АНАЛИЗ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ ПЕДАГОГИКИ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрены категории педагогики и их взаимосвязи. Каждая теоретическая организация нуждается в точном разграничении между обычными представлениями и научными знаниями. В повседневной речи воплощается обыденная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним можно отнести следующие: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Анализ и функции основных категорий педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/01/26333 (дата обращения: 21.02.2024).

Во время становления педагогики как науки были признаны три основных понятия педагогики – «воспитание», «обучение», «образование».  «Воспитание» как обширная группа исторически включала в себя «обучение» и «образование». Сейчас под «воспитанием» как общественным явлением считают сообщение исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

При этом педагог выполняет следующие функции:

  • сообщает опыт, накопленный человечеством;
  • включает в мир культуры;
  • побуждает к самовоспитанию;
  • помогает определиться в трудных жизненных обстоятельствах и найти выход сложившейся ситуации.

Также обучающийся:

  • познает опыт человеческих отношений и основы культуры;
  • саморазвивается;
  • овладевает способами общения и манерами поведения.

В итоге воспитанник пересматривает свое мировоззрение и отношение к людям и самому себе [4].

Практика показывает, что воспитание диалектически взаимозависимо с обучением. Оно содействует развитию и установлению главных качеств личности, выражающиеся в поступках. Эти качества определяют не только мировоззрение человека, но и общественные, нравственные позиции; индивидуальные намерения.

Приумножение и сообщение опыта культуры во взаимоотношении с ростом научных представлений стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. Сейчас образование и воспитание считаются главными причины становления общества и государства, науки и культуры.

Цель воспитания всегда определяет исторические нужды общества в обучении поколения, которое готового выполнять поставленные обществом функции и социальные роли. То есть совокупности, обусловливающей форму и задачи воспитания, совпадают с сложившимися национальным обычаям, спецификам социально-исторической формации, установленной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктринам государства. В мировой практике знакомы такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Второе понятие – «обучение» – определяется как процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, итогом которого гарантируется развитие учащегося [1].

При этом учитель выполняет следующие функции:

  • целенаправленно обучает, предоставляет знания, жизненный опыт, методы деятельности, главные принципы культуры и научного опыта;
  • управляет процессом овладения знаний, умений и навыков;
  • обеспечивает средства для развития личности учеников (внимания, памяти, мышления).

Также обучающийся:

  • учится – осваивает объясняемый материал и делает учебные задания с помощью преподавателя, в группе вместе с другими учащимися или самостоятельно;
  • старается самостоятельно смотреть, сопоставлять, думать;
  • выражает инициативу в нахождении новых знаний, дополнительных источников информации (учебник, справочник, Internet), работает над самообразованием.

Из этого следует, что диалектическое отношение «обучение-воспитание» ориентировано, в первую очередь, на улучшение деятельностных и личностных параметров человека, исходя из его интересов, полученных знаний, умений и навыков.

Основываясь на спецификах взаимосвязи преподавания и учения, в науке и практике, определяют различные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория педагогики – «образование» – определяется как:

  • процесс обучения и воспитания человека;
  • как результат последнего;
  • как система.

Вся система образовательных (или учебных и воспитательных) организации формируется в структуру в рамках определенного города, региона, страны.

Долгое время определялись различные воспитательные и образовательные организации. В их числе: детские сады, школы-гимназии, лицеи, школы-интернаты, университеты, колледжи, институты, академии, комнаты школьника, дворцы творчества, дома молодежи, центры развития.

По этому вопросу есть разные мнения, что соответствует объективному процесса развития каждой науки. В качестве примера могут послужить теории появления жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики возможно обособление первой идеи на проблему. «Воспитание» считалось в роли единой категории, в которую входили «обучение» и «образование». С этих сторон «воспитывать» определялось как выращивание и обучение ребенка правилам поведения, обеспечение его образования.

Если «воспитание» определять как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно представляется, лишь частным случаем «обучения».

Иногда возможны попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» последнее определено как единая категория. Данная категория объясняется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Точное изучение разнах мнений ученых и практиков допустило путь вычленения единого и частного в любой из категорий. Эта идея вошла в базу третьей позиции. Она предусматривает обособление в любом понятии аспектов деятельности, взаимосвязи, взаимозависимости.

Из этого следует, что обучение, воспитание и образование можно определить как специфическую организованную работу, итогом которой является развитие человека [2].


Библиографический список
  1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
  2. Вайндорф М. Е., Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций.- М.: Юрайт-Издат,2004.-254с.
  3. Волочай А.В., Димитрова Л.В., Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-160с.
  4. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания [Текст] / Б.П. Битинас. – М.: Норма, 1996. – 116 с. – ISBN 5-86225-699-7.
  5. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с. – ISBN 5-8046-0174-1.
  6. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]: учебник / М.: 1995. – 222 с. – ISBN 5-300-14432-0.
  7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Инфра, – М.: 2008. – 204 с. – ISBN 978-5-16-003556-7.


Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: