УДК 37

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Мажитова Г.З.1, Мажитова Д.З.2
1Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, магистр географии, преподаватель
2Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, магистрант

Аннотация
В статье описывается влияние модульной технологии обучения на здоровье школьников.

Ключевые слова: модульная технология обучения


MODULAR TECHNOLOGY EDUCATION AND ITS IMPACT ON THE HEALTH OF SCHOOL CHILDREN

Mazhitova G.Z.1, Mazhitova D.Z.2
1North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva, master of geography, teacher
2North Kazakhstan State University. M.Kozybaeva, applicant for master degree

Abstract
This article is about modular technology education and its impact on the health of school children

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мажитова Г.З., Мажитова Д.З. Модульная технология обучения и ее влияние на здоровье школьников // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1397 (дата обращения: 30.05.2017).

В последнее время все чаще наблюдается тенденция прогрессирующей потери интереса школьников к учебе. Более того, учащиеся на занятиях вялые, уставшие, пассивны, а порой и агрессивны. У школьников уже в столь раннем возрасте наблюдаются стрессовые ситуации, что очень неблагоприятно сказывается на общем здоровье учащихся.

Происходит все это по совокупности причин: традиционные методы обучения не отвечают потребностям современных школьников, не учитывают потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, более того учебный процесс в большинстве школ характеризуется преимущественно единым содержанием, фронтальными формами обучения, преобладанием объяснительно-иллюстративного способа преподавания. Немаловажным является и увеличение числа изучаемых дисциплин в учебных планах школ, сокращение времени на изучение некоторых классических школьных предметов. Следствием этого является то, что у учащихся в день может быть от 6 до 8 уроков.

Все это говорит о необходимости изменения, корректировки системы образования таким образом, чтобы: во-первых, она способствовала развитию способностей и интересов ученика, а с другой стороны – сохранению его индивидуального здоровья. Последнее является актуальной проблемой, так как среди современных школьников здоровые дети составляют незначительную часть, а учебно-познавательные возможности большинства детей снижены из-за ослабленного здоровья [4]. Следовательно, если у учащихся повысится интерес к изучаемым предметам, то это в свою очередь повысит результативность обучения, успеваемость учащихся и активность на занятиях и наилучшим образом скажется на здоровье учащихся.

Необходимо направить цели среднего образования на повышение результативности обучения, замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, больший учет психофизических особенностей учащихся, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами, которые можно подвергнуть контролю.

В этой связи в последние годы в методике преподавания велся целый ряд теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса. Среди этих исследований выделяется большая группа, посвященная проблеме разработки и внедрения новых педагогических технологий с учетом всех требований [2].

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения [3]. Как показывает опыт, нельзя опираться только на распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.

В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения [3]. Технология модульного обучения, согласно мнению выдающихся педагогов, интегрирует в себе все то, прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике [4]. Ведь эта технология разработана на основе технологий полного усвоения знаний, дифференцированного обучения и коллективного взаимообучения. Модульная технология предполагает структурирование программ учебных дисциплин в систему укрупненных целевых блоков-модулей, в которых объединены учебное содержание и технология овладения им для достижения определенного уровня способностей, умений и навыков, устанавливаемого целевой программой действий [5]. Такое структурирование учебных программ дает возможность сократить курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты и глубины материала. Только одно это должно приветствоваться как возможность уменьшить учебную нагрузку школьников. Учитель в модульной технологии приобретает новую роль – роль координатора и организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся [1].

Основными преимуществами новой технологии обучения являются:

  • комфортный темп работы обучаемого;
  • гибкое построение содержание обучения;
  • интеграция различных форм и видов деятельности;
  • достижение высшего уровня мотивации учения [3].

Анализ данных преимуществ позволил прийти к следующим выводам: комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграция различных ее видов способствуют достижению высокого уровня конечных результатов, и создают эмоциональный комфорт учащихся. Более того, интеграция различных форм и видов деятельности дает возможность учащимся в большей степени самореализоваться.

Ещё одна важная черта модульного обучения – модульная технология строиться на основе здоровьесберегающего процесса обучения, оберегающего учащихся, прежде всего, от стрессов, связанных с неуспеваемостью.

В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН г. Москвы проводилось гигиеническая оценка влияния ряда технологий обучения на здоровье детей [4]. В список исследований попала и модульная технология обучения. Основным критерием здоровьесберегающего эффекта педагогических воздействий служила распространенность среди школьников сильного и выраженного утомления на уроках, то есть его кумулирующихся форм. Исследователями был проведен сравнительный анализ утомляющего воздействия на организм учащихся 7-9-го классов модульных и традиционных программ. Эксперименту подверглось около 300 учащихся. Наблюдения проводились в школе с углубленным изучением математики на уроках русского языка, геометрии, физики, экономики, географии и биологии. Было проведено 20 экспериментных уроков, из которых 11 были модульными и 9 – традиционными. Проанализировав работоспособность учащихся, было установлено, что на модульных уроках число школьников с сильной и выраженной степенью утомления составляло в среднем 22,0 % против 49,6% на традиционных уроках. На оцениваемых учебных предметах модульное построение уроков уменьшало развитие сильного и выраженного утомления у школьников в 1,3-9,7 раза по сравнению с традиционными уроками [4].

Вместе с тем установлена прямая зависимость степени утомляемости на модульных уроках от их места в школьном расписании: наименьшее число детей с сильным и выраженным утомлением отмечалось на модульных уроках, проводимых первой парой, – 13,5%. По мере увеличения номера модульных уроков в расписании распространенность сильного и выраженного утомления нарастала до 22,3% после 3-4 уроков, до 37,0% после 5-6 уроков и до 47% после 7-8 уроков. Последняя цифра лишний раз показывает, что даже самые передовые технологии не в состоянии препятствовать развитию утомления детей на 7-8 уроке [4].

Результаты гигиенической оценки модульной технологии, применяемой на фоне традиционной системы обучения, дают полное право говорить о ее здоровьесберегающем педагогическом воздействии на организм учащихся.

Меньшая утомляемость школьников на модульных уроках по сравнению с традиционными уроками обусловлена рядом факторов:

  • учащийся имеет возможность определить и придерживаться темпа работы, удобного и подходящего для него;
  • если учащийся не усвоил в полной мере изучаемый материал, у него есть возможность вернуться и уяснить неусвоенное;
  • наглядный характер учебных элементов с самого начала тренирует образное мышление обучаемых, позволяющее перекодировать рисунки-инструкции в реальные практические действия;
  • чередование различных форм и видов деятельности развивает активизацию и работоспособность учащихся;
  • если же учащийся по причине болезни пропустил занятия, у него есть возможность проработать пропущенные модули и не отстать от сверстников.
  • отсутствие тревожности, страха перед «двойкой»;
  • доверительные отношения в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех.

Таким образом, в современных условиях модульная технология обучения обеспечивает развитие у обучающегося интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умение управлять учебно-познавательной деятельностью, эмоциональной устойчивости, постепенно, по мере прохождения практического курса, переходящую в профессиональное мастерство. Развитие всех этих качеств осуществляется в неразрывной связи друг с другом [5]. Многоуровневая система модульного обучения при осуществлении практической деятельности учащимися способствует постепенному формированию у них устойчивых навыков профессионального самоконтроля при выполнении точных операций с применением соответствующего инструментария. При использовании модульной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования, а также повышается результативность, сокращается время обучения. Технология модульного обучения способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. 


Библиографический список
  1. Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения // Творческая педагогика, 2001. № 1.
  2. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б.. Методика и технология обучения географии в школе. М., 2004.
  3. Кожикеева Г.К. Современные образовательные технологии // Учитель Республики, 2008.
  4. Куинджи Н.Н., Степанова М.И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Школа здоровья, 2000.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.


Все статьи автора «Назарова Татьяна В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: