Источником нашего исследования стал локальный исторический миф об основании 3-х деревень. При локализме[1], по локальным мифам можно исследовать особенности психологической среды в то или иное время. Обостренный интерес к прошлому, попытки с его помощью понять настоящее, смоделировать будущее, свойственны каждой культуре при социокультурном и идентичностном кризисах. Прошлое формирует новые образ мира, мифологию, объясняющие суть происходящего. В условиях идентификационного кризиса оно становится экзистенциальным пространством, где личность находит свою идентичность и смысл существования.[2]
Основанием для исследуемого мифа оказались реально произошедшие исторические положительные события, «избранная общая слава».[3]
Содержание мифа в том, что д. Тихоново, Избищи, Ягодино были основаны Тихоном, Филином и Гордеем соответственно, братьями, плывшими из г. Владимира по р. Буже (по др. версии – шли по берегу) в поисках «земли обетованной». Даже сельский учитель истории Савельев И. В., опубликовавший эту легенду в 1986-1989 гг. в рукописи «История Тихоново», верил в эту легенду и считал, что это событие произошло в XI – XII вв., когда Мещёрская низменность начала заселяться славянским населением, думал, что «3 брата» могли бежать от жёсткой политики владимирских князей.[4]
В пересказе Савельева И. В., вне сомнения, некоторые факты являются художественными преувеличениями и вымыслами. Это климатическая разнообразность Тихоново и Владимира («Со стороны несолнечной, северной»), факты, которые могли быть придуманы в художественных целях. Гордею приписывается инициатива хождения в поисках «обетованной земли», констатируется о том, что Филька провалился в чарусу (болотистую лужайку, предп. совр. Иванищевское б-то), а Гордей и Тихон вытягивали его по жерди. Возможно, вымыслом является наличие в старой липе дупла размером с лошадь, ассоциировавшегося с логовом утопшей ведьмы, где, по пересказу Савельева И. В., поселился Тихон. Согласно легенде, Гордей остановился на месте слияния р. Поля и Бужа, где был «лес огромный, стволы и пеньки смолевые», «из-под древ вода капает», завёл на том месте смолокурню. Согласно Савельеву И. В., Тихон остановился около лип, протянувшихся вдоль берега, чтобы «на лапти лыко драть».[5]
Возможно, придуманы и географические данные – что после Тихоново река становилась шире, в ней были заливные луга, много рыбы, зверя, в т. ч. кабанов, которых стал содержать Филин. Этим Савельев И. В. объясняет происхождение названия ур. Свиное Поле. В его пересказе говорится, что в лесу около реки «Зверь сытый, не тронет», три брата шли «по кочкам, по корневищам», их «донимала мошкара», они останавливались на отдых, спали и шли дальше. Согласно пересказу Савельева И. В., 85 км от Владимира до слияния рек «братья» прошли за 3 дня. Вода в р. Бужа и Поля была «с жёлто-красной водой». Заканчивается пересказ словами «О том, как жили молодцы наши дальше, история умалчивает».[6]
Пока частичное подтверждение не попалось автору данного исследования, её не считали правдой. Оказалось, здесь идёт речь о резидентах д. Арефинская (совр. Тихоново) Тихоне и д. Ягодинская (совр. Ягодино) Гордее – бобылей нач. XVII в., реально проживавших в данной местности. Писцовая книга находится в РГАДА. Населения в то время в той местности было мало, Тихон и Гордей не были братьями. Филин, согласно архивным данным, жил в д. Дёминская (совр. Дёмино), а не в Избищах, которые вообще в документе не упоминаются, принадлежали другому участку.
Информация искажена, нас интересуют эти искажения, отражающие желания и потребности жителей 1980-х гг.
Нарушается идентичность названий деревень. В легенде и исторической памяти, отсутствует название Тихоново, под которым оно существовало всю свою историю – Арефинская. Избищи и Ягодино названы названиями, в которых они не числились официально. Деревни в то время часто имели 2 названия: официальное и бытовое, которое писалось через запятую с надписью «тоже». Двойственность в названии до сих пор существует у жителей Ягодино (Гордеево) и Избищ (Филино).
Исчезли данные о том, что Филин был резидентом Дёмино (от Тихоново 21 км), появилась сомнительная информация о том, что он был резидентом близкой к Тихоново (1 км) и Ягодино (2 км) д. Избищи.
Много памяти уделяется предкам из раннего средневековья, в т. ч. не существовавшим. Наблюдается желание людей иметь себе более древних предшественников, при том, что локальная история до нач. XVII в. никогда не исследовалась.
Этот миф интересен несколькими особенностями: в нём отсутствует образ зла, заговора и т. д., который должен быть в мифе.[7]
Интересна политическая составляющая мифа. В героизации[8] и персонификации истории «братьям» приписаны властные функции. В памяти лучше всего отразились лица, которых называют «помещиками», хотя они ими не были. Тихона, Гордея и Филина тоже считают «помещиками». Есть память о том, что в д. Избищи помещик был жестоким: сильно избивал крестьян, в Тихоново – снисходительным – это может преувеличенно отражать качества каких-либо лиц, существовавших в обеих деревнях.
Миф отражает существовавшую в 1986-1989 гг. и до сих пор (в период общественной трансформации), в Тихоново неудовлетворённость – попытку ответов на вопросы «кто мы?», «откуда мы?», «куда мы идём?».[9] Сквозь миф просматриваются такие ценности и потребности, как локализм, общение, взаимопомощь, родственники (приписывание родственной связи действующим лицам), природное окружение, независимость от вышестоящего начальства (наличие идеала деятельностности: смолокурня Гордея, лапти Тихона, животноводство Филина).
[1] Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. – М.: Издательство ФО СССР, 1991. С. 55, Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). Т. 3. – М.: Издательство ФО СССР, 1991. С. 170-175.
[2] Евгеньева Т. В. Современные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования // РГГУ – вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный педагогический опыт: сборник материалов программы повышения квалификации «Методика преподавания исторических курсов в РГГУ»] / Под ред. В. В. Минаева, Н. И. Басовской, А. Б. Безбородова. – М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 83-94.
[3] Волкан В., Оболенский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // Общественные науки и современность. М., 1992. № 6. С.42-43.
[4] Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. Т. 1. [Неизданная рукопись] – Село Тихоново, 1986-1989. От далёкого прошлого до 1917 года. С. 17-19.
[7] Евгеньева Т. В. Современные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования // РГГУ – вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный педагогический опыт: сборник материалов программы повышения квалификации «Методика преподавания исторических курсов в РГГУ»] / Под ред. В. В. Минаева, Н. И. Басовской, А. Б. Безбородова. – М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 83-94.
Библиографический список
- Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. [Книга] – Москва: Издательство ФО СССР, 1991. 318 с.
- Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). Т. 3. [Книга] – Москва: Издательство ФО СССР, 1991. XXXIX+470 с.
- Волкан В., Оболенский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // Общественные науки и современность. М., 1992. № 6. С.31-48.
- Евгеньева Т. В. Современные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования // РГГУ – вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный педагогический опыт: сборник материалов программы повышения квалификации «Методика преподавания исторических курсов в РГГУ»] / Под ред. В. В. Минаева, Н. И. Басовской, А. Б. Безбородова. – М.: Издательство Ипполитова, 2005. С. 83-94.
- Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. Т. 1. [Неизданная рукопись] – Село Тихоново, 1986-1989. От далёкого прошлого до 1917 года. 92 с.
Количество просмотров публикации: Please wait