На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является вопрос о сохранении усадебного наследия России. В первую очередь это связано с тем, что в последние годы возникла необходимость внесения изменений в законодательство о деятельности музеев-усадеб, так как существующая нормативно-правовая база не позволяет обеспечить сохранение культурного наследия, сосредоточенного в данных учреждениях.
Вообще тема сохранения русских дворянских усадеб в современной отечественной науке является недостаточно изученной. В частности не рассматриваются вопросы, связанные с провинциальными мелкопоместными усадьбами. Интерес исследователей направлен в основном на изучение истории русской усадьбы. Несмотря на значительное количество изданий, многое в истории усадебной культуры остается нераскрытым и требует дальнейшей разработки.
Государственные музеи-усадьбы, охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование в этих сферах осуществляется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации осуществляет управление, научно-методическую помощь и общий контроль за их деятельностью. Основными направлениями деятельности усадеб являются:
1. возрождение усадеб;
2. популяризация исторического, культурного и духовного наследия народов России;
3. сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел;
4. развитие культурно-познавательного туризма по памятным местам и т. д.
Усадьбы представляют собой часть истории и культуры страны. Важной задачей сегодня является не только сохранение, но и наиболее эффективное их использование. Так, они могут быть использованы как:
- туристско-рекреационные объекты;
- учреждения культуры;
- административные учреждения;
- медицинские учреждения;
- жилые помещения;
- производственные и хозяйственные объекты.
В настоящее время воссоздано незначительное от общего числа имеющихся количество усадеб. Усадьбы некогда сформировали пласт российской культуры, отображенный в национальном наследии. Важно максимально сохранять при таком воссоздании исторический облик усадеб, в том числе зданий, сооружений, парковых композиции, поддерживать усадьбы в хорошем техническом, санитарно-гигиеническом состоянии, проводить ремонтные и реставрационные работы. Этим критериям соответствует в наибольшей степени использование исторических усадеб в качестве культурно-туристских объектов, на основе которых возможно создание культурно-развлекательные центры, образовательные и гостиничные комплексы и т. д.
После 1917 г. с приходом советской власти начался процесс национализации усадеб, которые затем либо использовались в качестве музеев, библиотек, санаториев, домов отдыха, пансионатов и т. п., либо разрушались. Таким образом, даже сохранившиеся до сегодняшнего дня усадьбы претерпели значительные изменения с момента их постройки. В 90-е годы вопрос о необходимости сохранения культурного наследия встал особенно остро, однако какие-либо существенные меры для его решения предприняты не были. В 2000 г. создается национальный фонд «Возрождение русской усадьбы». Если в СССР контроль состояния памятников старины полностью находился в руках государства, то сейчас появилось два варианта действия: передача в частную собственность или на государственное обеспечение. Необходимость спасения разрушающихся усадеб в последние годы связана и с обсуждением вопроса коммерциализации усадеб и их передаче частным инвесторам. Этот процесс вызывает опасность, что на месте исторических зданий появятся полностью современные здания. Государство сегодня не располагает средствами для проведения реставрации усадебных комплексов и их дальнейшего содержания, что и повлияло на решение предоставления прав на приватизацию усадеб. Вместе с правом собственности новый владелец приобретает и охранные обязательства. В любом случае возникает необходимость проведения контроля со стороны государства за памятниками старины.
Появление закона о возможности приобретения в частную собственность объектов наследия, в том числе исторических усадеб, указывает на необходимость изучения, систематизации и классификации подобных объектов. Существенно прослеживается отсутствие теоретических обобщений, осмысление уже известных элементов усадебной культуры, ее изучение во взаимосвязи с социально-экономическими изменениями, произошедшими сегодня, в том числе последствиями процесса дробления имений и вопросами наследования. Имеющийся интерес к историческим усадьбам у инвесторов год от года возрастает, причем направлен он не только на выгодные с коммерческой точки зрения проекты, но и на благотворительную поддержку. Здесь возникает препятствие для инвесторов – статус «памятников» усадеб и связанные с этим ограничения. Важно учитывать, кому и на каких основаниях происходит продажа исторических усадеб. Механизм передачи в частную собственность таких усадеб должен быть четко прописан, что позволит повысить мотивацию для частных инвесторов. Одним из вариантов использования может стать организация на месте усадьбы музейного комплекса с возможностью проведения массовых мероприятий – концертов, фестивалей и т.д., что позволит частично окупить материальные вложения. Учитывая дополнительные функции возникает необходимость перепланировки и переоборудования помещений. Важно в любом случае сохранять исторический облик зданий и сооружений и свободный доступ к памятникам, даже если он находится в руках частного инвестора. Усадебные комплексы должны передаваться комплексно инвестору для полного, а не выборочного восстановления объектов. К тому же реставрация должна соответствовать научной документации. Необходим контроль за действиями инвесторов после передачи им старинных усадеб, за их использованием и эксплуатацией.
Сегодня в России разделены уровни собственности. Муниципальная собственность практически отделена от государственной, это особый вид собственности, не имеющий отношения к государственной. Отсюда возникают такие сложности, как например вопрос о содержании федеральных памятников на средства из муниципального бюджета. Это значит, что есть опасность утратить данные памятники, если не произойдет каких-либо изменений. Огромное количество объектов было начато в реставрации и не завершено из-за отсутствия необходимых финансовых средств.
Разработка новых проектов в сфере обеспечения сохранности усадебного наследия России предполагает необходимость формирования новой законодательной базы, соответствующей современному этапу социально-экономического развития страны. Это направлено на обеспечение дальнейшего развития действующих в настоящее время музеев-усадеб, а также на создание предпосылок для развития в стране системы достопримечательных мест с организацией впоследствии на их базе памятников усадебной культуры [3]. Необходимо учитывать комплексную деятельность таких музеев по обеспечению сохранности находящихся в их ведении объектов культурного наследия. Она включает не только культурно-просветительскую, научную деятельность, реставрационные работы осуществление экскурсионного обслуживания. Это и природоохранные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие виды работ, необходимых для восстановления исторического облика усадебных комплексов. Следует учитывать влияние деятельности таких музеев на стимулирование развития региональной инфраструктуры (гостиничное дело, предприятия общественного питания, дорожное строительство и др.). Эти меры способствуют привлечению в регион дополнительных, в том числе зарубежных, инвестиций, что ведет к увеличению налоговых отчислений и соответственно пополнению бюджетов органов местного самоуправления.
Музеи-усадьбы играют важную роль в сохранении национального наследия народов Российской Федерации, обеспечивая эффективное использование и охрану природного и культурного наследия как целостны природных и историко-культурных комплексов. Важнейшую роль играют музеи-усадьбы и в привлечении России иностранных и отечественных туристов. С развитием культурно-познавательного туризма деятельностью музеев-усадеб становится значимым социально-экономическим ресурсом для развития экономики в регионах. В среднем музей-заповедник обеспечивает занятость населения, причем сюда непосредственно относится как численность работников усадьбы, так и занятые в сопутствующих смежных производствах и сфере услуг. Подобную функцию в своих регионах выполняют такие музеи-заповедники как, например, государственный мемориальный и природный заповедник “Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна” в Тульской области. Многие подобные усадебные комплексы в российской провинции становятся центрами образовательной деятельности, культурного развития и духовной жизни, являясь помимо этого очагами экономической активности.
Музеи-усадьбы в РФ сосредоточены в основном в центральных областях России. В большем объеме они представлены в г. Москва и г. Санкт-Петербург, но их география может быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Не используются в этом качестве многие объекты культурного и природного наследия, расположенные в регионах, отдаленных от Центрального федерального округа. Подобная неравномерность в размещении и интенсивности использования потенциала музеев-усадеб вызывает необходимость значительного расширения их возрождения в большинстве субъектов РФ, особенно на тех историко-культурных территориях, где уже сейчас созданы условия для организации их деятельности.
В настоящее время усадьбы являются также особым экономическим ресурсом регионов. Особую функцию выполняют музеи-усадьбы в сельской местности. Представляя собой культурные центры, они выполняют функции культурно-просветительного обслуживания населения. На их базе ведется не только экскурсионное обслуживание посетителей, но и постоянная работа по проведению различных праздников, мероприятий культурно-массового характера, создаются обучающие курсы, что играет особо важную роль в культурном развитии российской провинции. Еще одним направлением является продолжение образовательных традиций, присущих данному региону или конкретному объекту наследия. Например, возрождение обучению местным промыслам и ремеслам, традициям садового хозяйства и животноводства, проведение на базе музея-усадьбы научных исследований по комплексу проблем, связанных с персоналиями, связанными с данной усадьбой или непосредственно историей достопримечательного места, а также проведение здесь лекций, чтений и конференций. Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность музея-усадьбы способствует популяризации объекта наследия, создает своеобразную базу его экономической специализации, позволяет выйти на внешний рынок с собственным продуктом или услугой.
Увеличение туристической посещаемости также на сегодняшнем этапе развития деятельности музеев-усадеб является достаточно важным: целесообразным можно назвать развитие собственных туристских служб конкретных усадебных комплексов, организовывать не только экскурсии, но и полноценную туристскую деятельность. Развитие туризма в настоящее время представляется одним из наиболее перспективных направлений. Привлекательность объекта наследия увеличивает туристский поток и часть полученных от данного вида деятельности средств может быть использована на содержание объекта наследия. В данной работе следует оказывать методическую помощь музеям-усадьбам в организации туристской деятельности и созданию на их территории объектов инфраструктуры [3].
Историко-культурное и природное наследие в их совокупности – это важный экономический ресурс региона, который может способствовать не только развитию духовной жизни, но и одним из перспективных направлений социальной и экономической политики в регионе. C разрешения дирекции музеев возможно осуществление производства изобразительной, печатной, сувенирной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений зданий музеев, музейных коллекций и музейных предметов объектов.
Хотя в настоящее время очевидны положительные тенденции в законодательстве, а именно только сейчас впервые вносятся поправки в федеральные законы, происходит обсуждение дальнейшего развития этого направления деятельности, например, законодательно определен юридический статус музеев-заповедников, все же остается ряд нерешенных проблем многие вопросы остаются открытыми.
Библиографический список
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2011 г. N 19-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”.
- Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – http://old.mkrf.ru/documentations/583/
- Постановление Правительства от 03 марта 2012 N 186 “О федеральной целевой программе “Культура России (2012 – 2018 годы)”.
- Веденин Ю.А. Экология культуры и сохранение наследия Ю.А. Веденин // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 14. М., 2007.
- Русская усадьба на пороге XXI века. Хмелитский сборник. Вып. 3 Год изадния: 2001 г. – 320 с.
- Шульгин П. М. Разработка региональных программ сохранения и использования наследия в деятельности института // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 14. – М., 2007. – C. 101-138.
Количество просмотров публикации: Please wait
Умница!!! Потрясён правильной расстановкой акцентов и освещения сути проблемы!
Редко встречаются ныне такие здравые мысли. Обычно, что-то кургузое при правильном критическом взгляде. Спасибо. Поскольку почти всё совпадает с моим видением этих проблем и борьбой за их разрешение возможны пересечения, а список литературы придётся использовать с целью экономии времени.