Во время становления педагогики как науки были признаны три основных понятия педагогики – «воспитание», «обучение», «образование». «Воспитание» как обширная группа исторически включала в себя «обучение» и «образование». Сейчас под «воспитанием» как общественным явлением считают сообщение исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
При этом педагог выполняет следующие функции:
- сообщает опыт, накопленный человечеством;
- включает в мир культуры;
- побуждает к самовоспитанию;
- помогает определиться в трудных жизненных обстоятельствах и найти выход сложившейся ситуации.
Также обучающийся:
- познает опыт человеческих отношений и основы культуры;
- саморазвивается;
- овладевает способами общения и манерами поведения.
В итоге воспитанник пересматривает свое мировоззрение и отношение к людям и самому себе [4].
Практика показывает, что воспитание диалектически взаимозависимо с обучением. Оно содействует развитию и установлению главных качеств личности, выражающиеся в поступках. Эти качества определяют не только мировоззрение человека, но и общественные, нравственные позиции; индивидуальные намерения.
Приумножение и сообщение опыта культуры во взаимоотношении с ростом научных представлений стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. Сейчас образование и воспитание считаются главными причины становления общества и государства, науки и культуры.
Цель воспитания всегда определяет исторические нужды общества в обучении поколения, которое готового выполнять поставленные обществом функции и социальные роли. То есть совокупности, обусловливающей форму и задачи воспитания, совпадают с сложившимися национальным обычаям, спецификам социально-исторической формации, установленной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктринам государства. В мировой практике знакомы такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
Второе понятие – «обучение» – определяется как процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, итогом которого гарантируется развитие учащегося [1].
При этом учитель выполняет следующие функции:
- целенаправленно обучает, предоставляет знания, жизненный опыт, методы деятельности, главные принципы культуры и научного опыта;
- управляет процессом овладения знаний, умений и навыков;
- обеспечивает средства для развития личности учеников (внимания, памяти, мышления).
Также обучающийся:
- учится – осваивает объясняемый материал и делает учебные задания с помощью преподавателя, в группе вместе с другими учащимися или самостоятельно;
- старается самостоятельно смотреть, сопоставлять, думать;
- выражает инициативу в нахождении новых знаний, дополнительных источников информации (учебник, справочник, Internet), работает над самообразованием.
Из этого следует, что диалектическое отношение «обучение-воспитание» ориентировано, в первую очередь, на улучшение деятельностных и личностных параметров человека, исходя из его интересов, полученных знаний, умений и навыков.
Основываясь на спецификах взаимосвязи преподавания и учения, в науке и практике, определяют различные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья категория педагогики – «образование» – определяется как:
- процесс обучения и воспитания человека;
- как результат последнего;
- как система.
Вся система образовательных (или учебных и воспитательных) организации формируется в структуру в рамках определенного города, региона, страны.
Долгое время определялись различные воспитательные и образовательные организации. В их числе: детские сады, школы-гимназии, лицеи, школы-интернаты, университеты, колледжи, институты, академии, комнаты школьника, дворцы творчества, дома молодежи, центры развития.
По этому вопросу есть разные мнения, что соответствует объективному процесса развития каждой науки. В качестве примера могут послужить теории появления жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.
В истории педагогики возможно обособление первой идеи на проблему. «Воспитание» считалось в роли единой категории, в которую входили «обучение» и «образование». С этих сторон «воспитывать» определялось как выращивание и обучение ребенка правилам поведения, обеспечение его образования.
Если «воспитание» определять как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно представляется, лишь частным случаем «обучения».
Иногда возможны попытки отождествить «воспитание» и «образование».
В Законе «Об образовании» последнее определено как единая категория. Данная категория объясняется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».
Точное изучение разнах мнений ученых и практиков допустило путь вычленения единого и частного в любой из категорий. Эта идея вошла в базу третьей позиции. Она предусматривает обособление в любом понятии аспектов деятельности, взаимосвязи, взаимозависимости.
Из этого следует, что обучение, воспитание и образование можно определить как специфическую организованную работу, итогом которой является развитие человека [2].
Библиографический список
- Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
- Вайндорф М. Е., Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций.- М.: Юрайт-Издат,2004.-254с.
- Волочай А.В., Димитрова Л.В., Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-160с.
- Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания [Текст] / Б.П. Битинас. – М.: Норма, 1996. – 116 с. – ISBN 5-86225-699-7.
- Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с. – ISBN 5-8046-0174-1.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]: учебник / М.: 1995. – 222 с. – ISBN 5-300-14432-0.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Инфра, – М.: 2008. – 204 с. – ISBN 978-5-16-003556-7.