УДК 37

РОМАН ВАЛЬТЕРА СКОТТА «АЙВЕНГО» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Эргашева С.Б.
Бухарский государственный университет
студентка 3 курса

Аннотация
В статье рассматривается использование романа Вальтера Скотта «Айвенго» на уроках английского языка в средней школе.

Ключевые слова: методика преподавания английского языка


SIR WALTER SCOTT'S NOVEL "IVANHOE" IN ENGLISH LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

Ergasheva S.B.
Bukhara State University
3rd year student

Abstract
In this paper we consider using Sir Walter Scott's novel "Ivanhoe" in English lessons in secondary school.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Эргашева С.Б. Роман Вальтера Скотта «Айвенго» на уроках английского языка в средней школе // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/07/1542 (дата обращения: 23.09.2018).

Гениальная работа британского писателя интересна школьным учителям иностранного языка, например, с точки зрения обучения фонетике – учащиеся слушают эталонную речь и познают таким образом правильность произношения. Приобщение к знаменитому роману формирует также грамматические и лексические навыки. Виды речевой деятельности развивают монологи и диалоги в ходе организуемых педагогами бесед. И, наконец, ролевые игры по мотивам «Айвенго» значительно стимулирует мотивацию обучения языку.

Роман, как известно, имеет достаточно много особенностей. Это, – например, эпиграф как кодирующая единица прозаического текста, играющая функциональную важную роль при формировании всего смыслового узла романа. Это также позитивное значение использования фразеологизмов. Существуют и многие другие специфические черты «Айвенго». Многие критики считали и считают его произведением для подростков, что, однако, лишь повышает ценность использования этого художественного полотна на уроках английского языка.

Существует три основных метода информирования учеников об указанном произведении: часть урока, предназначенная, прежде всего, для сообщения о романе, для выразительного чтения несложных для восприятия отрывков и  необходимого рассказа педагога; беседа учителя; самостоятельная работа учащихся, включающая небольшие устные сообщения и короткие сочинения.

(В современной педагогической практике использования текстов «Айвенго» на уроках английского языка в средней школе достаточно популярен метод Ильи Франка. Его особенность, напомним, состоит в том, что запоминание слов и выражений происходит за счет повторяемости, без заучивания и необходимости использовать словарь. Этот метод применительно к роману Вальтера Скотта способствует быстрому и эффективному освоению языка, служит дополнением к учебной программе. В целом же, метод предназначен, прежде всего, для изучающих английскую литературу самостоятельно, всех интересующихся богатой английской культурой).

Групповые задания по «Айвенго» по классным рядам могут охватывать семь крупных тем: «Идея восстановления независимости Англии и передачи трона саксонскому королю»; «Образ Ричарда Львиное Сердце в английской литературе»; «Мир жестокий, грубый и опасный»; «Твердость нравов, привычка к неожиданностям, готовность защитить свою жизнь»; «Мужество, решимость и цельность натуры норманнских рыцарей»; «Айвенго Вальтера Скотта – портрет идеального рыцаря»; «Сочетание красоты с умом, храбрости с благородством, смелости с умением сражаться».

Можно значительно увеличить самостоятельность учеников, предложив им общие и индивидуальные карточки-задания, развивающие их воображение. Примеры таких карточек-заданий: Когда происходит действие романа? (В 1194 году, в период покорения норманнами саксов) (1). Какой период описан в романе? (Период правления Ричарда I) (2). Как звали богатого землевладельца, который хотел возродить былое могущество саксов? (Седрик Ротервудский) (3). На ком должен был жениться апатичный сэр Ательстан? (На леди Ровене, воспитаннице Седрика Ротенвудского) (4). Кто был страстно влюблен в Ровену? (Уилфред Айвенго) (5). Как поступил Седрик Ротервудский со своим сыном? (Изгнал его из отчего дома) (6). Кого расспрашивает Ровена о судьбе её возлюбленного Айвенго? (Пилигрима) (7). Чем прославился Рыцарь Лишённый Наследства? (Он побеждает зачинщиков турнира одного за другим) (8). Кого выбирает  Рыцарь Лишённый Наследства среди знатных дам? (Леди Ровену) (9). Для чего Победитель встал на колени перед Царицей любви и красоты леди Ровеной? (Чтобы получить от неё почётный венец) (10). Кто встает на защиту Ребекки? (Измождённый Айвенго на усталом коне) (11) и т.п.

Каким образом развивается речь учащихся при изучении «Айвенго»? Это происходит главным образом посредством работы со словарями над текстом романа. Далее, определенную роль играют изучение монологов главных героев, творческие пересказы текста (подробные, краткие, выборочные и т.п.).  Важное значение имеет, как указывалось выше, как беседа педагога, так и беседа между учащимися. И, наконец, педагог сам может создавать речевые ситуации, помогающие усвоению материала и, одновременно, развитию английского языка у учеников.

Среди приемов выявления восприятия учеником прочитанного -выяснение впечатлений о сюжете; сопоставление ранних впечатлений с поздними (в частности, посредством устных опросов). («Айвенго», как известно, всегда производил  достаточно серьезные изменения в интеллектуальном развитии, духовных, исторических, этических, эстетических оценках – это в полной мере касается и работы с оригиналом).

В качестве вопросов и заданий для самостоятельной работы можно предложить следующие: какова предыстория создания романа? каков сюжет данного произведения? назовите основные персонажи «Айвенго»? перечислите адаптации работы Вальтера Скотта? чему учит этот приключенческий исторический роман?

Высшая форма обучения – дискуссия по роману.  В процессе такого обсуждения выявляются противоречия, выдвигаются аргументы и контраргументы, школьники учатся формулировать свою точку зрения и рассуждать на английском языке и т.п. (При этом, разумеется, обучаемые не должны заниматься простым перечислением фактов).

Другими педагогическими приемами могут стать выразительное чтение отрывков, знакомство и обсуждение известных иллюстраций, прослушивание актерского чтения. Арсенал педагогических средств может быть дополнен аудиокнигами, радиоспектаклями, многочисленными британскими и американскими телевизионными версиями, мультфильмами, книгами-раскрасками о подвигах и приключениях благородного рыцаря Айвенго, компьютерными программами занимательных игр по мотивам романа и т.п.

Учеников следует информировать об одноименном американском приключенческом историческом «костюмном» фильме режиссёра Ричарда Торпа (1952), имевшем три номинации на всемирно известную кинопремию «Оскар». Следует указать и о фильме режиссёра Дугласа Кэмфилда (1982). Представляет интерес и не менее известная киноработа «Молодой Айвенго» (1999) (рекомендуется просмотр совместно с родителями). Естественно, для педагогов и учащихся стран СНГ будет более близок фильм Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982) (работа, напомним, продолжает цикл произведений мастера, начатый «Стрелами Робина Гуда»). Небезынтересно будет узнать и о музыкальных сюжетных вариациях знаменитого романа – опере «Ivanhoe» Артура Салливана (1891) и «Der Templer und die Jüdin» Генриха Маршнера (1829).

Разумеется, есть своя специфика изучения «Айвенго» в средних специальных учебных заведениях или, например,  в сельской малокомплектной школе. (В последнем случае, например, учитель вынужден готовить т.н. запасный план). В целом же использование  романа Вальтера Скотта на уроках английского языка – это сфера важного и самостоятельного исследования, имеющего актуальное педагогическое звучание.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Аванесов B.C. Системы заданий в тестовой форме // Школьные технологии. – 2007. -  №2. – С.158-166;
  2. Английский язык с В.Скоттом. – М.: АСТ, 2008;
  3. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М., Будько А.Ф., Чепик И.В. Практический курс методики преподавания иностранных языков.   – М.: ТетраСистемс, 2009;
  4. Дюжева О.А. Урок-викторина «Умники и умницы» по роману В.Скотта «Айвенго». VII класс // Литература в школе. – 2009. – №9. – С.46-47;
  5. Матвейченков И.М. Реализация общедидактических и специфических методических принципов при применении компьютерных игр для обучения грамматике на уроках английского языка. // Гуманитарные научные исследования. – Ноябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/11/267


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «sbergasheva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация