УДК 9

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ В Д. ТИХОНОВО ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО Р-НА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛ. В 1980-Е ГГ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ЛОКАЛЬНОГО МИФА ОБ ОСНОВАНИИ ДЕРЕВЕНЬ

Кучинов Артемий Михайлович
Московский Государственний Университет имени М. В. Ломоносова
Студент Факультета Политологии, член Молодёжного Отделения Российской Ассоциации Политической Науки

Аннотация
Статья посвящена общественным идеалам в д. Тихоново Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл. в 1980-е гг.
Статья представлена на конференции «Клио-2012» в Российском Государственном Архиве Социально-Политической Истории 6 апреля 2012 года.

Ключевые слова: Гусь Хрустальный, Общественные идеалы


SOCIAL IDEALS IN THE VILLAGE TIKHONOVO GUS CRYSTAL DISTRICT OF VLADIMIR REGION. IN THE 1980S.: BASED ON LOCAL MYTHS ABOUT THE FOUNDING OF VILLAGES

Kuchinov Artemiy Mihaylovich
Moscow State University
Student of the Faculty of Political Science, a member of the youth branch of the Russian Association of Political Science

Abstract
Article is about social ideals in the village Tikhonovo Gus Crystal district of Vladimir region in the 1980 years.
Paper presented at the conference "Clio-2012" in the Russian State Archive of Socio-Political History April 6, 2012.

Рубрика: История, Культурология, Политология, Психология, Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Кучинов А.М. Общественные идеалы в д. Тихоново Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл. в 1980-е гг.: по материалам локального мифа об основании деревень // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/04/833 (дата обращения: 27.05.2017).

Источником нашего исследования стал локальный исторический миф об основании 3-х деревень. При локализме[1], по локальным мифам можно исследовать особенности психологической среды в то или иное время. Обостренный интерес к прошлому, попытки с его помощью понять настоящее, смоделировать будущее, свойственны каждой культуре при социокультурном и идентичностном кризисах. Прошлое формирует новые образ мира, мифологию, объясняющие суть происходящего. В условиях идентификационного кризиса оно становится экзистенциальным пространством, где личность находит свою идентичность и смысл существования.[2]

Основанием для исследуемого мифа оказались реально произошедшие исторические положительные события, «избранная общая слава».[3]

Содержание мифа в том, что д. Тихоново, Избищи, Ягодино были основаны Тихоном, Филином и Гордеем соответственно, братьями, плывшими из г. Владимира по р. Буже (по др. версии – шли по берегу) в поисках «земли обетованной». Даже сельский учитель истории Савельев И. В., опубликовавший эту легенду в 1986-1989 гг. в рукописи «История Тихоново», верил в эту легенду и считал, что это событие произошло в XIXII вв., когда Мещёрская низменность начала заселяться славянским населением, думал, что «3 брата» могли бежать от жёсткой политики владимирских князей.[4]

В пересказе Савельева И. В., вне сомнения, некоторые факты являются художественными преувеличениями и вымыслами. Это климатическая разнообразность Тихоново и Владимира («Со стороны несолнечной, северной»), факты, которые могли быть придуманы в художественных целях. Гордею приписывается инициатива хождения в поисках «обетованной земли», констатируется о том, что Филька провалился в чарусу (болотистую лужайку, предп. совр. Иванищевское б-то), а Гордей и Тихон вытягивали его по жерди. Возможно, вымыслом является наличие в старой липе дупла размером с лошадь, ассоциировавшегося с логовом утопшей ведьмы, где, по пересказу Савельева И. В., поселился Тихон. Согласно легенде, Гордей остановился на месте слияния р. Поля и Бужа, где был «лес огромный, стволы и пеньки смолевые», «из-под древ вода капает», завёл на том месте смолокурню. Согласно Савельеву И. В., Тихон остановился около лип, протянувшихся вдоль берега, чтобы «на лапти лыко драть».[5]

Возможно, придуманы и географические данные – что после Тихоново река становилась шире, в ней были заливные луга, много рыбы, зверя, в т. ч. кабанов, которых стал содержать Филин. Этим Савельев И. В. объясняет происхождение названия ур. Свиное Поле. В его пересказе говорится, что в лесу около реки «Зверь сытый, не тронет», три брата шли «по кочкам, по корневищам», их «донимала мошкара», они останавливались на отдых, спали и шли дальше. Согласно пересказу Савельева И. В., 85 км от Владимира до слияния рек «братья» прошли за 3 дня. Вода в р. Бужа и Поля была «с жёлто-красной водой». Заканчивается пересказ словами «О том, как жили молодцы наши дальше, история умалчивает».[6]

Пока частичное подтверждение не попалось автору данного исследования, её не считали правдой. Оказалось, здесь идёт речь о резидентах д. Арефинская (совр. Тихоново) Тихоне и д. Ягодинская (совр. Ягодино) Гордее – бобылей нач. XVII в., реально проживавших в данной местности. Писцовая книга находится в РГАДА. Населения в то время в той местности было мало, Тихон и Гордей не были братьями. Филин, согласно архивным данным, жил в д. Дёминская (совр. Дёмино), а не в Избищах, которые вообще в документе не упоминаются, принадлежали другому участку.

Информация искажена, нас интересуют эти искажения, отражающие желания и потребности жителей 1980-х гг.

Нарушается идентичность названий деревень. В легенде и исторической памяти, отсутствует название Тихоново, под которым оно существовало всю свою историю – Арефинская. Избищи и Ягодино названы названиями, в которых они не числились официально. Деревни в то время часто имели 2 названия: официальное и бытовое, которое писалось через запятую с надписью «тоже». Двойственность в названии до сих пор существует у жителей Ягодино (Гордеево) и Избищ (Филино).

Исчезли данные о том, что Филин был резидентом Дёмино (от Тихоново 21 км), появилась сомнительная информация о том, что он был резидентом близкой к Тихоново (1 км) и Ягодино (2 км) д. Избищи.

Много памяти уделяется предкам из раннего средневековья, в т. ч. не существовавшим. Наблюдается желание людей иметь себе более древних предшественников, при том, что локальная история до нач. XVII в. никогда не исследовалась.

Этот миф интересен несколькими особенностями: в нём отсутствует образ зла, заговора и т. д., который должен быть в мифе.[7]

Интересна политическая составляющая мифа. В героизации[8] и персонификации истории «братьям» приписаны властные функции. В памяти лучше всего отразились лица, которых называют «помещиками», хотя они ими не были. Тихона, Гордея и Филина тоже считают «помещиками». Есть память о том, что в д. Избищи помещик был жестоким: сильно избивал крестьян, в Тихоново – снисходительным – это может преувеличенно отражать качества каких-либо лиц, существовавших в обеих деревнях.

Миф отражает существовавшую в 1986-1989 гг. и до сих пор (в период общественной трансформации), в Тихоново неудовлетворённость – попытку ответов на вопросы «кто мы?», «откуда мы?», «куда мы идём?».[9] Сквозь миф просматриваются такие ценности и потребности, как локализм, общение, взаимопомощь, родственники (приписывание родственной связи действующим лицам), природное окружение, независимость от вышестоящего начальства (наличие идеала деятельностности: смолокурня Гордея, лапти Тихона, животноводство Филина).


[1] Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. – М.: Издательство ФО СССР, 1991. С. 55, Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). Т. 3. – М.: Издательство ФО СССР, 1991. С. 170-175.

[2] Евгеньева Т. В. Современные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования // РГГУ – вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный педагогический опыт: сборник материалов программы повышения квалификации «Методика преподавания исторических курсов в РГГУ»] / Под ред. В. В. Минаева, Н. И. Басовской, А. Б. Безбородова. – М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 83-94.

[3] Волкан В., Оболенский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // Общественные науки и современность. М., 1992. № 6. С.42-43.

[4] Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. Т. 1. [Неизданная рукопись] – Село Тихоново, 1986-1989. От далёкого прошлого до 1917 года. С. 17-19.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Евгеньева Т. В. Современные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования // РГГУ – вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный педагогический опыт: сборник материалов программы повышения квалификации «Методика преподавания исторических курсов в РГГУ»] / Под ред. В. В. Минаева, Н. И. Басовской, А. Б. Безбородова. – М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 83-94.

[8] Там же.

[9] Там же.


Библиографический список
  1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. [Книга] – Москва: Издательство ФО СССР, 1991. 318 с.
  2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). Т. 3. [Книга] – Москва: Издательство ФО СССР, 1991. XXXIX+470 с.
  3. Волкан В., Оболенский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // Общественные науки и современность. М., 1992. № 6. С.31-48.
  4. Евгеньева Т. В. Современные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования // РГГУ – вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный педагогический опыт: сборник материалов программы повышения квалификации «Методика преподавания исторических курсов в РГГУ»] / Под ред. В. В. Минаева, Н. И. Басовской, А. Б. Безбородова. – М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 83-94.
  5. Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. Т. 1. [Неизданная рукопись] – Село Тихоново, 1986-1989. От далёкого прошлого до 1917 года. 92 с.


Все статьи автора «artemiy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: