Подростковый возраст – период «бури и натиска», когда бурно протекающие физиологические и психологические изменения, смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные нервно- психологические нарушения.
Подросток- это несформировавшаяся, очень чувствительная, не способная себя защитить от негативных воздействий со стороны окружающих, ранимая и противоречивая личность, постоянно сомневающаяся и неуверенная ни в чем. Вот эти сомнения и противоречия и лежат в основе постоянно изменяющегося поведения, нестабильности во взглядах, идеях, интересах, а прежде всего – в динамике изменений самосознания. Поведение подростка , его поступки и действия прежде всего- зависят от отношения его к самому себе, от уровней его самооценки и притязаний. Неприятие и неконструктивное отношение к себе и к своим природным данным может служить серьёзной причиной для социально- психологической дезадаптации. Поэтому родители, педагоги, психологи должны работать над самовосприятием подрастающей личности, в профилактике негативных тенденций развития характера и поведения необходимо опираться на позитивные, т.е работа может проводиться на основе принципов гуманизма Карла Роджерса. Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых его черт и последующим их сглаживанием. Именно в этом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. Своевременное распознавание типа акцентуаций характера имеет большое значение для педагогической и психологической коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов , а также нервно-психологических нарушений. Пубертатный возраст является сензитивным и в плане эмоционального развития. Поэтому не менее актуальной проблемой для нас является тревожность подростков. Как отмечают многие практические психологи, именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и многих нарушений развития. Ещё Сёрен Кьеркегор в XIX веке говорил о том, что основным фактором, определяющим историю человеческой жизни, является тревожность. В настоящее время существует ряд исследований, основанных на клинических данных. Изучается связь между тревожностью и другими личностными новообразованиями: например, тревожностью и уровням притязаний, тревожностью и самооценкой, тревожностью и акцентуацией характера. Некоторые исследователи рассматривают тревожность как производную от этих образований, другие же говорят, что образования обусловлены тревожностью.
Свою работу мы посвящаем выявлению связи тревожности с акцентуациями характера. По определению А.Е.Личко, акцентуации характера- это « крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены , от чего обнаруживается субирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим».[ А.Е Личко, 1988]
По его данным только приблизительно у 5% подростков от 13 до 17 лет встречается сбалансированный характер, т.е гибкий, устойчивый к стрессам, с умеренной тревожностью и невысокой чувствительностью . По данным исследования, проведенного в 1996-1997 годах на 925 подростках Москвы и Московской области, сбалансированный характер составил 0,1 %.[1]
Таким образом, у многих подростков обнаруживаются акцентуации характера, которые могут являться предрасполагающим фактором для развития невростенических реакций, неврозов, патахарактерологических особенностей и т.д.
Кроме акцентуации характера, также имеет значение и такая индивидуально психологическая черта, как тревожность подростка. Тревожность- это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Тревожность на психологическом уровне ощущается как напряжение, беспокойство, нервозность, озабоченность, она переживается в форме неопределённости, бессилия, беспомощности, незащищенности, одиночества и т.д.
Экспериментальное изучение влияния тревожности на эффективность деятельности показывает, что тревога способствует успешности деятельности в относительно простых для индивида ситуациях и препятствует в сложных.
Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата.
Но оптимальный уровень тревожности является необходимым для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога), а чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности.
В психологии уделяется достаточно большое внимание данной проблеме. В частности, Прихожан А.М. был проведён специальный анализ соотношения тревожности школьников 14-17 лет с наличием у них различных типов акцентуации. В этом исследовании школьники и психастеническим (18,9%), астено-невротическим (16,2%) и сензитивным (5,4%) типами акцентуаций имели выраженную тревожность.
Своё исследование по установлению взаимосвязи тревожности с типами акцентуации мы проводили на учащихся 12-13 лет средней школы № 43. В эксперименте участвовали испытуемые: 17 мальчиков и 12 девочек. Для выявления типов акцентуаций характера нами был выбран опросник А. Е Личко (11 типов акцентуации характера).
А для исследования тревожности мы выбрали детский вариант школы явной тревожности (СМАS), адаптированный Дж. Тейлор.[2] Этот тест хорошо зарекомендовал себя во многих странах при выявлении причин школьной дезадаптации, нарушений сна, причин утомляемости, профилактике нервных «срывов», переживаний тревожности, связанной с конкурсными, соревновательными, экзаменационными работами и т.д. В результате нашего экспериментального исследования мы получили по шкалам тревожности такие результаты: подростков, у которых состояние тревожности полностью отсутствует, не оказалось в этой группе.
Испытуемые с нормальным уровнем тревожности, который является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности, составляют 31,5 %, 21% составляют подростки с несколько повышенной тревожностью. Группа учащихся с явно повышенной тревожностью составляет 36,8 %
Также мы выявили, что 10,5 % всех школьников входит в группу риска с очень высоким уровнем тревожности ( больше 10 баллов по методике Тэйлор).
Данные, полученные с помощью опросника А.Е Личко, показывают нам, что в этой выборке 89 % подростков имеют определённый тип акцентуации характера , из них 42 % имеют смешанный тип.
Данные, полученные в результате экспериментального исследования мы сопоставили в таблице № 1 (см. приложение), где показана связь уровня тревожности с типами акцентуаций характера, но она является односторонней, как видно из таблицы, так как обнаружилась в ходе исследования зависимость между тревожностью и только двумя типами акцентуации: сензитивным и психастеническим, поэтому на все случаи тревожности эта связь не распространяется.
На основании полученных результатов нами разрабатываются коррекционная работа и рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей. И в заключение необходимо напомнить о двух положениях в коррекционной работе с детьми: во-первых, нет «плохих» или «хороших» характеров, есть только индивидуальные особенности, которые отличают подростка от других или любых других от него. Ни один из характеров не создаёт каких-либо ограничений в интеллектульных и профессиональных достижениях. А во-вторых, знание своего характера поможет подросткам использовать его максимально эффективно.
Приложение
Таблица №1
Взаимосвязь типа акцентуации характера и уровня тревожности.
Тип акцентуации | % акцентуации в группе | Высокий уровень тревожности(%) | Средний или низкий уровень тревожности. |
Психастенический тип | 5,2% | 5,2% | - |
Сензитивный тип | 10,5% | 10,5% | - |
Смешанный ( психастенический и сензитивный) | 15,7% | 15,7% | - |
Смешанный тип ( другие) | 15,7% | 5,2% | 10,5% |
Отсутствие акцентуации | 10,5% | 5,2% | 5,2% |
Другие типы акцентуации | 42,1% | 5,2% | 36,9% |
Список литературы:
1.Подросток на перекрёстке эпох(под ред. Лактионова В.П. –М.; 1999.- с. 117-132.
2.Прихожан А. Тревожность как особое состояние психики. М, 1999.
Количество просмотров публикации: Please wait