УДК 719:06

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКИХ ДВОРЯНСКИХ УСАДЕБ

Касатикова Галина Евгеньевна
Тульский государственный университет
студентка

Аннотация
В данной статье говорится о проблемах сохранения русских дворянских усадеб. Предпринимается попытка анализа состояния объектов культурного наследия, и рассматриваются вопросы возможного их использования на современном этапе.

Ключевые слова: дворянская усадьба, музей-усадьба, наследие, объект культурного наследия, реставрация, туризм, усадебная культура


MODERN PROBLEMS OF CONSERVATION AND USE OF RUSSIAN NOBILIARY MANORS

Kasatikova Galina Evgenievna
Tula state University
student

Abstract
In this article to betold about problems of preservation of the Russian noble estates. Attempt of the analysis of a condition of objects of a cultural heritage is made, and questions of their possible use at the present stage are considered.

Keywords: farmstead culture, heritage, memorial estate, nobleestate, object of a cultural heritage, restoration, tourism


Рубрика: Культурология, Право

Библиографическая ссылка на статью:
Касатикова Г.Е. Современные проблемы сохранения и использования русских дворянских усадеб // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2376 (дата обращения: 31.07.2014).

Опубликовано пользователем: galinakasatikova

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является вопрос о сохранении усадебного наследия России. В первую очередь это связано с тем, что в последние годы возникла необходимость внесения изменений в законодательство о деятельности музеев-усадеб, так как существующая  нормативно-правовая база не позволяет обеспечить  сохранение культурного наследия, сосредоточенного в данных учреждениях.

Вообще тема сохранения русских дворянских  усадеб в современной отечественной науке является недостаточно изученной. В частности не рассматриваются вопросы, связанные с провинциальными мелкопоместными усадьбами. Интерес исследователей направлен в основном на изучение истории русской усадьбы. Несмотря на значительное количество изданий, многое в истории усадебной культуры остается нераскрытым и требует дальнейшей разработки.

Государственные музеи-усадьбы, охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование в этих сферах осуществляется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации осуществляет управление, научно-методическую помощь и общий контроль за их деятельностью. Основными направлениями деятельности усадеб являются:

1.     возрождение усадеб;

2.     популяризация исторического, культурного и духовного наследия народов России;

3.     сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел;

4.     развитие культурно-познавательного туризма по памятным местам и т. д.

Усадьбы представляют собой часть истории и культуры страны.  Важной задачей сегодня является не только сохранение, но и наиболее эффективное их использование.  Так, они могут быть использованы как:

- туристско-рекреационные объекты;

- учреждения культуры;

- административные учреждения;

- медицинские учреждения;

- жилые помещения;

- производственные и хозяйственные объекты.

В настоящее время воссоздано незначительное от общего числа имеющихся количество усадеб. Усадьбы некогда сформировали пласт российской культуры, отображенный в национальном наследии. Важно максимально сохранять при таком воссоздании исторический облик усадеб, в том числе зданий, сооружений, парковых композиции, поддерживать усадьбы в хорошем техническом, санитарно-гигиеническом состоянии, проводить ремонтные и реставрационные работы. Этим критериям соответствует в наибольшей степени использование исторических усадеб в качестве культурно-туристских объектов, на основе  которых возможно создание культурно-развлекательные центры, образовательные и гостиничные комплексы и т. д.

После 1917 г. с приходом советской власти начался процесс национализации усадеб, которые затем либо использовались в качестве музеев, библиотек,  санаториев, домов отдыха, пансионатов и т. п., либо разрушались. Таким образом, даже сохранившиеся до сегодняшнего дня усадьбы претерпели значительные изменения с момента их постройки. В 90-е годы вопрос о необходимости сохранения культурного наследия встал особенно остро, однако какие-либо существенные меры для его решения предприняты не были. В 2000 г. создается национальный фонд «Возрождение русской усадьбы». Если в  СССР контроль  состояния памятников старины полностью находился в руках государства, то сейчас появилось два варианта действия: передача в частную собственность  или на государственное обеспечение. Необходимость спасения разрушающихся усадеб в последние годы связана и с обсуждением вопроса коммерциализации усадеб и их передаче частным инвесторам. Этот процесс вызывает опасность, что на месте исторических зданий появятся полностью современные здания. Государство сегодня не располагает средствами для проведения реставрации усадебных комплексов и их дальнейшего содержания, что и повлияло на решение предоставления прав на приватизацию усадеб.  Вместе с правом собственности новый владелец приобретает и охранные обязательства. В любом случае возникает необходимость  проведения контроля  со стороны государства за памятниками  старины.

Появление закона о возможности приобретения в частную собственность объектов наследия, в том числе исторических усадеб, указывает на необходимость изучения, систематизации и классификации подобных объектов. Существенно прослеживается отсутствие теоретических обобщений, осмысление уже известных элементов усадебной культуры, ее изучение во взаимосвязи с социально-экономическими изменениями, произошедшими сегодня, в том числе последствиями процесса дробления имений и вопросами наследования. Имеющийся интерес к историческим усадьбам у инвесторов год от года возрастает, причем направлен он не только на выгодные с коммерческой точки зрения проекты, но и на благотворительную поддержку.   Здесь возникает препятствие для инвесторов – статус «памятников» усадеб и связанные с этим ограничения. Важно учитывать, кому и на каких основаниях происходит продажа исторических усадеб. Механизм передачи в частную собственность таких усадеб должен быть четко прописан, что позволит повысить мотивацию для частных инвесторов. Одним из вариантов использования может стать организация на месте усадьбы музейного комплекса с возможностью проведения массовых мероприятий – концертов, фестивалей и т.д., что позволит частично окупить материальные вложения. Учитывая дополнительные функции возникает необходимость перепланировки и переоборудования помещений. Важно в любом случае сохранять исторический облик зданий и сооружений и свободный доступ к памятникам, даже если он находится в руках частного инвестора. Усадебные комплексы должны передаваться комплексно инвестору для полного, а не выборочного восстановления объектов. К тому же реставрация должна соответствовать научной документации. Необходим контроль за действиями инвесторов после передачи им старинных усадеб, за их  использованием и эксплуатацией.

Сегодня в России разделены уровни собственности. Муниципальная собственность практически отделена от государственной, это особый вид собственности, не имеющий отношения к государственной. Отсюда возникают такие сложности, как например вопрос о содержании  федеральных памятников на средства из муниципального бюджета. Это значит, что есть опасность утратить данные памятники, если не произойдет каких-либо изменений. Огромное количество объектов было начато в реставрации и не завершено из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Разработка новых проектов в сфере обеспечения сохранности усадебного наследия России предполагает необходимость формирования новой законодательной базы, соответствующей современному этапу социально-экономического развития страны. Это направлено на обеспечение дальнейшего развития действующих в настоящее время музеев-усадеб, а также на создание предпосылок для развития в стране системы достопримечательных мест с организацией впоследствии на их базе памятников усадебной культуры [3]. Необходимо учитывать комплексную деятельность таких музеев по обеспечению сохранности находящихся в их ведении объектов культурного наследия. Она включает не только культурно-просветительскую, научную деятельность, реставрационные работы осуществление экскурсионного обслуживания. Это и природоохранные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие виды работ, необходимых для восстановления исторического облика усадебных комплексов. Следует учитывать влияние деятельности таких музеев на стимулирование развития  региональной инфраструктуры (гостиничное дело, предприятия общественного питания, дорожное строительство и др.). Эти меры способствуют привлечению в регион дополнительных, в том числе   зарубежных, инвестиций, что ведет к увеличению налоговых отчислений и соответственно пополнению бюджетов органов местного самоуправления.

Музеи-усадьбы играют важную роль в сохранении национального наследия народов Российской Федерации, обеспечивая эффективное использование и охрану природного и культурного наследия как целостны природных и историко-культурных комплексов.  Важнейшую роль играют музеи-усадьбы и в   привлечении России иностранных и отечественных туристов. С развитием культурно-познавательного туризма  деятельностью музеев-усадеб становится значимым социально-экономическим ресурсом для развития экономики в регионах. В среднем музей-заповедник обеспечивает занятость населения, причем сюда непосредственно относится как численность работников усадьбы, так и занятые в сопутствующих  смежных производствах и сфере услуг. Подобную функцию в своих регионах выполняют такие музеи-заповедники как, например, государственный мемориальный и природный заповедник “Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна” в Тульской области. Многие подобные усадебные комплексы в российской провинции становятся центрами образовательной деятельности, культурного развития и духовной жизни, являясь помимо этого очагами экономической активности.

Музеи-усадьбы в  РФ сосредоточены в основном в центральных областях России. В большем объеме они представлены в г. Москва и г. Санкт-Петербург, но их география может быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Не используются в этом качестве многие объекты культурного и природного наследия, расположенные в регионах, отдаленных от Центрального федерального округа. Подобная неравномерность в размещении и интенсивности использования потенциала музеев-усадеб вызывает необходимость значительного расширения их возрождения  в большинстве субъектов РФ, особенно на тех историко-культурных территориях, где уже сейчас созданы условия для организации их деятельности.

В настоящее время усадьбы являются также особым экономическим ресурсом регионов. Особую функцию выполняют музеи-усадьбы в сельской местности. Представляя собой культурные центры, они выполняют функции культурно-просветительного обслуживания населения. На их базе ведется не только экскурсионное обслуживание посетителей, но и постоянная работа по проведению различных праздников, мероприятий культурно-массового характера, создаются обучающие курсы, что играет особо важную роль в культурном развитии российской провинции. Еще одним направлением является продолжение образовательных традиций, присущих данному региону или конкретному объекту наследия. Например, возрождение обучению местным промыслам и ремеслам, традициям садового хозяйства и животноводства, проведение на базе музея-усадьбы научных исследований по комплексу проблем, связанных с персоналиями, связанными с данной усадьбой или непосредственно историей достопримечательного места, а также проведение здесь лекций, чтений и конференций. Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность музея-усадьбы способствует популяризации объекта наследия,  создает своеобразную базу его экономической специализации, позволяет выйти на внешний рынок с собственным продуктом или услугой.

Увеличение туристической посещаемости также на сегодняшнем этапе развития деятельности музеев-усадеб является достаточно важным: целесообразным можно назвать развитие собственных туристских служб конкретных усадебных комплексов, организовывать не только экскурсии, но и полноценную туристскую деятельность. Развитие туризма в настоящее время представляется одним из наиболее перспективных направлений. Привлекательность объекта наследия увеличивает туристский поток и часть полученных от данного вида деятельности средств может быть использована на содержание объекта наследия. В данной работе следует оказывать методическую помощь музеям-усадьбам в организации туристской деятельности и созданию на их территории объектов инфраструктуры [3].

Историко-культурное и природное наследие в их совокупности – это важный экономический ресурс региона, который может способствовать не только развитию духовной жизни, но и одним из перспективных направлений социальной и экономической политики в регионе. C разрешения дирекции музеев возможно осуществление производства изобразительной, печатной, сувенирной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений зданий музеев, музейных коллекций и музейных предметов объектов.

Хотя в настоящее время очевидны положительные тенденции в законодательстве, а именно только сейчас впервые вносятся поправки в федеральные законы, происходит обсуждение дальнейшего развития этого направления деятельности, например, законодательно определен юридический статус музеев-заповедников, все же остается ряд нерешенных проблем многие вопросы остаются открытыми.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2011 г. N 19-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”.
  3. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – http://old.mkrf.ru/documentations/583/
  4. Постановление Правительства от 03 марта 2012 N 186 “О федеральной целевой программе “Культура России (2012 – 2018 годы)”.
  5. Веденин Ю.А. Экология культуры и сохранение наследия Ю.А. Веденин // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 14. М., 2007.
  6. Русская усадьба на пороге XXI века. Хмелитский сборник. Вып. 3 Год изадния: 2001 г. – 320 с.
  7. Шульгин П. М. Разработка региональных программ сохранения и использования наследия в деятельности института // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 14. – М., 2007. – C. 101-138.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация