуждают действовать в нужную заказчику сторону (купить индульгенцию / зубную пасту, вступить в партию / креститься).

3) информирование — по возможности полное и всестороннее отображение темы / события с расчетом на реакцию адресата: отвергнет / разберется и примет (не обязательно нужное журналисту) решение.

4) исследование — максимально беспристрастное изложение результатов измерений / эксперимента / наблюдений. Должны быть оговорены стартовые установки исследователя, определена рабочая терминология. Выводы осторожные и многовариантные, с расчетом на дальнейшую корректировку.

5) проповедь / свидетельство — изложение собственного взгляда на проблему, обращение ко всем каналам восприятия человека. Источники информации: авторитетный текст (Библия), собственный опыт коммуниканта, практические результаты (например, измененная жизнь).

6) связи с общественностью — изложение корпоративной миссии для узкой группы экспертов — лидеров мнений. Цель — разъяснение задач своей деятельности, разрушение стереотипов, налаживание отношений с целевой аудиторией.

Второй тип неприемлем для религиозной коммуникации. Сто́ит не «железной рукой вводить человечество в счастье», а поставить реципиента перед необходимостью выбора (Втор. 30:19). Решение  — его часть, и отказ — нормальный вариант ответа. Задача журналиста — обеспечить понимание человеком условий этого выбора.
Подозрителен и первый тип, особенно с точки зрения постмодерниста. Борьба, искренность и сопереживание для него важнее избыточной определенности.

Универсальными характеристиками профессиональной журналистики должны быть третий и четвертый типы. Кроме них, для светского издания может быть шестой тип, если автор пишет от лица церкви.

Специфика инфоповода: религия светского человека не интересует сама по себе, иначе бы он читал / смотрел / слушал религиозные СМИ. Нужна «упаковка» этой темы, где «мотором» будет:

— историческая или современная знаменитость как действующее лицо;

— распространенный религиозный праздник, церемония и т. п.;

— религиозная интерпретация «светского» события, чаще всего негативного или трагического («где был Бог, когда?..»);

— раскрытие религиозной составляющей других общественных сфер — культуры, искусства, науки, политики, образования, здоровья, спорта, семейных, межличностных, общественных, социальных отношений.

Миссионерское издание — самый сложный тип. Большинство «миссионерских» информационных органов таковыми не являются, ибо в лучшем случае интересны (уже) ищущему секуляристу. Привлечь внимание широкой публики к новой тематике крайне сложно. Обычно таких СМИ единицы. Более-менее преуспевают в этом американские телеевангелисты и харизматические СМИ, потому что члены этих церквей ориентированы на завоевание светского пространства для Христа, а не замыкание в церковном кругу. В худшем случае «миссионерские» СМИ — это фактически церковные издания, объясняющие всё те же, интересные для верующих, темы, но на более примитивном уровне.

Основных стратегий миссионерского издания две: а) делать качественное церковное издание, и тогда верующие будут его советовать знакомым. Примеры — киевский журнал «Христианство» (2001-2003), который спустя десятилетие после закрытия распродается, читается и цитируется, и сайт bible.com.ua; б) писать о чём угодно, качественно и с христианской точки зрения. Примеры — блог okolokino.net, американская газета «Christian Science Monitor», французская «La Croix».

Миссионерская работа через масс-медиа требует профессионализма, продолжительной поддержки проекта, значительных ресурсов и преданности сотрудников. Главное требование — умение писать так, чтобы текст нравился и знатокам вопроса.

Сверхзадачи первого типа таких СМИ — помочь светским личностям услышать и понять людей церкви, организовать диалог, развеять стереотипы относительно верующих. Многих можно заинтересовать относящимися к религии темами, если они увидят в конкретном клерикале достойного собеседника. На Западе светские интеллектуалы почитают за честь дискутировать с католическими мыслителями: вышли книги богословских диспутов Юргена Хабермаса с Йозефом Ратцингером, епископа монсеньора ди Фалько с Фредериком Бегбедером, Умберто Эко с кардиналом Карло Мартини. Все известные мне читающие люди знакомы с богословским наследием Александра Меня. Значение его работ для формирования христианского мировоззрения у постсоветского населения сравнимо с усилиями всего Общества «Сторожевой башни».

Издания второго типа используют «прием моста»: предлагают реальное решение интересующего светского человека вопроса, после чего а) развивают отношения с ним и делятся своим свидетельством; б) предлагают дополнительную информацию по этой теме, которая содержит и богословские аспекты.

Церковное издание — самый простой тип. Здесь религиозные люди в наибольшей степени могут быть самими собой. Это не значит, что искренность (а ее с избытком хватает в таких СМИ), автоматически повышает их качество. Церковные медиа отражают и характерные недостатки: недоверие к образованию, культуре и особенно искусству, узость кругозора, нетерпимость к разномыслию (1Кор.11:19), недоверие к диалогу и открытому решению вопросов, тягу к абсолютному и завершенному знанию по любой теме (т. е. пропаганде), зависть к конкурентам (прежде всего, другим конфессиям), часто удивительное непонимание того, как мыслит внецерковный человек, ханжество, лицемерие и внутреннюю стагнацию.


Библиографический список
  1. Балаклицький М. Медіатизація протестантизму в Україні 1991-2010 років. — Х.: Харківське історико-філологічне товариство, 2011. — 379 с.
  2. Бегбедер Ф., ди Фалько Ж.-М. Я верую — я тоже нет. — М.: Иностранка, 2006. — 352 с.
  3. Жуковская Е. Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы. — М.: Управление делами Московской патриархии, Синодальный информационный отдел, 2010. — 70 с.
  4. Павлюк П. Практическая журналистика. — Одесса: Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, 2006. — 142 с.
  5. Филипчук С. Релігія і Церква в ЗМІ : Практикум. Навчально-методичний посібник.  Рівне : ПП ДМ, 2012.  136 с.Моя рецензия на это издание: Балаклицький М.А. Новий посібник з церковної комунікації України. // Гуманитарные научные исследования.  Декабрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/12/2127
  6. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 112 с.
  7. Церква і медіа. Сім кроків до порозуміння» / Бабинська С., Завадська Ю., Карапінка М., Кулигіна О.  Вид-во «Ездра», 2012.  240 с. Моя рецензия на это издание: Балаклицький М. Наша випускниця — співавтор першого українського посібника з церковного піару. — 28.12.12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kafedrajourn.org.ua/media/427
  8. Эко У. и Мартини К. М. (кардинал). Диалог о вере и неверии. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 144 с.


Все статьи автора «Maksym Balaklytskyi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: