ДОЛОБАЕВА А.Е., МАРКОВА Л.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Ключевые слова:


ДОЛОБАЕВА А.Е., МАРКОВА Л.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1459 (дата обращения: 21.02.2024).

Подростковый возраст – период «бури и натиска», когда бурно    протекающие физиологические и психологические изменения, смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные нервно- психологические нарушения.

            Подросток- это несформировавшаяся, очень чувствительная, не способная себя защитить от негативных воздействий со стороны окружающих, ранимая и противоречивая личность, постоянно  сомневающаяся и неуверенная ни в чем. Вот эти сомнения и противоречия и лежат в основе постоянно изменяющегося  поведения, нестабильности во взглядах, идеях, интересах, а прежде всего – в динамике изменений самосознания. Поведение подростка , его поступки и действия прежде всего- зависят от отношения его к самому себе, от уровней его самооценки и притязаний. Неприятие и неконструктивное отношение к себе и к своим природным данным может служить серьёзной причиной для социально- психологической дезадаптации. Поэтому родители, педагоги, психологи должны работать над самовосприятием подрастающей личности, в  профилактике негативных тенденций развития  характера и поведения необходимо опираться  на позитивные,  т.е работа  может проводиться на основе принципов гуманизма Карла Роджерса. Одной из особенностей   подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых его черт и последующим их сглаживанием.  Именно в этом возрасте чаще всего проявляются  акцентуации характера. Своевременное распознавание типа акцентуаций характера имеет большое значение для педагогической и психологической коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов , а также нервно-психологических нарушений.  Пубертатный возраст является сензитивным и в плане эмоционального развития.  Поэтому не менее  актуальной проблемой для нас является тревожность подростков. Как отмечают многие практические психологи, именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и многих нарушений развития. Ещё Сёрен Кьеркегор в XIX веке говорил о том, что основным фактором, определяющим историю человеческой жизни, является тревожность.  В настоящее время существует ряд исследований, основанных на клинических данных. Изучается связь между тревожностью и другими личностными новообразованиями: например, тревожностью и уровням притязаний, тревожностью и самооценкой, тревожностью и акцентуацией  характера. Некоторые исследователи рассматривают тревожность как производную от этих образований, другие же говорят,  что образования обусловлены тревожностью.

Свою работу мы посвящаем выявлению связи тревожности с акцентуациями характера. По определению  А.Е.Личко, акцентуации характера- это « крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены , от чего обнаруживается субирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим».[ А.Е Личко, 1988]

По его данным только приблизительно у 5% подростков от 13 до 17 лет встречается сбалансированный характер, т.е гибкий, устойчивый к стрессам,  с умеренной тревожностью и невысокой чувствительностью . По данным исследования, проведенного в 1996-1997  годах на 925 подростках Москвы и Московской области, сбалансированный характер составил 0,1 %.[1]

Таким образом, у многих подростков обнаруживаются акцентуации характера, которые могут являться предрасполагающим  фактором для развития невростенических реакций, неврозов, патахарактерологических особенностей и т.д.

Кроме акцентуации характера, также имеет значение и такая индивидуально психологическая черта, как тревожность подростка. Тревожность- это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности.  Тревожность на психологическом уровне ощущается как напряжение, беспокойство, нервозность, озабоченность, она переживается в форме неопределённости, бессилия, беспомощности, незащищенности, одиночества и т.д.

Экспериментальное изучение влияния  тревожности на эффективность деятельности показывает, что тревога способствует успешности деятельности в относительно простых для индивида ситуациях и препятствует в сложных.

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся  в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата.

Но оптимальный уровень тревожности является  необходимым для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога), а чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности.

В психологии уделяется достаточно большое внимание  данной проблеме. В частности, Прихожан А.М. был проведён специальный анализ соотношения тревожности школьников 14-17 лет с наличием у них различных типов акцентуации. В этом исследовании школьники и психастеническим (18,9%), астено-невротическим (16,2%) и сензитивным (5,4%) типами акцентуаций имели выраженную тревожность.

Своё исследование по установлению взаимосвязи тревожности с типами акцентуации мы проводили на учащихся 12-13 лет средней школы № 43. В эксперименте  участвовали испытуемые: 17 мальчиков  и 12 девочек. Для выявления типов акцентуаций характера нами был выбран опросник А. Е Личко (11 типов акцентуации характера).

А для исследования тревожности мы выбрали детский вариант школы явной тревожности  (СМАS), адаптированный Дж. Тейлор.[2] Этот тест хорошо зарекомендовал себя во многих странах при выявлении причин школьной дезадаптации, нарушений сна, причин утомляемости, профилактике нервных «срывов», переживаний тревожности, связанной с конкурсными, соревновательными, экзаменационными работами и т.д.  В результате нашего экспериментального исследования мы получили по шкалам тревожности такие результаты: подростков, у которых  состояние тревожности полностью отсутствует, не оказалось в этой группе.

Испытуемые  с нормальным уровнем тревожности, который является необходимым для адаптации   и продуктивной деятельности, составляют 31,5 %, 21%  составляют подростки с несколько повышенной тревожностью. Группа учащихся с явно повышенной  тревожностью составляет 36,8 %

Также мы выявили, что 10,5 % всех школьников входит в группу риска с очень высоким уровнем тревожности ( больше 10 баллов по методике Тэйлор).

Данные, полученные с помощью опросника  А.Е Личко, показывают нам, что в этой выборке 89 % подростков имеют определённый тип акцентуации характера , из них 42 % имеют смешанный тип.

Данные, полученные в результате экспериментального исследования мы сопоставили в таблице № 1 (см. приложение), где показана связь уровня тревожности с типами акцентуаций характера, но она является односторонней, как видно из таблицы, так как обнаружилась в ходе исследования зависимость между тревожностью  и только двумя типами акцентуации: сензитивным и психастеническим, поэтому на все случаи тревожности эта связь не распространяется.

На основании полученных результатов нами разрабатываются коррекционная работа и рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей. И в заключение необходимо напомнить  о двух положениях в коррекционной работе с детьми: во-первых, нет «плохих» или «хороших» характеров, есть только индивидуальные особенности, которые отличают подростка от других или любых других от него. Ни один из характеров не создаёт каких-либо ограничений в интеллектульных и профессиональных достижениях. А во-вторых, знание  своего характера поможет подросткам использовать его максимально эффективно.

 

     Приложение  

Таблица №1

Взаимосвязь типа акцентуации характера и уровня тревожности.

Тип акцентуации % акцентуации в группе Высокий уровень тревожности(%) Средний или низкий уровень тревожности.
Психастенический тип 5,2% 5,2% -
Сензитивный тип 10,5% 10,5% -
Смешанный ( психастенический и сензитивный) 15,7% 15,7% -
Смешанный тип ( другие) 15,7% 5,2% 10,5%
Отсутствие акцентуации 10,5% 5,2% 5,2%
Другие типы акцентуации 42,1% 5,2% 36,9%

 

Список литературы:

1.Подросток на перекрёстке эпох(под ред. Лактионова В.П. –М.; 1999.- с. 117-132.

2.Прихожан А. Тревожность как особое состояние психики. М, 1999.



Все статьи автора «gtanya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: