УДК 13

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА

Бельская Светлана Андреевна
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств
аспирант, преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Данная статья рассматривает национальный потенциал историко-культурного наследия региона как основу для развития культурно-познавательного туризма и для сохранения самобытности проживающих в нем народов. Выявлены основные виды культурного туризма в регионе, а также факторы, влияющие на его развитие. Обозначены доминантные направления деятельности международных организаций в данной сфере.

Ключевые слова: ИКОМОС, историко-культурное наследие, культурная самобытность, культурный туризм, национальные черты культуры, национальный потенциал, сохранение культурного наследия, ЮНВТО., ЮНЕСКО


REALIZATION OF THE NATIONAL CAPACITY OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE CULTURAL TOURISM SPHERE

Belskaia Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts
post-graduate student, Teacher of the Foreign Language Department

Abstract
This article considers the national capacity of regional historical and cultural heritage as a basis for the cultural and informative tourism development as well as for peoples’ identity preservation. The work reveals main types of regional cultural tourism, and discusses the factors influencing its development. It also designates major activities of the international organizations in this sphere.

Keywords: cultural heritage preservation, cultural originality, cultural tourism, historical and cultural heritage, ICOMOS, national capacity, national features of culture, UNESCO, UNWTO


Рубрика: История, Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Бельская С.А. Реализация национального потенциала историко-культурного наследия в сфере культурного туризма // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2530 (дата обращения: 29.09.2017).

В современном мире наблюдается активный рост предложений в сфере туризма, особенно этот процесс заметен в сфере культурного туризма. Среди основных причин этого явления можно выделить, прежде всего, переход к постиндустриальному, информационному обществу, который привел к значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия. Особую роль в современном мире приобретают факторы коммуникабельности, толерантности и осведомленности о культурных событиях во всем мире [1]. Немаловажное значение имеют и процессы интернационализации и глобализации, следствием которых стали, с одной стороны, изобилие однотипных товаров и услуг, а, с другой стороны, увеличение конкуренции на туристическом рынке.

Следует также отметить, что, упрочнению связей в сфере культурного туризма поспособствовал и научно-технический прогресс конца XX века, поскольку с появлением компьютеров и развитием компьютерных технологий, был существенно упрощен процесс сбора, обработки, применения и передачи информации между различными странами [2, с. 68]. В целом использование компьютерных технологий позволяет приобретать туристические услуги заранее и вдали от места потребления. Следовательно, туристический рынок невозможен без современных средств коммуникации.

Необходимо отметить, что в настоящее время развитие культурного туризма напрямую зависит и от ряда других факторов.  Во-первых, важным условием развития массового культурного туризма является определенная концентрация объектов культурного наследия в определенном регионе или местности, среди которых можно выделить следующие: памятники археологии (ландшафтной, культовой, гражданской); исторические города и сельские поселения; музеи, театры, выставочные залы; социо-культурную инфраструктуру; объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; технические комплексы и сооружения [3].

Вторым важным фактором является уникальность этих объектов культурного наследия. Неповторимость историко-культурного наследия региона следует рассматривать как совокупность ценностей материального и нематериального достояния, в частности произведений художников, архитекторов, музыкантов, писателей, скульпторов, трудов ученых и фольклора, народных промыслов, фестивалей, религиозных обрядов, традиций в области образования и так далее [4]. Важно отметить, что национальным потенциалом обладает и социокультурная среда, включающая в себя обычаи, традиции, характерные черты хозяйственной и бытовой деятельности.

В-третьих, развитие культурного туризма зависит от наличия материально-технической базы региона. Четвертым условием принято считать экономическую развитость местности в целом, в том числе и ее туристских возможностей.  В-пятых,  важную роль играет эффективная работа информационных каналов, распределяющих сведения о туристских возможностях региона.

Заканчивая перечисление факторов, подчеркивающих взаимосвязь культурного туризма и историко-культурного наследия региона, отметим, что разумная творческая организация последнего позволяет не только сформировать стабильное толерантное отношение к нему, но и сохранить на длительное время мотивацию туристов [5].

Примером необходимости применения творческих способностей в сфере сохранения национального наследия может служить процедура оценивания культурных комплексов, поскольку представление об их культурной ценности различается у туристов и специалистов. К основным методам оценивания культурных комплексов для туристских целей можно отнести, например, их разделение согласно важности для мировой и отечественной культуры; определение необходимого времени для осмотра достопримечательностей; сравнение историко-культурного потенциала различных территорий по степени их перспективности [6]. В конечном счете, ценность объектов культурного наследия во многом зависит от их доступности, удобства экскурсионных маршрутов, уровня образования самих туристов и многих других факторов.

В данном контексте большую актуальность приобретает создание, развитие и поддержание положительной репутации определенного региона на туристском рынке через развитие культурного туризма и привлечение внимания к его национальному историко-культурному наследию.

Следовательно, создание благоприятного имиджа региона позволяет решать целый ряд проблем, в частности стимулирует экономическое развитие региона, обеспечивает привлечение большого числа туристов, стимулирует внимание общественности к историко-культурному наследию предков, активизирует деятельность по его сохранению, обеспечивает преемственность поколений, с одной стороны, и обмен культурными традициями с другими народами, с другой. Кроме того, культурный туризм предполагает широкое использование потенциала культурного наследия в качестве основы для утверждения в обществе идеалов толерантности, уважения к другим культурам, солидарности человечества в целом, принятия многообразия культур всего мира.

Эффективное использование потенциала культурного наследия в сфере культурного туризма является одним из доминантных направлений деятельности таких международных организаций, как ЮНЕСКО (UNESCO), ИКОМОС (IСОМОS) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO). Данные организации разрабатывают и воплощают в жизнь ряд межрегиональных и межкультурных проектов таких, как, например, «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», направленных на создание культурно-исторических маршрутов, в том числе и в России.

Другим направлением их международной деятельности является разработка методов охраны памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест регионов.  Поскольку культурный туризм рассматривается данными организациями, как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» [7], то в данной связи потенциал культурного наследия находит свое воплощение в самой идее о необходимости его сохранения и развития.

Итак, взаимосвязь историко-культурного наследия и культурного туризма является неотъемлемым условием реализации потенциала первого и развития второго. Данное убеждение находит свое отражение в ряде нормативно-правовых актов, в том числе и в Хартии туризма, одобренной резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года [8]. Согласно статье VI Хартии, культурный туризм предполагает знакомство со всеми сторонами общечеловеческой культуры. В данном документе, подчеркивается роль национальной составляющей потенциала историко-культурного наследия, которая, в свою очередь,  заложена в религиозных, художественных, археологических, культурных ценностях, обычаях и традициях местного населения, в его традиционной деятельности, верованиях и убеждениях.

Принцип взаимосвязи и взаимозависимости национального потенциала историко-культурного наследия и культурно-познавательного туризма обозначен и в Глобальном этическом кодексе туризма, который представляет собой международный нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность международных организаций по охране и сохранению культурно-исторических мест.

Рассматривая культурный туризм как фактор индивидуального и коллективного совершенствования (статья 2), фактор устойчивого развития (статья 3), деятельность, выгодную для принимающих стран и сообществ (статья 5) [9], данный кодекс подчеркивает его социальную, экономическую, культурную значимость.

Согласно данному документу, культурный туризм, с одной стороны, использует историко-культурное наследие в процессе реализации права, провозглашенного кодексом, на свободу туристских путешествий как «возможности напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты» (статья 7). Однако, с другой стороны, культурный туризм вносит существенный вклад в обогащение потенциала культурного наследия. Так в статье 4 подчеркивается необходимость бережного отношения к объектам культурного наследия «в целях его защиты и сохранения для будущих поколений» [10]. Следовательно, культурный туризм в целом способствует сохранению и процветанию традиционной национальной культуры.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что основную ценность культурного туризма, как процесса знакомства с культурой и историей страны и как вида, учитывающего культуры других народов [11], представляют именно национальные черты и особенности объектов культурного наследия конкретного региона. Иными словами, культурно-познавательный туризм объединены одной целью – знакомство с национальными и региональными особенностями живописи, архитектуры, фольклора, театра, образа жизни людей, их традиций и обычаев.

Следует отметить, что в зависимости от специфики национального потенциала историко-культурного наследия можно выделить различные виды традиционного культурно-познавательного туризма. Так, например, посещение природно-культурных памятников относится к культурно-экологическому туризму; удовлетворение интересов к религиозным обычаям – к культурно-религиозному; изучение культурного наследия родины, своего народа – к культурно-этническому; посещение стран для знакомства с современной, так называемой «живой культурой» – к культурно-антропологическому; изучение предметов и явлений этнической культуры, быта, языка, творчества, костюма, традиций и т.п. – к культурно-этнографическому туризму [12].

Национальный потенциал культурного наследия находит свое отражение и в исторических особенностях региона, памятниках и местах; традиционных и современных культурных мероприятиях, фестивалях и праздниках; в археологических раскопках древних памятников [13]. Это, в свою очередь, позволяет говорить о реализации этого потенциала в сфере культурно-исторического, культурно-событийного и культурно-археологического туризма соответственно.

Таким образом, представленный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время культурный туризм представляет собой соединение приятного времяпрепровождения с познанием национальной культуры других народов. Однако большое количество культурных контактов и грамотная организация использования историко-культурного наследия конкретного региона непременно влечет за собой, во-первых, широкое распространение информации о национальном потенциале наследия за его пределами и, во-вторых, стимулирует рост самосознания местных жителей, повышение их заинтересованности в культуре в целом. Культурный туризм, соответственно,  обладает большим гуманитарным потенциалом, включающим в себя художественные, духовные, моральные и интеллектуальные аспекты человеческой жизни. В свою очередь, использование национального потенциала историко-культурного наследия призвано не только привлечь потенциальных туристов и обеспечить выход  на международный рынок, но и сохранить фундаментальную основу самобытности народа региона.


Библиографический список
  1. Идиатуллин А.В. Современное высшее образование в республике: между глобализацией и регионализацией. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств № 3, 2006. – с. 49-55.
  2. Ахмадуллина Л.Р. Четыре стадии компьютерной зависимости. Сборник конференций НИЦ «Социосфера» № 14, 2012. – с. 68-70.
  3. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. – Москва: Советский спорт, 2004 – 128с.
  4. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
  5. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск: Новое знание, 2004 – 409с.
  6. Там же.
  7. Александрова А.Ю. Международный туризм. – Москва: ЭКМОС, 2004 – 340с.
  8. Хартия туризма. URL: http://www.terralegis.org/terra/act/b471.html// (дата обращения: 30.02.2012).
  9. Глобальный этический кодекс туризма. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tourism.pdf (дата обращения: 17.03.2013).
  10. Там же.
  11. Драчева Е.Л., Забаев Е.Б., Исмаев И.С. Экономика и организация туризма: международный туризм. –Москва: КНОРУС, 2005 – 450 с.
  12. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007 – 512с.
  13. Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002 – 320 с.


Все статьи автора «Belskaia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: