В последнее время все чаще наблюдается тенденция прогрессирующей потери интереса школьников к учебе. Более того, учащиеся на занятиях вялые, уставшие, пассивны, а порой и агрессивны. У школьников уже в столь раннем возрасте наблюдаются стрессовые ситуации, что очень неблагоприятно сказывается на общем здоровье учащихся.
Происходит все это по совокупности причин: традиционные методы обучения не отвечают потребностям современных школьников, не учитывают потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, более того учебный процесс в большинстве школ характеризуется преимущественно единым содержанием, фронтальными формами обучения, преобладанием объяснительно-иллюстративного способа преподавания. Немаловажным является и увеличение числа изучаемых дисциплин в учебных планах школ, сокращение времени на изучение некоторых классических школьных предметов. Следствием этого является то, что у учащихся в день может быть от 6 до 8 уроков.
Все это говорит о необходимости изменения, корректировки системы образования таким образом, чтобы: во-первых, она способствовала развитию способностей и интересов ученика, а с другой стороны – сохранению его индивидуального здоровья. Последнее является актуальной проблемой, так как среди современных школьников здоровые дети составляют незначительную часть, а учебно-познавательные возможности большинства детей снижены из-за ослабленного здоровья [4]. Следовательно, если у учащихся повысится интерес к изучаемым предметам, то это в свою очередь повысит результативность обучения, успеваемость учащихся и активность на занятиях и наилучшим образом скажется на здоровье учащихся.
Необходимо направить цели среднего образования на повышение результативности обучения, замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, больший учет психофизических особенностей учащихся, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами, которые можно подвергнуть контролю.
В этой связи в последние годы в методике преподавания велся целый ряд теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса. Среди этих исследований выделяется большая группа, посвященная проблеме разработки и внедрения новых педагогических технологий с учетом всех требований [2].
Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения [3]. Как показывает опыт, нельзя опираться только на распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения [3]. Технология модульного обучения, согласно мнению выдающихся педагогов, интегрирует в себе все то, прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике [4]. Ведь эта технология разработана на основе технологий полного усвоения знаний, дифференцированного обучения и коллективного взаимообучения. Модульная технология предполагает структурирование программ учебных дисциплин в систему укрупненных целевых блоков-модулей, в которых объединены учебное содержание и технология овладения им для достижения определенного уровня способностей, умений и навыков, устанавливаемого целевой программой действий [5]. Такое структурирование учебных программ дает возможность сократить курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты и глубины материала. Только одно это должно приветствоваться как возможность уменьшить учебную нагрузку школьников. Учитель в модульной технологии приобретает новую роль – роль координатора и организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся [1].
Основными преимуществами новой технологии обучения являются:
- комфортный темп работы обучаемого;
- гибкое построение содержание обучения;
- интеграция различных форм и видов деятельности;
- достижение высшего уровня мотивации учения [3].
Анализ данных преимуществ позволил прийти к следующим выводам: комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграция различных ее видов способствуют достижению высокого уровня конечных результатов, и создают эмоциональный комфорт учащихся. Более того, интеграция различных форм и видов деятельности дает возможность учащимся в большей степени самореализоваться.
Ещё одна важная черта модульного обучения – модульная технология строиться на основе здоровьесберегающего процесса обучения, оберегающего учащихся, прежде всего, от стрессов, связанных с неуспеваемостью.
В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН г. Москвы проводилось гигиеническая оценка влияния ряда технологий обучения на здоровье детей [4]. В список исследований попала и модульная технология обучения. Основным критерием здоровьесберегающего эффекта педагогических воздействий служила распространенность среди школьников сильного и выраженного утомления на уроках, то есть его кумулирующихся форм. Исследователями был проведен сравнительный анализ утомляющего воздействия на организм учащихся 7-9-го классов модульных и традиционных программ. Эксперименту подверглось около 300 учащихся. Наблюдения проводились в школе с углубленным изучением математики на уроках русского языка, геометрии, физики, экономики, географии и биологии. Было проведено 20 экспериментных уроков, из которых 11 были модульными и 9 – традиционными. Проанализировав работоспособность учащихся, было установлено, что на модульных уроках число школьников с сильной и выраженной степенью утомления составляло в среднем 22,0 % против 49,6% на традиционных уроках. На оцениваемых учебных предметах модульное построение уроков уменьшало развитие сильного и выраженного утомления у школьников в 1,3-9,7 раза по сравнению с традиционными уроками [4].
Вместе с тем установлена прямая зависимость степени утомляемости на модульных уроках от их места в школьном расписании: наименьшее число детей с сильным и выраженным утомлением отмечалось на модульных уроках, проводимых первой парой, – 13,5%. По мере увеличения номера модульных уроков в расписании распространенность сильного и выраженного утомления нарастала до 22,3% после 3-4 уроков, до 37,0% после 5-6 уроков и до 47% после 7-8 уроков. Последняя цифра лишний раз показывает, что даже самые передовые технологии не в состоянии препятствовать развитию утомления детей на 7-8 уроке [4].
Результаты гигиенической оценки модульной технологии, применяемой на фоне традиционной системы обучения, дают полное право говорить о ее здоровьесберегающем педагогическом воздействии на организм учащихся.
Меньшая утомляемость школьников на модульных уроках по сравнению с традиционными уроками обусловлена рядом факторов:
- учащийся имеет возможность определить и придерживаться темпа работы, удобного и подходящего для него;
- если учащийся не усвоил в полной мере изучаемый материал, у него есть возможность вернуться и уяснить неусвоенное;
- наглядный характер учебных элементов с самого начала тренирует образное мышление обучаемых, позволяющее перекодировать рисунки-инструкции в реальные практические действия;
- чередование различных форм и видов деятельности развивает активизацию и работоспособность учащихся;
- если же учащийся по причине болезни пропустил занятия, у него есть возможность проработать пропущенные модули и не отстать от сверстников.
- отсутствие тревожности, страха перед «двойкой»;
- доверительные отношения в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех.
Таким образом, в современных условиях модульная технология обучения обеспечивает развитие у обучающегося интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умение управлять учебно-познавательной деятельностью, эмоциональной устойчивости, постепенно, по мере прохождения практического курса, переходящую в профессиональное мастерство. Развитие всех этих качеств осуществляется в неразрывной связи друг с другом [5]. Многоуровневая система модульного обучения при осуществлении практической деятельности учащимися способствует постепенному формированию у них устойчивых навыков профессионального самоконтроля при выполнении точных операций с применением соответствующего инструментария. При использовании модульной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования, а также повышается результативность, сокращается время обучения. Технология модульного обучения способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения.
Библиографический список
- Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения // Творческая педагогика, 2001. № 1.
- Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б.. Методика и технология обучения географии в школе. М., 2004.
- Кожикеева Г.К. Современные образовательные технологии // Учитель Республики, 2008.
- Куинджи Н.Н., Степанова М.И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Школа здоровья, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Количество просмотров публикации: Please wait