МАТВЕЙЧЕНКОВ И.М. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


МАТВЕЙЧЕНКОВ И.М. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/11/267 (дата обращения: 27.05.2017).

В современной методике под принципами обучения понимаются  основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов[2, 64].

Данная статья посвящена реализации принципов обучения при использовании компьютерных игр в обучении грамматике английского языка. С помощью технологии FLASH были разработаны две игры под названием

AmIsAre  http://grammargames.ru/swf/AmIsAre.swf

и AmIsAre2   http://grammargames.ru/swf/AmIsAre2.swf

В первой из них для победы необходимо расстреливать местоимения-астероиды, движущиеся навстречу космическому кораблю, подходящими патронами-формами глагола to be (am, is, are). Каждой форме соответствуют клавиши соответственно  D,A,S. Идея игры заключается в том, что ребенок видя и проговаривая про себя приближающиеся  местоимения и существительные учится правильно реагировать на них (ставить после них глагол to be в соответствующей форме). Во второй игре задача усложняется – вместе с местоимениями необходимо сбивать еще и существительные.

В данной статье мы постараемся рассмотреть как реализуются общедидактические и специфические методические принципы при использовании подобных игр при обучении грамматике на уроках английского языка.

Современные методисты выделяют две группы принципов обучения иностранному языку – общедидактические и специфические методические принципы обучения иностранному языку.

 

Общедидактические принципы отечественной науки отражают положения, которые используются при обучении любому предмету.

1. Принцип сознательности

Мы вслед за И.Л. Бим полагаем, что сознательность – не только понимание содержания речи, но и осознание в процессе овладения тех единиц, из которых она состоит, и способов их использования [1, 47]. В наших играх принцип сознательности выражается в том, что ребенок учится осознанно употреблять грамматические формы в зависимости от ситуации.

2. Принцип активности.

В обучении иностранным языкам принцип активности приобретает важную роль, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником процесса, если он вовлечен учебную деятельность. Применяя компьютерные игры для обучения грамматике активность ребенка обусловлена  его повышенной мотивацией  к данному виду деятельности. В игре возникает интеллектуальная, эмоциональная и речевая активность, которая в совокупности способна обеспечить благоприятные условия для овладения языком.

3. Принцип наглядности

Наглядность – это специально организованный показ языкового материала и его употребления в речи, с целью оказания помощи учащимся осознать этот материал.  Играя в данные компьютерные игры, ребенок видит как функционируют грамматические явления.

4. Принцип развивающего обучения. Играя в игры AmIsAre и AmIsAre2 ребенок видит зону своего ближайшего развития (получение навыков для победы в игре), т.е. игра пробуждает его к изучению правил и применения их. За счет этого происходит его развитие. Он имеет цель – победить в игре. Мы имеем цель – сформировать  у него грамматические навыки. Наши цели разные, но игра объединяет их в одну – ведь чтобы победить нужно усвоить грамматическое правило и научиться применять его.

5. Принципы доступности и посильности. В обучении иностранным языкам должны быть обеспечены доступность и посильность. Применение этих принципов требует, чтобы обучение осуществлялось на уровне возможностей детей, чтобы они не испытывали непреодолимых трудностей. Доступность в наших играх обеспечивается постепенным  их усложнением – в первой части падают только местоимения, во второй к ним  прибавляются  еще и существительные. Сильным детям можно начать сразу со второй части, а то и вообще попытаться, играя, вывести правило спряжения глагола to be.

6. Принцип прочности выражается в том, что вводимые в память учащихся слова, структуры должны в ней сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы всякий раз, когда возникает необходимость.  В нашем случае прочность усвоения обеспечивается путем большой тренировки в воспроизведении материала и повышенной мотивацией к его усвоению.

Специфические методические принципы обучения иностранным языкам.

1. Принцип устной основы и принцип устного опережения может быть реализован в объяснении спряжения глагола to be и его устной тренировкой перед игрой.

2. Принцип комплексности, т.е. обеспечение взаимовлияние всех четырех видов речевой деятельности друг на друга при ведущей роли каждого из видов попеременно на разных отрезках процесса обучения. При использовании компьютерных игр данного типа при обучении грамматике английского языка данный принцип реализуется в том, что навык чтения тренируется, когда ученик зрительно воспринимает слово, навык говорения тренируется во время внутреннего проговаривания учеником полученного словосочетания, навык аудирования – когда ученик получает от программы одобрительное или порицательное высказывания в случае соответственно правильного или неправильного выстрела.

3. Принцип учета родного языка учащихся.

Реализуется в том, что перед игрой ученику  демонстрируется сравнение формы двух языков, анализируется их сходство и различие.

4. Принцип синтетичности усвоения, т.е. когда учащимся предлагается многократно воспринять материал для его интуитивного постижения, без анализа [3, 56]. При использовании наших игр в обучении ученика ставился в такие условия, когда ему нужно было путем проб и ошибок выяснить как сочетаются формы глагола to be  с предложенными словами, интуитивно постигая правила его употребления. Опыт показал, что не только сильные, но и слабые ученики способны к такому постижению, т.к. это очень похоже на естественное усвоение языка.

5. Принцип программирования коммуникативной деятельности в упражнениях реализуется в том, что ученик развивает навык правильного порядка слов – он многократно воспринимает сначала слово(подлежащие), затем он решает какая форма глагола с ним сочетается. В речи этот навык реализуется в том, что ученик начинает предложение всегда с подлежащего, за которым следует глагол.

Таким образом, при использовании компьютерных игр в процессе формирования грамматических навыков на уроках английского языка реализуются общедидактические и специфические методические принципы. Опыт показывает, что применение этих игр повышает мотивацию к изучению иностранного языка и улучшает качество усвоения грамматического материала. Игры размещены на сайте http://grammargames.ru

 

Список литературы

1.Бим И.Л.  Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. –М.:Просвещение, 1991.

2.Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть 1. –Уфа: изд-во БГПУ,2004.

3. Пальмер Г. Устный метод обучения ино­странным языкам. — М., 1960.



Все статьи автора «matveichenkov_im»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: