УДК 371.3

ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТОРОВ – МОДЕЛЬЕРОВ

Гвоздова Анжела Николаевна
Смоленсий колледж легкой промышленности и индустрии моды
председатель методической комиссии преподавателей спецдисциплин

Аннотация
Данная статья посвящена педагогическим условиям подготовки специалистов «конструкторов-модельеров одежды» - целесообразному использованию педагогических принципов системности, оптимальности, развития, управления, информированности, социализации и индивидуализации, а также преемственности и профессионально направленности.

Ключевые слова: дизайн одежды, компетентность, конструирование, моделирование одежды


ORGANIZATIONAL SKILLS DEVELOPMENT PEDAGOGICAL APPROACHES THE FUTURE EXPERT FOR EXAMPLE CONSTRUCTORS-DESIGNERS

Gvozdova Angela Nikolaevna
Smolensk College of light industry and the fashion industry
Chairman of the methodological Commission Faculty

Abstract
This article deals with pedagogical training conditions the designers-designers of clothing "expedient use of pedagogical principles of consistency, optimization, development, governance, knowledge, socialization and individualization, and the continuity and professional orientation.

Keywords: competence, design, design of clothes, fashion design


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гвоздова А.Н. Организационно–педагогические подходы развития профессиональной компетентности будущего специалиста на примере конструкторов – модельеров // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3042 (дата обращения: 14.09.2020).

Современное учебное заведение среднего профессионального образования находится в центре внимания педагогической науки.

Профессиональная компетенция будущих специалистов волнует не только преподавателей колледжей и техникумов, но и исследователей.

Компетентность – категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей  человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей.

В общем образовании более правомерно говорить о ключевых компетенциях, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку. Можно выделить два основных подхода. Первый – компетенции определяются через знания, умения, навыки, опыт деятельности, второй – через способности решать проблемы.

Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды готовит специалистов по изготовлению одежды – конструкторов-модельеров.

Важными тенденциями развития современного дизайна одежды является демократизация моды (отсутствие единого и обязательного для всех модного образца) и индивидуализация предметной среды (создание условий для свободного самовыражения каждого человека).

Одним из основных компонентов дизайна одежды является моделирование. Современный дизайн одежды ориентирован на формирование новых культурных образцов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Профессиональная подготовка специалистов по изготовлению одежды должна быть организована в соответствии с требованиями, предъявляемые к специалистам: выпускнику профессионального образовательного учреждения необходимы:

-      широкий  профиль квалификации;

-      способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию;

-      ответственность;

-      коммуникабельность и мобильность;

-      высокий уровень компьютерных знаний.

Вектор образования должен быть сориентирован на целостно-гармоническое развитие личности и на подготовку каждого специалиста сферы быта и услуг к проведению глубоких исследований по конструкции и технологии, рационализации производственных систем, дизайну и решению психофизиологических проблем, влияющих на качество профессиональной деятельности.

Конструкторы-модельеры относятся к группе специалистов, характер деятельности которых во многом определяется творческим подходом. Поэтому для их подготовки необходимо активно использовать принципы творческого саморазвития, рефлексии, периодической мобилизации и релаксации, опоры на сильные и учёта слабых сторон, свойств, творческих способностей личности.

Мотивационное обеспечение ученого процесса является принципом, через который осуществляется управление познавательной деятельностью, другими словами, задаются психологические условия подготовки специалистов.

К организационным условиям подготовки конструкторов-модельеров относятся наличие высококвалифицированного преподавательского состава, оборудованных кабинетов по дисциплинам, учебно-производственных мастерских, библиотеки, материально-технического оснащения уроков и художественное оформление техникума. Обязательным условием сегодня является выполнение эргономических требований и организация такой образовательной среды, которая ориентировала бы студентов на развитие творческих способностей в области будущей профессиональной деятельности.

Для одновременного выполнения социокультурных и психолого-педагогических условий была разработана модель подготовки по  специальности 260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий». Особенностью проектируемой педагогической технологии является идея «конкурсов» – непрерывного соревнования, положительной мотивации на творческое саморазвитие, стремление к большему и лучшему. В блоке технологического обеспечения определена совокупность конкурсов как методов формирования творческих способностей студентов.

В стенах Смоленского колледжа легкой промышленности и индустрии моды  ежемесячно проходят внеклассные мероприятия, на которых студенты развивают и приобретают навыки общественной жизни, формируют творческое отношение к труду, воспитывают самостоятельность, находят новые пути, способствующие улучшению и совершенствованию технологического процесса. Конкурс «Изделия из нетрадиционных материалов» напрямую развивает интерес к Моде на профессиональном уровне, повышает интерес к выбранной профессии, а также создаёт условия для реализации творческого потенциала студентов.

На протяжении всего срока обучения шаг за шагом преподаватели нашего колледжа помогают студентам самостоятельно мыслить, принимать решение, делать выбор, вовлекая их в самостоятельную творческую деятельность.

Ярким примером является «Дизайн-студия», работающая под руководством опытного и талантливого художника – модельера, где студенты получают основные навыки создания производственных коллекций, узнают все тонкости изготовления одежды от эскиза до готовой вещи.

Работа «Дизайн-студии» начинается с исследования направления моды в одежде по каталогам и журналам мод, с отбора тканей и прикладных материалов. В работе очень помогает информация, полученная на уроках «Швейное материаловедение», «Технология швейного производства», «Конструирование и моделирование одежды», «Дизайн костюма», где опытные преподаватели проводят обзорные лекции о последних новинках в области текстиля, раскрывают секреты обработки новых тканей, делают обзор молодежных коллекций        российских и зарубежных дизайнеров, что вдохновляет учащихся на творческие эксперименты. Преподаватель экономики проводит лекции о состоянии рынка швейных и трикотажных изделий, дает рекомендации по самостоятельному проведению маркетинговых исследований.

На следующем этапе задумывают идею коллекции, формируют ее будущие контуры. В процессе работы с тканью определяются цветовая политика, силуэтный ряд и эмоциональная доминанта. Затем эскизы проходят строгое обсуждение художественного совета. Лучшие работы получают право воплощения в жизнь – это 10-15 эскизов, вокруг которых и строится дальнейшая работа над будущей коллекцией. В распоряжении «Дизайн-студии» находится прекрасная мастерская с современным оборудованием, где строчка за строчкой оттачиваются образцы новых коллекций. Неотъемлемой частью костюма, придающей коллекции законченный вид, являются аксессуары, обувь, головные уборы, перчатки и т.д.

Практически на каждом уроке технологии и материаловедения проводится экспресс-контроль как мини-конкурс по выявлению студентов, успешно усвоивших материал предыдущего урока. По этим же предметам организуется конкурс работ по изготовлению швов, отдельных деталей, оформление рефератов, альбомов, что придаёт студентам положительную мотивируемость и повышение личного рейтинга.

В течение всего учебного цикла студентам предоставляется возможность принять участие в конкурсах технического творчества, предполагающих самостоятельное проектирование и изготовление коллекций моделей одежды. Начинающие дизайнеры одежды показывают высокий уровень профессиональных знаний и умений по предметам технологии, материаловедения, моделирования и конструирования. Такие конкурсы и показы своих коллекций можно отнести к итоговому типу конкурсов.

Психологическим условием развития компетентности является осознание  учащимися необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития конкурентоспособной личности. Специальность «конструктор-модельер» относится к типу – «человек-человек», где значительная доля мастерства приходится на область построения процессов общения. Умение давать точные и краткие указания применительно к сфере профессиональной деятельности трансформируется в умение давать инструктаж заказчику по поводу приобретенного материала и выбранной им модели. Подобная форма организации труда дает возможность одаренным учащимся проявить себя, развивая такие важные для будущего специалиста качества как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Таким образом,  средние специальные профессиональные учебные заведения в области индустрии моды дают выпускникам профессиональное образование такого уровня, который позволил бы им компетентно решать проблемы профессиональной деятельности в контексте современных тенденций развития дизайна одежды и требований к её качеству.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «stlpiim»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация